Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 01:31

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Всеобщая воинская повинность во Франции

Всеобщая воинская повинность во Франции

В. Дякин, кандидат экономических наук

Во Франции отбывать воинскую (национальную) повинность означает нести службу с оружием в руках либо без оружия. Последняя включает следующие основные виды: в интересах обороны, по программе развития заморских территорий, по оказанию помощи развивающимся странам.

Согласно закону каждый француз обязан явиться в мэрию по месту жительства без специального вызова в первый месяц квартала, в котором ему исполняется 18 лет. Оттуда он следует на пункт сбора, где получает направление на местную отборочную медицинскую комиссию, устанавливающую его годность к военной службе. Доктора могут предоставить призывнику отсрочку от нее или освобождение по болезни. В спорных случаях призывник дополнительно обследуется комиссией по увольнению с военной службы. Постановления обеих комиссий могут быть переданы для обжалования в административный трибунал, который принимает окончательное решение (в течение двух месяцев).

Срок действительной военной службы (по призыву), а также службы в интересах обороны не превышает 12 месяцев, служб по программе развития заморских территорий и по оказанию помощи развивающимся странам - 18.

В середине 60-х годов во Франции был установлен статус лиц, отказывающихся от военной службы с оружием в руках («отказников»). До 1983 года все отказы по религиозным, этическим или политическим соображениям подавались заблаговременно на имя президента страны. Мотивы, изложенные в установленной форме, рассматривались в индивидуальном порядке специальной правовой комиссией, функционировавшей при президенте (упразднена в 1983 году, в настоящее время такие просьбы рассматриваются в министерстве обороны). С 1966 по 1986 год количество ежегодных прошений от «отказников» увеличилось с 59 до 2990, а удовлетворенных просьб - с 42 до 2337. Эти лица находятся под опекой министерства национальной солидарности, ведающего вопросами социальной политики, и используются на фирмах, в государственных и муниципальных учреждениях, в социальной и гуманитарной сферах. Они служат 24 месяца.

Наряду с призывом осуществляется и добровольное поступление на военную службу по контрактам. Кроме того, с 1983 года практикуется наем хорошо подготовленных добровольцев, желающих увеличить или продлить срок своего пребывания в вооруженных силах на четыре, шесть, восемь, десять или 12 месяцев. Добровольцы имеют право выбирать военную специальность и вид вооруженных сил, пользуются значительными льготами, в частности получают надбавку к Окладу, выходное пособие по истечении срока действия контракта, чаще увольняются из расположения части, им оказывается помощь при устройстве на работу и т. д. Французское руководство уделяет особое внимание развитию видов военной службы без оружия в руках. Оно исходит из того, чтобы оптимально использовать призывной контингент, главным образом лиц с высшим образованием, а также надеется сохранить принцип комплектования армии на основе призыва.

Служба в интересах обороны организована в соответствии с правительственным указом 1959 года. Лица, зачисленные на нее, направляются в госпитали (медицинский персонал), учебные части и подразделения гражданской обороны, пожарные команды Парижа и Марселя, военные учебные заведения на должности преподавателей, исследовательские учреждения вооруженных сил (научные работники, инженеры). С 1974 года определенные контингенты новобранцев проходят службу в подразделениях гражданской безопасности министерства внутренних дел (1130 человек в 1988-м), с 1986-го - национальной полиции (3600 в 1989-м, а ближайшие годы запланировано увеличить их число до 8-10 тыс., доведя примерно до 10 проц. ее личного состава). В случае объявления мобилизации указанные подразделения прикомандировываются к службе в интересах обороны.

Служба по программе развития заморских территорий существует с 1965 года. Решение о зачислении на нее желающих принимается после согласования между министерством обороны и министерствами сотрудничества, иностранных дел, экономики и финансов, внешней торговли. В результате в 1988 году было отобрано только 4500 человек, а в 1989-м - 6000. Из них в Африке служили примерно 40 проц., в Западной Европе - 20 проц., в Северной Америке - 9 проц. Для службы за рубежом требуется высокий уровень образования. В последние годы значительно возросло число призывников, проходящих службу в экспортных предприятиях (в 1989-м - 2900 человек), на должностях ученых-теоретиков в областях использования солнечной энергии, «искусственного интеллекта», биохимии, а также медицинских работников, сотрудников посольств и т. д. В прошлом это были преимущественно преподаватели французского языка и отдельных технических дисциплин.

Служба по оказанию помощи развивающимся странам создана в 1961 году. Для нее характерны более узкая сфера использования призывников (в основном в государственных и государственно- частных учреждениях), меньший размер денежного довольствия по сравнению со службой по программе развития заморских территорий. В 1988 году в странах зон Атлантического океана находилось 788 призывников, Индийского - 575 и Тихого - 380, К образовательному уровню кандидатов здесь также предъявляются высокие требования. Как правило, нужен диплом инженера.

Кроме того, в последние годы часть призывников, получивших высшее образование и соответствующие специальности, зачисляется в управления и отделы аппарата генерального уполномоченного министерства обороны по вооружениям, ведущие научно-исследовательскую работу (995 человек), в комиссариат по атомной энергии (362), в военные учебные заведения (1079), юридические консультации и учреждения, занимающиеся программным обеспечением ЭВМ.

Финансирование службы без оружия в руках осуществляется по линии министерств и ведомств (иностранных дел, внешней торговли, внутренних дел, образования, экономики и финансов), заинтересованных в привлечении призывников.

На военную службу с оружием в руках и без оружия могут призываться лица мужского пола в возрасте до 29 лет, а в тех случаях, когда фамилия призывника была пропущена в списке призыва или же он уклонялся от службы без уважительных причин, - до 34 лет. Военнообязанными считаются лица мужского пола от 18 до 50 лет. Исключением являются некоторые категории офицерского и унтер-офицерского состава. Так, старшие унтер-офицеры (аджюданы) находятся в резерве вооруженных сил до 55 лет, жандармы - до 60, а отдельные технические специалисты - до 65 лет.

Лица, прошедшие службу с оружием в руках или в интересах обороны, остаются в их резервах, Другие виды всеобщей национальной повинности резервов не имеют. Мужчины, отслужившие в них, могут быть зачислены или в резерв вооруженных сил (3,3 млн. человек), или в резерв службы в интересах обороны (5,6 млн.). Французские резервные полки (наиболее характерные резервные формирования) созываются на переподготовку раз в шесть лет.

Чтобы повысить уровень подготовки призывного контингента, в армии используется гибкая система перенесения сроков призыва на действительную службу. Так, без оправдательных документов удовлетворяются просьбы об отсрочке призыва вплоть до достижения призывником 24-летнего возраста. Существуют также дополнительные отсрочки на один, два и три года. Последняя предоставляется при наличии свидетельства о военной подготовке в высших учебных заведениях. Имеется специальная отсрочка для тех, кто желает служить в вооруженных силах в качестве специалиста-инженера, научного сотрудника либо преподавателя, а также за рубежом.

Во французской печати подчеркивается, что по количеству лиц, ежегодно принимаемых на воинский учет (в среднем 72 проц. общей численности призывного контингента), страна обогнала многие капиталистические государства, армии которых комплектуются на основе призыва. Только в Швейцарии этот показатель выше (92 проц.).

За послевоенный период во Франции неоднократно поднимался вопрос о переходе на профессиональную армию меньшей численности, Сторонники его позитивного решения подчеркивают, что это не только не потребует увеличения военных расходов, но и, наоборот, позволит частично снизить их, повысить боеготовность и сократить количество объединений, поддержать престиж военной службы, который в последнее время падает, придаст дополнительную гибкость процессу укомплектования личным составом видов вооруженных сил, обеспечит лучшую сохранность материальной части.

Однако противники данной идеи, имеющие большой политический вес, среди которых министр обороны Ж.-П. Шевенман, выдвигают на передний план свои финансово-экономические соображения, утверждая, что комплектование армии на основе призыва дает ощутимую экономию бюджетных ассигнований в сравнении с наймом. Согласно одной из оценок, вооруженные силы, формируемые по добровольному принципу, обойдутся стране приблизительно на 75 проц. дороже, чем армия той же численности, комплектуемая путем призыва. По другой оценке, содержание армии в 500 тыс. человек, набираемой на основе призыва, обходится в 23 364 млн. франков, в то время как профессиональная регулярная армия численностью 350 тыс. человек потребует 26 209 млн. В связи с этим подчеркивается, что в Великобритании на содержание профессиональной армии меньшей численности расходуется больше половины военного бюджета, а во Франции - примерно 42 проц.

По утверждению нынешнего военно-политического руководства страны, переход к профессиональной армии, кроме того, противоречит идее «вооруженного народа» («nation en armes»). Всеобщая национальная повинность помогает сохранять прочные связи между вооруженными силами и народными массами, укреплять дух обороны, что необходимо для реализации стратегии «устрашения и сдерживания», обеспечения территориальной целостности государства и неприкосновенности его границ. Оборона, как полагают представители французских правящих кругов, основывается на участии и активной поддержке всего народа, готового к защите от нападения. Армия, формируемая по призыву непосредственно из народной среды, органически впитывает духовно-нравственные и психологические мотивы, побуждающие к добросовестному несению службы и обеспечивающие уважение к вооруженным силам со стороны нации. В настоящее время осуществляется реформа системы всеобщей национальной повинности в целях приведения ее в соответствие с нынешним состоянием общества и наиболее полного удовлетворения потребностей вооруженных сил в личном составе. Наряду с сокращением числа лиц, освобождаемых от военной службы по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам или другим причинам, а также уклоняющихся от нее, объявлена борьба с протекционизмом при призыве. Расширяется сфера применения принципа найма, а квота для добровольцев, желающих продлить срок своей службы, увеличивается в несколько раз (была 25 тыс. человек в год). Привлекательность службы в армии теснее увязывается с улучшением профессиональной подготовки, материального обеспечения и жилищно-бытовых условий новобранцев, усилением работы в войсках по ликвидации неграмотности. Проблему относительного избытка призывников предполагается решать за счет диверсификации видов национальной повинности с безусловным приоритетом военной службы с оружием в руках. В этих условиях дальнейшее развитие получат и виды службы без оружия.

Некоторые французские военные эксперты сходятся во мнении, что реформу системы комплектования можно провести и поэтапно, увеличивая контингент добровольцев, желающих продлить срок своей службы, и снижая количество призывников, Такой вариант косвенно поддержал президент Ф. Миттеран, заявив, что обеспечение безопасности со временем ляжет в основном на профессиональных военных.

Зарубежное военное обозрение №7 1990 С.10-12

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (25.07.2008) | Автор: В. Дякин
Просмотров: 5393 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz