Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 18.08.2017, 13:41

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Аэромобильные операции

Аэромобильные операции

Полковник В. Гармаш,
полковник И. Островной,
кандидат военных наук

Содержанием одного из способов поражения противника, отраженного в концепциях «воздушно-наземная операция (сражение)» и «борьба со вторыми эшелонами (резервами)», становится одновременное воздействие по важнейшим элементам его группировки на всю глубину ее оперативного построения. Однако для реализации этого способа, согласно взглядам военных специалистов США и НАТО, необходимо ликвидировать образовавшийся разрыв между возросшей огневой мощью сухопутных войск и их подвижностью. Одним из направлений решения этой проблемы считается дальнейшее повышение подвижности войск посредством создания и совершенствования качественно нового типа формирований - аэромобильных, оснащенных летательными аппаратами различного назначения для переброски по воздуху и быстрого маневрирования на поле боя. Внедрение армейской авиации в состав механизированных, бронетанковых и других типов дивизий создает условия для повышения боевых возможностей и мобильности войск.

В настоящей статье рассматриваются взгляды командования НАТО на состояние, дальнейшее развитие аэромобильных войск и основы их применения на примере действий воздушно-наземной тактической группы (внтгр) армейского корпуса США.

Согласно положениям полевых уставов армии США под аэромобильными операциями понимаются боевые действия, заключающиеся в скрытной и быстрой переброске армейской авиацией в районы расположения противника аэромобильных частей и подразделений сухопутных войск, а также в нанесении ими ударов с суши и воздуха для выполнения своих боевых задач.

Аэромобильные операции (действия) проводятся на оперативно-тактическом уровне, как правило, в интересах корпусов (дивизий) во всех видах боевых действий специально подготовленными частями и подразделениями сухопутных войск во взаимодействии с тактической авиацией, подразделениями сил специальных операций и средствами РЭБ. Наиболее эффективно аэромобильные войска могут применяться в наступлении. С помощью летательных аппаратов они способны легко преодолевать любые препятствия, естественные преграды, наносить по противнику внезапные удары с любых направлений (в том числе с тыла) и на большую глубину.

Наиболее характерной чертой аэромобильных формирований является их способность переносить усилия с одного объекта на другой, используя транспортно-десантные (многоцелевые) вертолеты в качестве средства маневра и ударные вертолеты для мощных огневых ударов с воздуха. При ведении обороны высокая мобильность и огневая мощь в сочетании с эффективной воздушной разведкой способствуют успешному проведению ими противодесантных и противоаэромобильных действий.

В зарубежной печати со ссылкой на положения устава сухопутных войск США FM 90-4 «Air assault operations» отмечается, что аэромобильные операции (действия) фактически стали воздушно-штурмовыми, приоритет в ведении которых принадлежит «легким» силам - частям (подразделениям) из воздушно-штурмовой, воздушно-десантной и легких пехотных дивизий, а также полка «рейнджеров». Основным формированием для ведения таких действий может быть воздушно-штурмовая тактическая группа в составе, как правило, усиленного батальона или бригады и вертолетных подразделений. В соответствии с положениями данного устава воздушно-штурмовые операции следует рассматривать как «совокупность аэромобильных действий усиленных подразделений «легких» сил и боевых вертолетов, которые характеризуются высокой маневренностью, решительностью, внезапностью и активностью, ведутся на большую глубину и на широком фронте».

Аэромобильные действия могут осуществляться и в ходе воздушно-десантной (совместной) операции. Так, например, в агрессивной акции (операция «Джаст коз»), проведенной вооруженными силами США против Панамы 20-23 декабря 1989 года, сухопутные войска вели аэромобильные действия по подавлению сопротивления разрозненных отрядов панамского ополчения в западных районах страны. При этом были созданы аэромобильные десанты численностью от роты до батальона из состава 2 лпд и 82 вдд на вертолетах UH-60A "Блэк Хок" при поддержке ударных вертолетов АН-64А «Апач» и AH-1S.

Основными задачами, решаемыми в ходе аэромобильных операций, являются: овладение важными участками местности, плацдармами на крупных водных преградах, горными перевалами, дефиле и узлами дорог; содействие войскам, наступающим с фронта, в развитии успеха и наращивании темпов наступления; дезорганизация деятельности органов управления и учреждений тыла противника; усиление войск в окружении, доставка разведгрупп и их эвакуация; воспрещение выдвижения и ввода в сражение вторых эшелонов (резервов) противника; отвлечение его боевых формирований из зоны боевых действий для охраны тыловых объектов и обеспечения безопасности тыловых районов.

Командования сухопутных войск США и НАТО считают, что аэромобильные подразделения могут и должны широко применяться для введения противника в заблуждение посредством обманных, ложных, отвлекающих и демонстративных действий в соответствии с общим планом дезинформации.

По взглядам американского командования, использование аэромобильных войск может оказать решающее влияние на ход боевых действий, а при определенных условиях, особенно ночью, способствовать достижению тактической, а в отдельных случаях и оперативной внезапности.

Военные эксперты США и НАТО считают, что аэромобильные формирования должны обладать тактической самостоятельностью, то есть способностью в течение определенного времени вести автономные боевые действия в расположении противника. Для перемещения на поле боя и огневого воздействия они должны иметь свои штатные средства переброски по воздуху и системы оружия для подавления средств ПВО и РЭБ.

В настоящее время наиболее подготовленными для проведения аэромобильных операций являются сухопутные войска США, В составе тяжелых и легких дивизий личный состав большинства мотопехотных (пехотных) батальонов прошел обучение для действий в качестве аэромобильных десантов. Для выполнения задач по их десантированию (высадке), огневой поддержке, снабжению и эвакуации раненых в соединениях и частях США и НАТО имеются бригады (батальоны, полки) армейской авиации. Количество и типы вертолетов приведены в таблице.

Количество и типы вертолётов, состояших на вооружении армии основных стран НАТО
Наименование частей Типы и количество вертолетов Всего
Боевые (ударные) Много-целевые Разведы-вательные Транс-портно-десантные РЭБ
США
Отдельная противотанковая вертолетная бригада 135 79 106 16   336
Бригада армейской авиации (АА) ак 126 177 113 72   488
Бригада АА мд (бртд) 42 34 58   12 146
Бригада АА лпд 29 34 31   3 97
Бригада АА вшд * 72 177 83 32 6 370
Батальон АА бркп 26 16 32   3 77
ФРГ
Полк противотанковых вертолетов ак 56   5     61
Полк средних транспортных вертолетов ак     5 32   37
Полк легких транспортных вертолетов ак     5 48   53
Эскадрилья АА дивизии   10       10

Великобритания

Полк АА ак (бртд, мпд) 24 12       36
* Кроме того, в других подразделениях воздушно-штурмовой дивизии имеется 68 вертолетов, из них 16 с ПТУР.

Уникальным формированием аэромобильных войск в армии США считается 101-я воздушно-штурмовая дивизия, способная за один вылет высадить в тылу противника до 1/3 своих боевых частей, подразделений обеспечения и обслуживания. Дивизия в целом, ее бригады, батальоны (пехотные аэромобильные) способны наносить мощные удары с воздуха, а во время перемещений между объектами действовать как обычная пехота, но поддерживаемая с воздуха своими штатными ударными вертолетами.

Сухопутные войска других стран НАТО отстают от армии США в аэромобильности из-за того, что пока не имеют соответствующей материальной базы. Однако обучение общевойсковых подразделений аэромобильным действиям проводится. Наиболее интенсивно это осуществляется в сухопутных войсках ФРГ. В них имеется воздушно-десантная дивизия, бригады которой предназначены для передачи в оперативное' подчинение армейским корпусам, располагающим полками средних транспортных, легких и противотанковых вертолетов.
Бригада состоит из парашютно-десантных подразделений. Переброска их в заданный район осуществляется средними транспортными вертолетами CH-53G. Высадку обеспечивают легкие вертолеты UH-1D «Ирокез», которые ведут воздушную разведку района боевых действий и по маршруту пролета. Вертолеты огневой под-' Держки Во-105Р, вооруженные ПТУР, привлекаются для борьбы с бронированными целями противника, в первую очередь с танками, в интересах аэромобильного десанта. К середине 90-х годов по программе «Структура-2000» в сухопутных войсках ФРГ планируется сформировать три аэромобильные дивизии, а вертолеты вооружить, помимо ПТУР и УР класса «воздух - земля», ракетами класса «воздух - воздух», что позволит использовать их против не только бронеобъектов, но и вертолетов.

В Великобритании после проводившихся в течение четырех лет испытаний одна пехотная бригада регулярных сухопутных войск была реорганизована в воздушно-десантную. В нее входят три парашютно-десантных батальона и два мотопехотных. Для обеспечения боевых действий бригады создан полк армейской авиации, в составе которого имеются противотанковые вертолеты «Линкс», вооруженные ПТУР «Toy», и легкие вертолеты общего назначения. Эти формирования, а также подразделения транспортно-десантных вертолетов СН-47 «Чинук» и «Пума», входящие в состав английских ВВС в ФРГ, находятся в распоряжении командующего Северной группой армий и в случае необходимости могут быть выделены для использования в аэромобильных действиях. В настоящее время на базе 24-й мотопехотной бригады 2-й мотопехотной дивизии, дислоцирующейся на территории Великобритании, создана 24-я аэромобильная бригада.

Английские аэромобильные войска в соответствии с принятой концепцией предназначены для использования в основном в зоне ответственности 1-го армейского корпуса Британской Рейнской армии. Долгосрочные планы развития сухопутных войск Великобритании предусматривают увеличение боевых возможностей аэромобильной бригады до степени, позволяющей использовать ее во всей зоне ответственности группы армий. Изучение этих вопросов продолжается.

Бельгия штатными аэромобильными частями и подразделениями не располагает, хотя парашютно-десантный полк «командос», применяемый в качестве воздушного десанта и выбрасываемый парашютным способом, регулярно готовится к ведению аэромобильных операций, используя вертолеты союзников по НАТО.

Сухопутные войска Нидерландов в своем составе аэромобильных сил также не имеют, но в последнее время рассматривается вопрос о закупке 50 боевых и транспортных вертолетов. В случае положительного решения можно будет создать ядро этих сил.

Таким образом, из всех стран НАТО, выделивших свои контингенты в Центральную и Северную группы армий, только США, ФРГ и Великобритания развивают национальные аэромобильные силы. В целях их совершенствования военно-политическое руководство НАТО высказывает ряд предложений:
- для того чтобы боевые действия аэромобнльных войск были достаточно эффективными и гибкими, управление должно осуществляться централизованно, на уровне командования группы армий;
- основная масса транспортно-десантных вертолетов должна находиться в распоряжении командования СГА и ЦГА, что позволит перебрасывать аэромобильные силы, необходимые для проведения конкретной операции, за один вылет;
- целесообразно создать в армиях отдельных стран НАТО аэромобильные формирования, каждое из которых было бы подготовлено к выполнению определенной задачи, и передать их в последующем в состав группы армий.

Командование сухопутных войск НАТО полагает, что в перспективе необходимо многонациональные аэромобильные силы каждой группы армий свести в аэромобильную дивизию, что может придать им оперативную значимость. В состав такой дивизии могут входить не менее двух-трех аэромобильных бригад; боевые вертолеты, вооруженные ракетами класса «воздух - воздух», «воздух - земля» и ПТУР; наземные и воздушные силы и средства разведки, а также ПВО; части боевой поддержки; транспортно-десантные вертолеты, оснащенные системами оборонительного оружия; средства тылового обеспечения. Основой для создания аэромобильной дивизии могут служить существующие аэромобильные силы отдельных стран НАТО. Это в конечном итоге позволит повысить возможности наземных соединений и частей, эффективно сочетать огонь и маневр на поле боя, действовать внезапно и быстро сосредоточиваться на важнейших направлениях для создания превосходства над противником. Необходимо, однако, решить ряд проблем, связанных с оперативной совместимостью национальных аэромобильных формирований и, следовательно, со стандартизацией их вооружения.

Наличие этих проблем вынуждает командование НАТО проводить постепенное формирование и развитие объединенных аэромобильных сил. Конкретные поэтапные меры, как считают зарубежные военные специалисты, могут быть следующими: официальный обмен информацией через офицеров связи разных стран; проведение совместных учений; разработка единых положений по боевому применению; создание многонационального штаба, который на первом этапе явился бы координационным и плановым органом, а со временем взял на себя управление всеми аэромобильными силами группы армии; разработка проекта краткосрочного и долгосрочного соглашения о взаимодействии аэромобильных сил с СГА и ЦГА.

По взглядам командования НАТО, аэромобильные операции содержат три взаимосвязанных этапа - подготовительный, десантирование и боевые действия по выполнению поставленной задачи. Управление силами, участвующими в аэромобильных операциях, на всех этапах осуществляет общевойсковой командир.
В ходе подготовительного этапа проводятся планирование аэромобильной операции, сосредоточение сил и средств в районе погрузки, уточнение вопросов боевого использования, а при наличии достаточного времени тренировочные занятия на местности, схожей (однотипной) с районом десантирования по местным предметам и объектам действий.

Этап десантирования начинается с посадки личного состава и загрузки боевой техники в вертолеты, заканчивается высадкой их в назначенных зонах. Для переброски аэромобильного десанта в тыл противника назначаются район погрузки, воздушный коридор и район высадки.

Схема переброски и высадки бригадной воздушно-наземной тактической группы (вариант)

Район погрузки для аэромобильного десанта корпуса силой до бригады выбирается на удалении 50-150 км от района высадки. Он должен находиться по возможности ближе к расположению перебрасываемых войск. Фактически здесь заканчивается объединение наземного и воздушного компонентов в бригадную воздушно-наземную тактическую группу. В нее могут входить три-четыре пехотных аэромобильных батальона, один-два артиллерийских дивизиона, три-четыре батальона армейской авиации, подразделения обеспечения и поддержки. Состав групп не является постоянным и зависит от поставленной задачи, противодействующего противника и особенностей аэромобильной операции. В районе погрузки каждому батальону назначается зона погрузки, роте - сектор погрузки размером 200х500 м, а также пункты пополнения боеприпасами и топливом.

В район боевых действий (зон высадки) перелет бригадной внтгр осуществляется по заранее выбранным маршрутам, по возможности над участками местности, не контролируемыми противником, в составе штурмового, последующего и тылового эшелонов.

На каждом маршруте полета назначаются контрольные пункты: исходный (находится в зоне погрузки), от которого производится расчет времени и высоты полета; регулирования движения (2-4); выхода на связь (обычно совмещаются с пунктами регулирования движения); расхождения (находится в 5-8 км от района высадки). Два-три маршрута полета вертолетов шириной 2-4 км каждый составляют воздушный коридор. Суммарная ширина воздушного коридора бригадной внтгр может достигать 12 км. Порядок переброски и высадки бригадной внтгр показан на рисунке.

Штурмовой эшелон (в его состав входят боевые подразделения и минимально необходимые силы и средства боевого обеспечения) осуществляет захват и удержание назначенного района высадки.
Последующий эшелон перебрасывается вслед за штурмовым и предназначается для наращивания его усилий. Он включает дополнительные подразделения боевого и тылового обеспечения, необходимые для поддержки боевых действий штурмового эшелона.

Тыловой эшелон обеспечивает аэромобильный десант материально-техническими средствами. При незначительном удалении зон высадки он может не перебрасываться, а обеспечивать боевые действия десанта непосредственно из района погрузки.

Переброска бригадной внтгр осуществляется, как правило, батальонными колоннами. Вертолеты с десантом взлетают по одному, звеньями или в полном составе подразделений. Наиболее целесообразными считаются одновременный подъем в воздух и полет больших вертолетных групп (10-12 вертолетов), что, по мнению американских специалистов, облегчает их прикрытие, огневую поддержку, управление и снижает уязвимость от огня противника. Дистанция между группами может составлять в среднем 2-3 мин полета (4-5 км). Перелет обычно выполняется с крейсерской скоростью 100-150 км/ч на высоте 500-600 м.

Боевой порядок вертолетов на маршруте полета может строиться уступом, колонной, клином, ромбом или пеленгом. Прикрытие внтгр при нахождений в воздухе обеспечивается самолетами тактической авиаций, действиями разведывательных вертолетов и вертолетов огневой поддержки, которые следуют впереди (дистанция 2-3 км), на флангах (интервал 1-1,5 км) и сзади (удаление 1-2 км) группы транспортно-десантных вертолетов, ведут разведку маршрута и уничтожают выявленные цели в коридоре пролета и на флангах. Кроме того, пролет обеспечивается огнем ствольной и реактивной артиллерии по целям, расположенным в непосредственной близости от Маршрутов пролета, и в первую очередь по средствам ПВО противника.

Боевые действий планируется проводить в следующей последовательности: захват назначенного объекта, его оборона и развитие успеха. После захвата намеченного объекта аэромобильный десант может обороняться на занимаемых позициях или переходить к развитию успеха. Захват последующих объектов может осуществляться путем выполнения наземного или Воздушного маневра. Если после захвата (уничтожения) объектив задача считается выполненной, то в дальнейшем десант может соединяться со своими войсками, Выступающими с фронта, или выводиться из района действий на вертолетах.

Основную задачу по захвату и уничтожению объектов бригадная внтгр будет выполнять, как правило, всем составом при централизованном управлении. В дальнейшем ее боевые действия могут проводиться при децентрализованном управлении батальонными, ротными и даже взводными тактическими аэромобильными группами, что, по мнению военных специалистов, повышает их живучесть, способствует более динамичному маневрированию в тылу противника и оказанию сильного психологического воздействия на его личный состав.

Таким образом, военные специалисты армии США и других стран НАТО рассматривают аэромобильные операции как весьма перспективную форму маневренных боевых действий, в основе которых лежит широкое применение вертолетов различного назначения. Вместе с тем аэромобильные силы лишь дополняют и не могут заменить наземные формирования, особенно в ходе непрерывных продолжительных боев и сражений.

Зарубежное военное обозрение №9 1990 С.21-26

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (06.09.2008) | Автор: Полковник В. Гармаш
Просмотров: 4377 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz