Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2017, 03:42

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Командование морских перевозок ВМС США

Командование морских перевозок ВМС США

Капитан 1 ранга Ф. Гаврилов, кандидат военных наук

В предыдущем номере журнала1 были рассмотрены предназначения командования морских перевозок ВМС США, задачи, решаемые им, организационная структура и судовой состав КМП. Ниже освещаются вопросы, связанные с наращиванием морских транспортных ресурсов для обеспечения океанских перевозок войск и грузов в любые районы мира.

Важное значение океанских стратегических перевозок в планах Пентагона нашло отражение в признании за ними третьей функции ВМС США, имеющей равный статус с завоеванием господства на море и использованием военной мощи на удаленных театрах военных действий.
Программы усиления средств океанских перевозок направлены на совершенствование и обновление судового состава КМП, что будет способствовать выполнению поставленных задач по обеспечению стратегической мобильности вооруженных сил. За семь лет, прошедших с начала реализации программ по строительству судов новых проектов (см, рисунок), переоборудованию существующих (включая быстроходные контейнеровозы-ролкеры), обновлению состава резерва КМП первой очереди, развертыванию судов-складов и других судов обеспечения «сил быстрого развертывания», было израсходовано около 5,4 млрд. долларов.

Однако командование ВМС США считает, что выполнения только этих программ недостаточно для удовлетворения потребности вооруженных сил в случае мобилизации при возникновении чрезвычайной обстановки. Поэтому наращивание судового состава КМП находится в тесной зависимости от политики правительства США в отношении судоходства в целом.

В 1980 году будущий президент США Р. Рейган определил цели развития морского судоходства в так называемой программе создания эффективной морской стратегии, заявив, что судоходство в немалой степени призвано содействовать укреплению способности США «выступать в роли мирового лидера». Среди первоочередных задач были выдвинуты следующие: обеспечение единого направления для всех правительственных морских программ при взаимодействии между ВМС, торговым судоходством и соответствующими государственными органами; гарантирование мобилизационной готовности судостроительной промышленности в интересах быстрого увеличения состава транспортного флота; усиление военной мощи за счет его привлечения к поддержке деятельности ВМС.

Для решения этих задач к строящимся торговым судам предъявляются особые требования по их переоборудованию для военных целей, разработке систем для перевозки на них военных грузов, к подготовке экипажей, организации управления судами в предвоенный период и в ходе войны.

Танкер КМП Т-АО «Джон Лентол»
Танкер КМП Т-АО «Джон Лентол»

Строящиеся торговые суда должны иметь автономность по запасам топлива, воды и продовольствия 30 - 35 сут, а дальность плавания 11 тыс. миль, благодаря чему они смогут совершать круговые океанские рейсы между побережьем США и западноевропейскими странами или рейсы в одном направлении из США до портов Индийского океана. Скорость не менее 20 уз даст возможность при необходимости осуществлять совместное плавание в составе быстроходных конвоев и соединений подвижного тылового обслуживания.

Грузоподъемность и размерения судов должны позволять им заходить во все крупные морские порты и производить в них погрузочно-разгрузочные работы как на рейдах, так и в гаванях. Кроме того, грузовые системы судов будут обеспечивать обработку любых грузов, в том числе крупногабаритной военной техники, в районах необорудованного побережья и в открытом море, перегрузку с одного судна на другое при состоянии моря до 6 баллов.

Требования, предъявляемые к живучести торговых судов, аналогичны требованиям ко всем вспомогательным судам ВМС: обеспечение непотопляемости при затоплении двух смежных отсеков (надежные водонепроницаемые переборки и двойное дно), противоатомной защиты (дезактивация надстроек и палуб, принудительная вентиляция помещений), установка кольцевой противопожарной магистрали, амортизаторов под механизмы и оборудования для обеспечения их работы в условиях воздействия на корпус взрывной волны.

При строительстве судов накануне и в ходе войны предусматривается проведение мероприятий по развертыванию дополнительных производственных мощностей верфей, унификации основных механизмов, узлов, корпусных конструкций и комплектующих изделий, а также по заблаговременному обеспечению заказами на разработку проектной документации по установке на судах систем оружия, электронного и радиотехнического оборудования и размещению экипажей согласно штатам военного времени.

Командование ВМС США постоянно анализирует состав и технические характеристики существующих торговых судов с точки зрения' возможности их использования для передачи топлива на ходу в море боевым кораблям доставки военных грузов и для участия в боевых действиях в качестве десантных грузовых транспортов. В американском торговом флоте растет количество новых высокопроизводительных судов, наиболее пригодных для военных целей - контейнеровозов, ролкеров, лихтеров.

Разработка систем для транспортировки военных грузов на торговых судах осуществляется по пути создания специальных грузовых платформ (модулей) для негабаритных грузов и установки их на контейнеровозах. Такие Модули позволяют расширить возможности применения судов данного класса, превратить их в универсальные, способные перевозить почти всю технику сухопутных войск, не входящую в стандартные контейнеры. В обычных условиях погрузка производится крановым оборудованием стационарных контейнерных терминалов.

Для расширения возможностей применения Судов, не имеющих грузовых средств, в районах, где отсутствуют оборудованные порты, разрабатываются и проходят испытания различные варианты судовых транспортных систем обеспечения погрузки и выгрузки - быстро развертываемых рейдовых контейнерных терминалов. Кроме крановых судов, специально предназначенных для погрузки и выгрузки контейнеров и других грузов при обработке судов, не имеющих бортового грузового оборудования, предусматривается временное оснащение любого судна или баржи двумя кранами, которые устанавливаются на них в течение 4-6 сут. Контейнеровоз швартуется к борту такого судна, с помощью кранов производится передача контейнеров на лихтеры, ошвартованные с другого борта разгрузчика или мобильного пирса, находящегося между ним и лихтерами. В системе при необходимости используются катера на воздушной подушке, способные действовать в прибрежных водах на малых глубинах, разборные баржи, которые могут быстро доставляться в нужный район морем или по воздуху и переоборудоваться в лихтеры, дамбы, пирсы и платформы, металлические покрытия для колесной и гусеничной техники, оборудование для перекачки топлива и цистерны для хранения ГСМ.

Специалисты ВМС США подобрали 24 судна, пригодных для переоборудования в плавучие контейнерные терминалы (16 принадлежат КМП и восемь - торговому флоту). На дооборудование этих судов потребуется до 8 сут.

Вооружение американских торговых судов осуществляется главным образом по проекту «Арапахо», который предусматривает переоборудование контейнеровозов, танкеров и других судов для базирования на них противолодочных вертолетов и самолетов с вертикальным или коротким взлетом и посадкой. Комплект модулей, устанавливаемый на торговое судно, включает все необходимое для базирования и боевого применения вертолетов и самолетов (техническое оборудование, запасы ГСМ, боеприпасы и другие материальные средства, аппаратуру связи, бытовые помещения). Установка модулей занимает около 20 ч, а их состав и количество могут меняться в зависимости от количества базирующихся самолетов и вертолетов. Для использования таких модулей намечается подготовить до 240 судов, из них 60 - 80 контейнеровозов.

Проводится ряд организационных мероприятий с целью повышения готовности портов к обеспечению стратегической мобильности вооруженных сил. Расширяется и совершенствуется система органов по обеспечению эксплуатации портов.

По свидетельству зарубежной прессы, Пентагону переданы три океанских терминала в портах Байонн (штат Нью-Джерси), Санни-Пойнт (Северная Каролина) и Окленд (Калифорния). Им контролируются также гражданские терминалы в Балтиморе, Кейп Канаверале (Флорида), Уилмингтоне (Северная Каролина), Новом Орлеане, Сиэтле, Филадельфии, Чарлстоне, через которые перевозятся военные грузы, порты Бомонт (Техас) и Мобил (Алабама), использование которых планируется в случае резкого возрастания грузопотоков.

С объявлением мобилизации в распоряжение военного ведомства намечается передать 54 причала (из них 12 для ролкеров) в 21 порту, а по дополнительному требованию еще 21 причал для контейнеровозов в 13 портах. Созданы специальные резервные портовые подразделения, перед которыми поставлена задача обеспечения бесперебойного пропуска через порты (главным образом Восточного побережья) военных грузов в период мобилизации и развертывания вооруженных сил. С 80-х годов в рамках ежегодных учений по трансокеанским перевозкам оружия и военной техники проводится подготовка этих подразделений, цель которой - повышение профессионального мастерства резервистов для обеспечения быстрого перевода портов и терминалов на режим работы военного времени.

Для регулировки перевозок военных грузов через порты имеется специальная служба водных терминалов. Подразделения этой службы размещены в семи портах США и в 23 портах других стран и на о. Диего-Гарсия. В Западной Европе, где система портовых органов вооруженных сил США наиболее развита, она объединена в транспортно-терминальное командование со штабом в г. Роттердам.

Военная подготовка экипажей судов торгового флота США осуществляется в соответствии с программой создания специального резерва кадров из состава штурманов, инженеров-механиков и рядового персонала торгового флота. Ежегодную переподготовку проходят в среднем около 3000 членов судовых команд, почти половина из которых относится к командному составу. Подготовка предусматривает обучение применению противолодочного оружия, четким действиям по борьбе за живучесть судов, обработке крупногабаритных грузов, пополнению судовых запасов на ходу. Большое внимание уделяется таким вопросам, как военно-морской контроль за судоходством, организация плавания в составе конвоев, участие в десантных операциях, управление судном в чрезвычайных условиях.

Командование морских перевозок и управление морского флота министерства транспорта (морская администрация) привлекают слушателей академии торгового флота к преддипломной стажировке на вспомогательных судах ВМС США. В ряде случаев выпускники этих учебных заведений посылаются для прохождения длительной службы на вспомогательных судах.

Получение КМП тоннажа для экстренных трансокеанских перевозок военных грузов связано с известными трудностями, так как штатный судовой состав КМП малочислен, а вывод судов из резерва требует времени. Поэтому командование вынуждено прибегать к использованию торгового флоте честных судовладельческих компаний, в составе которого лишь линейные суда действуют на заранее известных маршрутах согласно установленному расписанию, а трамповые2 выполняют нерегулярные перевозки. Для доставки военных грузов на линейных судах бронируется часть тоннажа, причем часто без предварительного указания характера груза и порта назначения.

Очевидно, что наиболее пригодными для срочных перевозок военных грузов являются суда, занятые на ближних линейных маршрутах, которые могут прибыть в порты погрузки за 3 сут и менее после получения распоряжения. Однако многие суда находятся на дальности трехнедельного перехода до портов Американского континента.

Для отзыва линейных и других судов командование морских перевозок предусматривает использовать наряду с собственной автоматизированной системой SEACOMIS (Sealift Command Management Information System) специальные системы связи. С помощью системы SOIS (Ship Operations Information System), разработанной в коммерческих целях под контролем управления морского флота, КМП может получать данные прежде всего о выполнении и планировании рейсов, состоянии судов и судового оборудования. Система CALSTAT (Cargo Ship Location, Sta-tus and Utilisation) дает возможность командованию ВМС, штабу и зональным командованиям КМП получать информацию о положении судов, планировать время прибытия судна в порт и расход топлива.

Для чрезвычайного отзыва судов и выбора их для направления в порты погрузки специально предназначена система USMER (U.S. Merchant Ship Locator Filing System). С ее помощью все американские суда, осуществляющие внешнеторговые перевозки, периодически сообщают о своем местонахождении, курсе и скорости. Командование морских перевозок, используя эту систему, контролирует весь состав океанского торгового флота, занятого на внешних рейсах. Отзыв командованием судов под американским флагом предусмотрен в соответствии с программой готовности морских перевозок SRP (Sealift Readiness Programm). Согласно этой программе к перевозкам военных грузов может быть привлечена примерно половина судов частных судовладельческих компаний - 185 единиц (к 2000 году это число сократится до 110).
Вместе с тем КМП вынуждено учитывать, что в системе торгового судоходства США подавляющее большинство грузов перевозится судовладельческими компаниями не под национальным, а под «удобными» флагами. Это позволяет судовладельцам получать более высокие прибыли за счет низких налогов на регистрацию и прибыль, отсутствия трудового законодательства и невысоких требований к техническому состоянию судов в предоставляющих флаг странах, чаще всего развивающихся (Гондурас, Либерия, Панама).

При решении вопроса о привлечении судов под «удобными» флагами в интересах КМП необходимо учитывать три фактора: согласие владельцев предоставить свои суда военному ведомству США, их местонахождение, желание экипажей, укомплектованных иностранными моряками, служить интересам Пентагона. От трех упомянутых выше стран командованию удалось получить согласие на административный контроль управления морского флота США над такими судами. На практике это означает одновременную юрисдикцию над судном двух правительств, что позволило управлению начать активное сокращение резервного флота национальной обороны, тем более что в его составе было много устаревших судов постройки, времен второй мировой войны.

В настоящее время в перечень стран «удобных» флагов, помимо Гондураса, Либерии и Панамы, входят Багамские Острова, Кипр, Сингапур, Мальта, а также ряд стран Малых Антильских о-вов.

Однако события последних лет дают основания считать, что концепция «удобных» флагов не имеет прочного будущего. В 1986 году в Женеве рядом стран была принята конвенция об условиях регистрации морских судов, не оставляющая сомнений в том, что торговое судно не может подпадать одновременно под юрисдикцию двух правительств. США и другие страны НАТО пытаются задержать или остановить присоединение к этой конвенции новых участников. Таким образом, да. же не став еще действующей международно-правовой нормой, критерии связи между судном и его флагом создают помехи «эффективному контролю США» над своими судами, зарегистрированными в других странах. Но и не только поэтому «эффективный контроль» становится менее надежным. Либерия все чаще ориентируется на страны Организации африканского единства, в Панаме все больший размах приобретают антиамериканские настроения.

В настоящее время под «удобными» флагами зарегистрировано до 400 судов, но лишь около 34 проц. из них пригодны для использования в военных целях, то есть 134 единицы (к 2000 году - до 83).

Всего для военных целей может быть использовано лишь до 2/3 действующего («активного», то есть плавающего) флота, а если учесть суда в консервации, то до 80 проц. судов. К 1992 году количество судов первой очереди может возрасти с 90 до 136 единиц.

Председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США в докладе о военном положении Соединенных Штатов на 1989 финансовый год отмечал, что «узким местом в использовании резервного флота национальной обороны будет наличие подготовленных экипажей, способных соответствующим образом эксплуатировать эти суда». Сказанное будет касаться и судов под «удобными» флагами при их передаче КМП в случае мобилизации. Общая нехватка личного состава по этим двум компонентам судового состава может достичь, как сообщает иностранная пресса, 15 тыс. человек. Если в 1988 году торговому флоту США для сохранения уровня судового состава требовалось ежегодно вводить в строй до 20 новых судов, то теперь, согласно прогнозам, будет необходимо готовить личного состава еще больше. Причем для комплектования судов резерва первой очереди потребуется почти немедленно около 5 тыс. подготовленных специалистов.

Как считают американские военные эксперты, для минимального удовлетворения военных и экономических потребностей США необходимо около 650 судов, включая 250 судов для перевозки оружия, военной техники и средств МТО, 100 для пополнения запасов и 200 танкеров, а также 100 единиц для перевозки экономических грузов. В случае военного конфликта в Европе, когда, по расчетам, нужно будет совершать свыше 1000 судо-рейсов в месяц, данного судового состава явно недостаточно. Европейские страны НАТО, придерживаясь принципа перевозки грузов стратегического назначения в пределах тех районов, которые находятся под их контролем, планируют выделить в распоряжение КМП для перевозки из США военных грузов усиления для ОВС НАТО еще примерно 600 судов.

Вместе с тем Пентагон ставит задачу поддерживать такой уровень судостроения и судоходства, который обеспечивал бы надлежащую поддержку ведения боевых действий во время глобальной войны при условии, что суда союзников не будут использоваться.

Для доставки из США военных грузов на удаленные ТВД выгодно применять суда, способные перевозить самые различные грузы и имеющие необходимое бортовое оборудование для их погрузки и выгрузки без специального берегового оборудования. Последнее противоречит сложившимся в мирное время принципам эффективного использования узкоспециализированных торговых судов, в значительной степени зависящих от портового оборудования. С этой точки зрения для морских перевозок грузов в военное время устаревшие в экономическом плане суда также имеют большое значение. При условии полной мобилизации и реквизиции океанских судов торгового флота всем судовым составом может быть перевезено до 95 проц. военных грузов и свыше 99 проц. ГСМ.

Наиболее распространенным классом судов в составе торгового флота США являются контейнеровозы. Их грузоподъемность составляет в среднем 24-26 тыс. т. Они лучше других подходят для перевозки фасованных грузов, однако способны перевозить и технику в габаритах грузовых модулей.

Ролкеры, то есть суда с горизонтальным способом погрузки и выгрузки (класс «ро. ро»), имеют среднюю грузоподъемность 14 тыс. т. и могут брать на борт как штучно-тарные грузы, так и контейнеры, трейлеры, колесную и гусеничную технику и выгружать их на причал своим ходом через бортовые и кормовые люки по грузовым аппарелям.

Универсальные сухогрузные суда имеют грузоподъемность 10-16 тыс. т, способны перевозить различные, в том числе негабаритные грузы и контейнеры, для разгрузки которых используются грузовые стрелы, позволяющие осуществлять выгрузку на причалы слабооборудованных портов.

В последние годы судовой состав торгового флота США существенно обновился (одновременно с его количественным сокращением). Теперь для доставки одним рейсом на заокеанский ТВД механизированной дивизии с оружием, военной техникой и запасами материальных средств для боевых действий в течение 30 сут (всего около 100 тыс. т) требуется не 20 судов, как это было еще в 60 - 70-х годах, а шесть - восемь современных контейнеровозов и ролкеров.

Как подчеркивается в западной печати, только 45 контейнеровозов, ролкеров и лихтеровозов торгового флота, переданных КМП по программе готовности (суммарная грузоподъемность 1,1 млн. т), могут быть поставлены под. погрузку шести - восьми дивизий сухопутных войск. С учетом 120 судов резерва первой и второй очереди возможности по перевозке военных грузов должны возрасти вдвое. Однако если учесть реальную необходимость пополнения запасов на театрах войны и перевозки экономических грузов, командование морских перевозок будет ощущать значительную нехватку судового состава.

1 Начало статьи см.: Зарубежное военное обозрение. - 1990, - № 6. -. С. 47-53.

2 Трамповое судоходство (tramp shipping) - способ перевозки массовых грузов, прикотором работа судов не связана с постоянными районами плавания, портами  погрузки и выгрузки и не ограничена определенным видом груза.- Ред.

Зарубежное военное обозрение №8 1990 С.49-53

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (05.09.2008) | Автор: Капитан 1 ранга Ф. Гаврилов к.в.н.
Просмотров: 3431 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz