Центр обслуживания и восстановления
авиатехники ВВС США
Полковник Ю. Петров
В
пустынной местности штата Аризона в районе г. Тусон расположена авиабаза ВВС США
Девис-Монтан. Часть ее территории занимает созданный в 1946 году центр хранения
авиационной техники, который еще до недавнего времени считался «свалкой» старых
самолетов и вертолетов. Такое мнение сложилось у большинства американцев, да и
не только у них, потому что министерство армии США (тогда все силы авиации, за
исключением авианосной, входили в состав авиационного командования сухопутных
войск) начало складировать здесь устаревшие бомбардировщики В-29 и транспортные
самолеты С-47. Данное место было выбрано из-за сухого жаркого климата (менее 30
мм осадков в год) и высокого содержания щелочи в почве. Все это в целом
препятствует развитию коррозии и позволяет хранить авиатехнику длительное время
на открытом воздухе.
В
начале 80-х годов, когда возникли проблемы с финансированием программ закупок
запасных частей для авиационной техники, специалисты Пентагона обратили внимание
на авиабазу Девис-Монтан, где на площади 226 га ее было сконцентрировано более
2600 единиц. Устаревшая техника, по их мнению, могла стать источником поставок
на ремонтные предприятия и в авиационные части как отдельных агрегатов, так и
целых компонентов для поддержания в боеготовом состоянии находящихся в
эксплуатации самолетов и вертолетов.
Поэтому в 1985 году данный центр был реорганизован в центр обслуживания и
восстановления авиатехники ВВС США. Это учреждение вошло в состав командования
тыла ВВС и является в настоящее время единственным подобным органом в
вооруженных силах США. В его распоряжение ежегодно поступает около 300 самолетов
и вертолетов из авиационных частей и гражданских авиакомпаний. Обслуживанием
техники занято 600 гражданских служащих под руководством трех офицеров ВВС.
Основной задачей центра наряду с постановкой авиатехники на консервацию и ее
хранением является разборка устаревших образцов на запасные части, агрегаты и
компоненты с последующим их техническим обслуживанием, отправкой на ремонтные
предприятия и непосредственно в авиационные части всех видов вооруженных сил. В
некоторых случаях осуществляется подготовка заскладированных самолетов к
эксплуатации в частях авиации ВМС.
Помимо того, в центре хранится технологическое оборудование и оснастка для
производства отдельных типов самолетов (например, бомбардировщиков В-1В и
штурмовиков А-10).
Решение о дальнейшем использовании имеющейся в центре авиационной техники
принимает специальная комиссия. В ее состав входят представители министерства
обороны, штабов видов вооруженных сил и федерального агентства гражданской
авиации.
Обработка поступающей в центр техники производится следующим образом. С
самолета, предназначенного для консервации, в первую очередь снимаются все
взрывоопасные компоненты (катапультируемое кресло, пиропатроны и т. п.), затем
он проходит мойку. Данные о всех агрегатах и комплектующих деталях, которые в
последующем могут найти применение в качестве запасных частей, вводятся в ЭВМ.
После мойки самолет тщательно исследуется на наличие коррозии, а также на
несоответствие деталей его конструкции техническому описанию. На следующем этапе
сливаются топливо, масла, другие технические жидкости и все системы заполняются
жидкой специальной антикоррозийной смазкой. После прокрутки двигателей (в
течение нескольких минут) ее излишки собираются в специальный резервуар для
повторного использования. В ходе этой операции внутренние поверхности систем
самолета и двигателей покрываются тонким слоем антикоррозийной смазки.
В
ангаре все технологические лючки и отверстия центроплана, плоскостей, хвостового
оперения, а также входные и выходные устройства двигательных установок
заклеиваются защитной бумагой. Отверстия, находящиеся в нижней части фюзеляжа,
остаются открытыми для циркуляции воздуха и поддержания необходимого уровня
влажности. С помощью распылителя заклеенные бумагой поверхности герметизируются
путем двухслойного покрытия специальным полимерным составом. Это обеспечивает
поддержание разницы температур внутри самолета и наружного воздуха в пределах
10-15°С. Таким же способом остекление фонаря кабины защищается от теплового и
солнечного воздействия. Для проведения работ по консервации указанным способом
одного самолета затрачивается около 250 человеко-часов. По завершении обработки
самолет буксируется на открытую стоянку.
Контроль за состоянием хранящейся техники ВВС и армейской авиации осуществляется
два раза в год, авиации ВМС -ежеквартально. После четырех лет хранения, если не
планируется последующее использование или разборка самолета (вертолета),
производится повторная консервация.
В
соответствии с предназначением центр является крупным поставщиком запасных
частей, агрегатов и двигателей.
Ежегодно на ремонтные предприятия и в воинские части направляется более 21 тыс.
различных узлов и агрегатов. Для сокращения времени на удовлетворение
поступающих заявок широко используются данные учета по каждому элементу
хранения, находящиеся в памяти ЭВМ центра. В настоящее время только отдельные
самолеты или то, что осталось от них после разборки и снятия компонентов,
продаются частным компаниям в качестве металлолома (за 1986-1987 годы всего 12
самолетов).
В
военное время производительность центра по поставке запасных частей
предусматривается увеличить в два раза. Одновременно планируется проводить
расконсервацию и передачу некоторых самолетов и вертолетов в действующие части
армейской авиации и авиации ВМС. С этой целью предполагается увеличить
численность личного состава центра и перевести его на круглосуточный режим
работы.
Основная масса снимаемых деталей, уз-лоз и агрегатов перед отправкой проходит
тщательный контроль с использованием новейшего рентгеновского и лазерного
оборудования. По данным американской печати, если ранее для проверки структура
металла стабилизатора тактического истребителя три человека затрачивали полтора
дня, то с применением рентгеновского аппарата они выполняют эту работу за 6 ч.
Несмотря на сравнительно незначительный бюджет (22 млн. долларов в год),
деятельность центра экономически достаточно эффективна. На каждый доллар
вложенных средств он поставляет различные запасные части стоимостью 12 долларов.
В частности, повторное использование частей двигателей J57, установленных на
стратегических бомбардировщиках В-52, позволило сэкономить до 100 тыс. долларов
на каждом из 500 двигателей. Закупка 150 устаревших пассажирских самолетов Боинг
707 (затраты составили 130 млн. долларов) и использование их двигателей для
модернизации самолетов-заправщиков КС-135 в частях резервных компонентов ВВС
дали экономию 650 млн. долларов.
Кроме решения задач консервации, хранения авиатехники и поставок запасных
частей, центр производит расконсерзацию самолетов F-100, F-4 и F-106 для
последующей их переделки в управляемые беспилотные мишени, используемые в хода
боевой подготовки и при испытаниях управляемых ракет. Ежемесячно для этих целей
готовится четыре-пять самолетов и осуществляется их перегонка на
авиастроительные фирмы. Приведение одного самолета F-100 в готовность к вылету
требует около 1900 человеко-часов. При расконсервации самолетов F-4 и F-106
затрачивается на 500-600 человеко-часов меньше благодаря отработанной
технологии. В январе 1990 года программа поставок истребителей F-100 для
переделки в мишени была завершена. Поставки других самолетов для этих целей
продолжаются.
Специалисты центра участвуют также в работах по модернизации узлов подвески
стратегических бомбардировщиков В-52 для последующей установки на них
перспективной крылатой ракеты AGM-129, разрабатываемой с применением технологии
«стелт». Данными ракетами планируется заменить находящиеся на вооружении КР
воздушного базирования AGM-86.
Для реализации положений Договора по ликвидации ракет средней и меньшей
дальности, подписанного СССР и США в 1987 году и ратифицированного в 1988-м,
центр был выбран в качестве места уничтожения КР наземного базирования BGM-109.
В
процессе подготовки каждой ракеты к уничтожению с нее снимаются ядерная боевая
часть, капсула с топливом, ракетный ускоритель и аппаратура системы управления.
Впоследствии они используются в производстве КР морского базирования «Томагавк».
Корпус ракеты, а также пусковые контейнеры разрезаются с помощью специальных пил
с углеродными режущими дисками и плазменных горелок. Пропилы делаются вдоль
корпуса, а также поперек крыльев и поверхностей хвостового оперения вне узлов
крепления к фюзеляжу.
В
будущем, по мнению американских военных специалистов, роль центра обслуживания и
восстановления авиатехники ВВС США должна еще более возрасти в связи с
продолжением политики экономии финансовых средств в вооруженных силах и
возможным снижением темпов роста военного бюджета.
Зарубежное военное обозрение №6 1990 С. 43-45 |