Охрана авиабаз ВВС США с помощью беспилотных
летательных аппаратов
Полковник Б. Димов
Командование ВВС США, по сообщениям западной печати, изучает возможность более
широкого использования беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для решения задач
обеспечения боевой и повседневной деятельности войск.
По
мнению американских экспертов, БЛА могут применяться не только для нанесения
ударов по радиоизлучающим объектам ПВО противника в ходе боевых действий,
ведения воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы, но также (некоторые типы)
и для охраны и обороны авиабаз, в особенности находящихся на заморских
территориях. С помощью этих аппаратов можно осуществлять контроль за наземной и
воздушной (с малых высот) обстановкой посредством бортовой РЛС и другой
аппаратуры, вести химическую и радиационную разведку, фиксировать места падений
боеприпасов, определять ущерб, причиненный объектам авиабазы после нанесения по
ним ударов, пригодность авиабазы для эксплуатации в данный момент и в будущем, а
также объем и содержание восстановительных работ.
|
Беспилотный
летательный аппарат CL-227 в
испытательном полете |
Для решения названных задач наиболее подходящим, по мнению иностранных
экспертов, является БЛА CL-227 «Сентинел» (см. рисунок), разработанный канадской
фирмой «Канадэр». Этот летательный аппарат может находиться в воздухе непрерывно
в течение 3-4 ч с полезной нагрузкой до 50 кг.
В
конце 1988 года в США на авиабазе Холломэн (штат Нью-Мексико) был завершен
первый этап испытаний, в ходе которых были определены некоторые характеристики
БЛА. Эффект тивная отражающая поверхность его составляет 0,1 м 2. По своей
величине сигнал, получаемый от БЛА и отображаемый на экране наземной РЛС,
сопоставим с сигналом от птицы крупных размеров. Такой показатель был достигнут
благодаря покрытию поверхности аппарата специальным материалом, поглощающим и
рассеивающим электромагнитную энергию. Тепловое излучение от работающего
двигателя БЛА слабое. Инфракрасная головка самонаведения ракеты класса «земля -
воздух» может захватить его на дальностях, не превышающих 200 м. Это достигнуто
путем установки системы предварительного охлаждения отработанных газов и их
выброса в атмосферу через выходное отверстие, расположенное в верхней части
корпуса БЛА, а также за счет размещения топливных баков вокруг двигателя. На
аппарате предусмотрена система глушения звука работающего двигателя. По данным
зарубежной прессы, специально подготовленные наблюдатели в состоянии обнаружить
его на слух на расстоянии не более 500 м.
В
начале текущего года специалисты ВВС США приступили в Форт-Хаучука (штат
Аризона) к проведению второго этапа испытаний, главной задачей которых была
проверка возможностей БЛА по охране и обороне авиабазы в условиях, максимально
приближенных к боевым. В качестве полезной нагрузки на БЛА установлен
инфракрасный индикатор фирмы «Тексас инструментс», предназначенный для
обнаружения температурно-контрастных на фоне земной поверхности объектов. По
заявлению создателей этого индикатора, он позволяет обнаруживать с расстояния в
несколько десятков метров тепловое излучение от небольшого животного или зверька
(например, белки). Такая чувствительность прибора может обеспечить обнаружение в
ночных условиях мест падения (установки) мин и других боеприпасов, а также
месторасположение диверсантов.
Использование беспилотных летательных аппаратов CL-227 «Сентинел» в интересах
охраны и обороны авиационных баз, по мнению американских специалистов, позволит
сократить численность личного состава и уменьшить расходы, выделяемые на эти
цели. Кроме того, можно будет более рационально применять силы и средства для
обороны авиабазы вследствие получения достоверной информации об обстановке.
По
оценке фирмы «Канадэр», стоимость комплекта наземного оборудования и двух -
восьми БЛА CL-227 «Сентинел» составит от 3,5 до 10 млн. долларов.
Зарубежное военное обозрение №6 1990 С. 45-46 |