Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 20.07.2017, 17:51

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Военная промышленность ЮАР

Военная промышленность ЮАР

Э. Штендер

На протяжении последних десятилетий Южно-Африканская Республика проводила агрессивный внешнеполитический курс в отношении соседних государств, создавая очаг напряженности в Африке. Цели военно-политического руководства страны, в основе которых лежит стремление к завоеванию политического и экономического господства на юге континента, отвечали интересам крупных держав Запада в данном регионе. Это обеспечило Претории в 1960-1970 годах широкомасштабную помощь в экономической и военной областях главным образом со стороны США, Франции, Великобритании. Они продавали ЮАР оружие, военную технику и технологию, способствовали возникновению и развитию военной промышленности страны в обмен на поставки ценного стратегического сырья (урана, хрома, марганца, платины, золота, алмазов).

Именно в ту пору (1964) в ЮАР был создан департамент по производству вооружений (Armament Production Board - АРВ) - правительственный орган, отвечавший за выпуск, закупки и поставки всех видов оружия. В 1968 году была организована корпорация по разработке и производству вооружений (Armaments Development and Production Corporation - Arms Corp.), координировавшая военное производство на двух подчиненных АРВ заводах и предприятиях частных компаний. В апреле 1977 года АРВ и Arms Corp. были объединены в корпорацию, получившую название АРМСКОР (Armament Corporation of South Africa - ARMSCOR). Последнее событие ознаменовало организационное оформление создания национальной военной промышленности ЮАР.

Когда Генеральная Ассамблея ООН резолюцией № 418 (1977) ввела эмбарго на поставки оружия в ЮАР, ее вооруженные силы были уже оснащены современным по тем временам оружием и военной техникой производства Великобритании, Италии, Франции. Кроме того, к тому времени была заложена основа национальной военной промышленности - мощная ремонтная база, позволявшая восстанавливать даже те образцы военной техники, которые во многих странах были бы отправлены на переплавку. Не было недостатка и в квалифицированных научных кадрах. Провозглашенная военно-политическим руководством страны стратегия опоры на собственные силы в сложившихся условиях быстро дала результаты: практически за десятилетие страна перешла от лицензионного производства к почти самостоятельному проектированию вооружений.

В последние годы, когда процесс политического урегулирования в Юго-Западной Африке набрал силу, руководство ЮАР, внося определенные коррективы в политику в отношении государств юга континента, стремится сохранить за своей страной региональное лидерство. Значительная роль здесь отводится военному потенциалу страны, в том числе военной промышленности. Основной упор в развитии последней делается в настоящее время, как отмечал президент ЮАР Ф. де Клерк, на усиление собственной научно-исследовательской базы.

По оценкам иностранных специалистов, военная промышленность Южно-Африканской Республики занимает десятое место в капиталистическом мире по объему производства и на 90 проц. обеспечивает потребности вооруженных сил страны. Основу военной индустрии составляют предприятия государственной корпорации АРМСКОР, подчиненной министерству обороны. Годовой оборот последней оценивается в 1,25 млрд. долларов.

В функции АРМСКОР входит разработка перспективных и текущих планов проектирования и производства вооружений и другой продукции военного назначения, заключение контрактов на их выпуск с фирмами-подрядчиками, участие в торгово-закупочной деятельности министерства обороны ЮАР. Иными словами; весь цикл создания новых образцов оружия и военной техники - от заказа на разработку до сбыта готовой продукции - контролируется корпорацией.

АРМСКОР, являясь составной частью военно-промышленного комплекса страны, финансируется через военный бюджет по статьям «Расходы на закупку оружия и военной техники» и «Боевая подготовка и МТО войск». Деятельностью АРМСКОР руководит административный совет. Он состоит из 7-12 членов, представляющих государственный и частный секторы. Б качестве постоянного представителя в него входит министр обороны. Глава административного совета в иерархии высших представителей военно-промышленного комплекса находится на одном уровне с командующим вооруженными силами страны.

Корпорация АРМСКОР включает девять крупных военно-промышленных компаний, которые являются головными по выпуску наиболее сложных систем вооружений (авиационная техника, ракетное оружие, радиоэлектронное и оптическое оборудование, артиллерийские системы). Они размещают заказы в частном секторе. Более 60 фирм-подрядчиков имеют до 500 субподрядчиков. Широко привлекая частные компании к выполнению военных заказов, АРМСКОР учитывает тот факт, что многие из них в качестве филиалов иностранных корпораций имеют возможность получать передовую технологию по внутрифирменным каналам.

Цель политики руководства АРМСКОР - достижение полной самообеспеченности в области разработки и производства вооружений. На военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) ежегодно отчисляется из государственного бюджета сумма, эквивалентная 4-5 проц. годового оборота корпорации АРМСКОР и примерно 15 проц. дохода от экспорта ее продукции. Основные усилия корпорации сконцентрированы на создании систем оружия, специально предназначенных для выполнения боевых задач с учетом местных природно-климатических условий. При этом упор делается на максимальное использование западных технологий. Эксперты АРМСКОР имеют большой опыт копирования иностранных образцов техники или их модернизации. Как правило, все полученные иностранные образцы оружия и военной техники проходили испытательные стенды научно-исследовательских подразделений АРМСКОР, где подвергались всестороннему изучению и совершенствованию. Таким образом, новые образцы военной техники, создаваемые в ЮАР, рассматриваются западными специалистами как модернизированные западноевропейские. Однако эта точка зрения энергично оспаривается представителями военно-промышленного комплекса ЮАР.

Истребитель «Чита»
Рис. 1. Истребитель «Чита»
ХТР-1
Рис. 2. Опытный образец вертолета ХТР-1
Пусковая установка 68-мм НАР
Рис. 3. Пусковая установка 68-мм НАР (на переднем плане) и 20-мм пушка GA-1, установленные на вертолете ХТР-1
Бронетранспортер «Ратель»
Рис. 4. Бронетранспортер «Ратель»
РСЗО «Валькирия-22»
Рис. 5. РСЗО «Валькирия-22»

Процесс создания новых систем вооружений осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых АРМСКОР отводится весьма существенная роль. На начальном этапе определения потребностей в новых системах корпорация выступает в качестве советника министерства обороны, на следующем - изучает имеющиеся предложения и выбирает наиболее подходящий проект. Заказ на изготовление опытного образца передается тому филиалу АРМСКОР или предприятию частного сектора, с которым в случае утверждения проекта будет заключен контракт на серийное производство. При принятии решения на производство учитываются стоимость системы оружия, сроки изготовления, устанавливаются порядок финансирования и комплекс мероприятий по материально-техническому обеспечению. Большую роль в этом играют эксперты АРМСКОР. После заключения контракта с филиалом корпорации или субподрядчиком корпорация контролирует качество изготовления системы оружия, соответствие контрактным обязательствам ее технических характеристик и сроков поставки в вооруженные силы.

В нынешних условиях перед АРМСКОР стоит задача освоения передовых технологий и обеспечения ЮАР регионального лидерства в различных областях военного производства. Вместе с тем корпорация продолжает осуществление ряда программ в области наступательных видов вооружений. По мнению зарубежных специалистов, основой технологического прорыва могут стать успехи, достигнутые за последние десять лет в области создания новых образцов авиаракетной, артиллерийско-стрелковой и бронетанковой техники.

Департамент авиационной, ракетной и военно-морской техники АРМСКОР координирует разработку и производство названных видов техники и объединяет следующие компании: «Атлас эркрафт» (авиационная техника), «Кентрон» (ракетное оружие), «Элоптро» (электроника и оптические приборы). Глава департамента является постоянным членом советов директоров данных компаний.

Нынешний уровень развития авиационной техники в значительной степени был достигнут благодаря помощи Франции, которая до введения ООН эмбарго на поставки оружия в ЮАР (1977) привлекала южноафриканские авиастроительные предприятия к сборке и частичному производству узлов и деталей самолетов «Мираж», вертолетов «Алуэтт» и «Пума». К числу новых разработок в рамках названного департамента относятся истребитель «Чита» (рис. 1), вертолет «Альфа-XHl», противотанковый вертолет «Руивалк-ХН2», управляемые ракеты (УР) V3B и V3C класса «воздух- воздух», многоцелевой беспилотный аппарат «Сикер».

Руководство АРМСКОР представляет истребитель «Чита» как самостоятельную разработку, хотя он создан на базе модернизированного французского истребителя «Мираж-3». Программа АРМСКОР по созданию истребителя для Южно-Африканских сил обороны (САДФ) была начата в 1983 году при участии фирмы «Исраэль эркрафт индастриз» (Израиль). Последняя уже имела опыт модернизации самолета «Мираж-3» при разработке тактического истребителя «Кфир». По мнению западных специалистов, под модернизацией в случае с «Чита» следует понимать практически полную замену вооружения, радиоэлектронного оборудования, двигателя и составных частей конструкции. Наиболее серьезной проблемой была замена авиационного двигателя. В этой области ЮАР до сих пор находится на стадии лицензионного производства. Вместо двигателя «Атар 9С» был установлен «Атар 9К-50», производимый по лицензии с начала 70-х годов с помощью Израиля. Истребитель «Чита» был оснащен новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, в том числе разработанным в ЮАР на базе израильской многоцелевой РЛС «Эльта» EL/M-2001B, и навигационно-огневой системой производства фирмы «Эльбит». Вооружение «Чита» составляют УР V3B, V3C класса «воздух-воздух» и две 30-мм пушки типов «Дефа-552 и -553» (производимые по французской лицензии).

В дальнейшие планы АРМСКОР входит создание истребителя на собственной научно - исследовательской базе. Руководство корпорации подчеркивает, что с учетом финансовых ограничений целью является разработка не технологической новинки, а истребителя, предназначенного для выполнения конкретных задач, стоящих перед САДФ. При этом категорически отвергаются предположения об использовании деталей проекта. израильского истребителя «Лави» на том основании, что если Израиль не смог осуществить столь дорогостоящий проект при помощи США, то ЮАР, и без того испытывающей финансовые трудности, это тем более не по силам. В то же время в разработке нового проекта, рассчитанного на десять лет, участвует группа конструкторов из Израиля.

В области вертолетостроения в 1981 году компания «Атлас эркрафт» начала работу по двум параллельным программам с целью создания боевого вертолета «Аль-фа-ХН1» (на базе французского «Алуэтт») и противотанкового вертолета «Руивалк-ХН2» (SA-330 «Пума»). Программа «Альфа» носила исследовательский характер, ее основной целью была попытка самостоятельной разработки вертолета с применением созданных в ЮАР электронных систем и собственных технологий. Вследствие этого данная программа была завершена в 1987 году после испытаний опытного образца в подготовки боевого вертолета к серийному производству, которое может начаться в случае необходимости.

В рамках параллельной программы к 1987 году был создан образец вертолета, получившего в ВВС ЮАР обозначение ХТР-1 (рис. 2). Он представляет собой значительно модернизированный вертолет SA-330 «Пума» с двумя пилонами для подвески на каждом двух кассет УР класса «воздух - воздух». Вооружение ХТР-1 включает также 20-мм пушку GA 1 национального производства (рис. 3). Все бортовые радиоэлектронные системы, основные узлы и компоненты произведены в ЮАР. Впоследствии ХТР-1 стал прототипом вертолета «Руивалк», основным вооружением которого, как ожидается, будут ПТУР типа «Toy» (США) или «Мапатс» (Израиль). Реализация проекта в основном завершилась к концу 1989 года, а испытания должны были пройти в конце января 1990-го. Однако, по данным западной печати, в ЮАР было объявлено, что САДФ больше не испытывают потребности в данном вертолете. Это поставило компанию «Атлас эркрафт» в затруднительное положение, так как возникла проблема сбыта вертолета «Руивалк», что в условиях международного бойкота весьма проблематично.
В 1987 году частная фирма «Нэшнл дайнэмикс» продемонстрировала разработанный ею высокоманевренный беспилотный летательный аппарат «Сикер» многоцелевого назначения. Он может использоваться для воздушного наблюдения, радиосвязи и в качестве мишени. «Сикер» оснащен двумя телекамерами для передачи изображения на расстояние до 200 км.

Достижения ЮАР в области ракетостроения были впервые продемонстрированы на международной выставке авиационной и космической техники в Чили в 1988 году. Здесь была показана УР V3C (экспортное название «Дартер») класса «воздух - воздух», разработанная фирмой «Кентрон» на основе усовершенствованной УР V3B «Кукри», созданной в 70-х годах на базе французской УР «Мажик»/ Ракета V3C ма-невреннее прототипа, оснащена более чувствительной системой самонаведения, радиус действия достигает 5 км. По виду и конфигурации «Дартер» имеет большое сходство с УР «Мажик-2» и визуально практически неотличима от последней. Кроме того, в силу конструкционных особенностей она может быть легко приспособлена для авиационной техники французского производства. Ожидается, что в 1993-1994 годах УР V3C поступит в серийное производство. По признанию представителей АРМСКОР, официальные экспортные заказы на данную ракету отсутствуют по политическим мотивам, хотя ряд стран проявил свою заинтересованность в ней. По этой причине ее серийное производство планируется поддерживать на уровне, обеспечивающем потребности САДФ.

В области военно-морской техники достижения АРМСКОР не очень значительны, что связано с существенным сокращением бюджетных ассигнований на техническое оснащение ВМС. Последнее обусловлено ограничением круга их задач по охране морских границ и 200-мильной экономической зоны.

Основным подрядчиком АРМСКОР в производстве военно-морской техники является частная компания «Сандок Острая». Она имеет большой опыт ремонта кораблей практически всех классов, а также создания новых образцов военно-морской техники. Так, за последние пять лет на ее верфях в Дурбане были построены по национальному проекту четыре тральщика - искателя мин типа «Умкомаас», оборудованных гидроакустическими станциями южноафриканского, производства. Как и большинство «собственных» разработок ЮАР, «Умкомаас» имеет западный прототип - минный тральщик класса «Шуце» (ФРГ).

В ближайшие планы «Сандок Острал» входит строительство дизельной подводной лодки проекта 209, техническая документация на которую была нелегально приобретена в ФРГ. Рассматривается также возможность передачи «Сандок Острал» заказа на строительство фрегатов
УРО.

Несомненным успехом в области военно-морской техники считается создание по национальному проекту наиболее крупного в истории южноафриканского судостроения вспомогательного судна «Дракенсберг» водоизмещением 12,5 тыс. т, переданного ВМС в 1987 году. «Дракенсберг» оборудован вертолетной палубой и ангаром для двух вертолетов типа «Пума» и может выполнять функции по обнаружению, оповещению, связи и. разведке, а также по ликвидации последствий стихийных бедствий или крупных аварий.

Заметных успехов добилась ЮАР в артиллерийско-стрелковой и бронетанковой промышленности, где страна обладает наиболее развитой научно-исследовательской базой и значительным экспортным потенциалом.

Еще в середине 70-х годов был разработан первый практически самостоятельный проект бронетранспортера «Ратель» (рис. 4), технические характеристики которого позволяют выполнять широкий круг боевых задач на значительном удалении от баз материально-технического обеспечения в условиях каменистых пустынь. Существует несколько его модификаций. В зависимости от назначения они вооружены 20-, 60- или 90-мм пушками, а также 7,62-мм пулеметами: «Ратель-20», «Ратель-60» и «Ратель-90». БТР находится в серийном производстве с 1978 года, состоит на вооружении сухопутных войск и поставляется на экспорт в страны со сходными природно-климатическими условиями. С 1988 года выпуск машин ограничен, что обусловлено завершением программы их поставок в сухопутные войска ЮАР и отсутствием экспортных заказов, а также разработкой и подготовкой к изготовлению новых модификаций БТР «Ратель».

В последние годы специалисты корпорации АРМСКОР разработали восьмиколесную боевую бронированную машину «Руикат» для сухопутных войск и четырехколесную «Жаккалс» для воздушно-десантных. В целях транспортировки раненых был создан легкий бронеавтомобиль «Мфези».

В области полевой артиллерии наиболее значительное достижение - гаубица G-5 и ее самоходный вариант - G-6 (компания «Литтлтон инжиниринг уоркс»). Первая была создана на основе 155-мм гаубицы GC-45 (бельгийского производства) с применением специальной технологии транснациональной корпорации «Спейс рисёрч корпорейшн». Как образцы GC-45, так и технология были поставлены в ЮАР нелегально, в обход эмбарго ООН. Особенностью G-5 является большая дальность стрельбы (до 40 км) активно-реактивными снарядами, изготовление которых было также освоено в ЮАР. Кроме того, технические характеристики гаубицы позволяют вести стрельбу ядерными боеприпасами.

В начале 80-х годов был разработан самоходный вариант гаубицы G-6 на шасси'БТР «Ратель». Она имеет большую дальность стрельбы, высокую проходимость по пересеченной местности и значительную скорость движения. С 1988 года G-6 находится на вооружении САДФ. По своим характеристикам данная гаубица практически не имеет аналогов в капиталистических странах. Это обусловило высокий спрос на мировом рынке оружия на G-5 и на G-6, однако ее продажа затруднена из-за бойкота ЮАР. Тем не менее Претория изыскала возможность поставить значительную партию G-5 в Ирак.

В начале 80-х годов корпорация АРМСКОР разработала 127-мм 24-ствольную РСЗО «Валькирия-22» (рис. 5). Ее артиллерийская часть установлена на западногерманском 2-т автомобиле «Унимог» повышенной проходимости.

В интересах южноафриканских сухопутных войск было освоено производство 60-мм миномета «Коммандо» М4.

Заслуживает упоминания и 20-мм автоматическая пушка GA 1, разработанная на основе всесторонней модернизации немецкой пушки MG 151/20 времен первой мировой войны, а также 20-мм пушка G12, разработанная на основе французской пушки типа М693. Автоматическая пушка GA 1 устанавливается на новых вертолетах и истребителях «Чита» и оснащается системой визуального обнаружения цели с одновременным наведением на нее.

Из стрелкового оружия АРМСКОР разработала 7,62-мм легкий пулемет SS-77 и ручной полуавтоматический гранатомет револьверного типа.
В целом военная промышленность Южно-Африканской Республики располагает значительным производственным и научно-техническим потенциалом. В настоящее время сдерживающее влияние на ее развитие оказывают экономические санкции, введенные в 1986-1987 годы основными западными странами. Вместе с тем представители правящих кругов ЮАР неоднократно подчеркивали их стимулирующий эффект на расширение исследовательских и производственных возможностей национальной военной промышленности.

Экономические санкции ограничивают доступ ЮАР к передовой технологии, в том числе в военной области, затрудняя внедрение достижений научно-технического прогресса. Закрытие филиалов значительного числа западных фирм, повлекшее за собой изъятие из экономики страны капитала, ограничило источники финансирования военной индустрии. Негативное воздействие оказывают и запреты на продажу ЮАР товаров стратегического назначения. Это вынуждает Преторию использовать нелегальные каналы их получения или налаживать производство на собственной базе, что приводит к росту непроизводительных расходов. Так, себестоимость дизельных двигателей, изготовляемых в ЮАР, превышает затраты на их импорт на 30 проц., а на производство некоторых видов радиоэлектронного оборудования - в 9 раз. Получение передовой технологии из Израиля,' Чили, Южной Кореи и с Тайваня также связано с дополнительными финансовыми затратами.

ЮАР не имеет законного выхода на мировой рынок оружия, что в сочетании с ограниченными внутренними потребностями не позволяет развернуть крупносерийное производство оружия и военной техники с высокой экономической эффективностью. В связи с этим существует проблема сбыта, которая, однако, не останавливает фабрикантов оружия. «Ни нас, ни наших клиентов, - заявил глава АРМСКОР П. Мараис,- не волнуют санкции и запреты. На хороший товар всегда найдется покупатель. Мы же способны самостоятельно производить вооружение на уровне мировых образцов, а иногда и превосходим их». В 1982 году ЮАР приступила к целенаправленным поискам потребителей своей военной продукции, используя для ее легальной реализации единственный канал - международные выставки в Чили, где ЮАР не подвергается дискриминации по политическим мотивам. Именно на этих выставках были впервые продемонстрированы истребитель «Чита», 155-мм гаубицы G-5 и G-6, УР «Дартер» класса «воздух - воздух», вертолет ХТР-1, а также РСЗО «Валькири» и кластерная бомба СВ470 (производимая только на экспорт).

Приводимые АРМСКОР данные об объеме военного экспорта, призванные иллюстрировать успехи ЮАР, часто завышены. По сведениям западной печати, ЮАР поставляет оружие и военную технику почти в 20 стран мира. Наиболее крупными из известных являются поставки 155-мм гаубиц G-5 в Ирак, БМП «Ратель» и бронеавтомобилей «Эланд» (производились по лицензии Франции) в Марокко. В числе вероятных покупателей южноафриканского оружия (в основном стрелкового и боеприпасов) называются также Иран, Зимбабве, Шри Ланка.

Поставки оружия на экспорт сопряжены для ЮАР с целым рядом проблем, сводящихся в основном к обеспечению секретности сделок. Учитывая данный аспект, специалисты АРМСКОР при проектировании новых вооружений по возможности сохраняют внешний вид и конфигурацию тех западных образцов, которые служат прототипами. По мнению исполнительного директора АРМСКОР И. ван Вуурена, серьезной проблемой является также быстрое моральное устаревание военной продукции. Поэтому АРМСКОР проектирует образцы вооружений с учетом последующей модернизации, что позволяет продлить их жизненный цикл.

Как правило, экспортная продукция не имеет фирменной маркировки. Значительная часть торговых операций осуществляется при посредничестве Израиля, Южной Кореи, Тайваня, а также через подставные фирмы. Дополнительные сложности для покупателей возникают в связи с необходимостью приглашать южноафриканских специалистов для технического обслуживания закупаемой в ЮАР военной техники, что не всегда желательно по политическим мотивам.

Программа политических реформ, разработанная нынешним правительством Претории, создает угрозу целям ультраправых группировок, отстаивающих расовое превосходство белых. Они обвиняют Ф. де Клерка в капитуляции и вооружаются на случай «африканской революции». Их поддерживают те представители правящих кругов, которые продолжают подчеркивать, что «выживаемость ЮАР как государства апартеида определяется жизнеспособностью экономики в условиях международной изоляции, а также силой и непобедимостью вооруженных сил». Поэтому военно-политическое руководство страны стремится к дальнейшему укреплению военной мощи на основе переоснащения вооруженных сил современными видами оружия и военной техники, разрабатываемыми и производимыми национальной военной промышленностью.

Зарубежное военное обозрение №9 1990 С.63-69

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (17.09.2008) | Автор: Э. Штендер
Просмотров: 14972 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 2
2  
Рады представить Вам Сайт PerfectVPN .com

Даже кратчайшие <a href='http://perfectvpn.com/ru/index.html'><b>vpn связь</b></a> удет прошлое в тайне для соединения VPN любой. Является привлекательным вариантом для людей, обеспокоенных их безопасности и конфиденциальности. Это не веб proxy. VPN соединение является привлекательным вариантом для людей, обеспокоенных их безопасности и конфиденциальности. Это не веб-прокси, это гораздо более продвинутым и безопасным. Мы можем обещать, что все <a href='http://perfectvpn.com/ru/index.html'><b>vpn коннект</b></a> вы делаете, будет безопасным и анонимно. Это статьи будет дан обзор о том, где найти настройки VPN соединения регулирующих, что настройки соединения не требуется, и как установить и где скачать OPENVPN. VPN дает очень надежного соединения частных сетей, связанных через Интернет. Она позволяет удаленным компьютерам себя так, словно они были на тот же надежный, локальные сети.

1  
Добрый день! обращаем Ваше внимание на уникальный сайт http://reklamma.net тут за то что Вы добавите свой сайт заплатят только правда вывести не сможете админы за етим следят, но и пусть зато на шару можно прорекламить свой ресурс да и еще на своем сайте заработать, ет не траф биз где обманываю по пользователям, когда счетчики говорят одно а у них считаеться совсем другое! Заходите регайтесь http://reklamma.net

Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz