Аэродромные средства обслуживания
авиационной техники
Полковник Ю. Беляев, кандидат технических наук
В
первой части статьи* были освещены основные
категории зарубежных аэродромных средств обслуживания авиационной техники:
топливозаправочное, контрольно-проверочное и подъемно-транспортное оборудование,
средства запуска двигателей и энергетические агрегаты. Ниже, по данным
иностранной печати, рассматриваются аварийно-спасательные средства и
вспомогательное оборудование.
К
аварийно-спасательным средствам относятся в первую очередь аварийно-спасательные
машины для борьбы с пожарами, средства подъема аварийной техники, дезактивации и
борьбы с гололедом и обледенением. ВВС капиталистических стран оснащены
техникой, как разработанной в соответствии с военными стандартами, так и
гражданского назначения. Для тушения пожаров используются вода, различные пены и
порошки; максимальные емкости цистерн для воды 14 500 л и более. К таким машинам
предъявляются достаточно жесткие требования в отношении характеристик набора
скорости. Так, итальянской фирмой «Баррибби» разработана пожарная машина
IDS-11000, которая с момента включения двигателя набирает скорость 80 км/ч за 45
с. Она имеет два дизельных двигателя общей мощностью 490 кВт, бак с водой
(емкость 10 000 л), бак с пенообразующим составом (1500 л) и насос высокого
давления (скорость подачи 3000- 6000 л/мин), Управление машиной осуществляется
одним человеком.
Таблица 1
Аварийно-спасательные машины канадской
фирмы "Уолтер" |
Характеристики |
R-2000 |
ZC-4500 |
ВС-6000 |
ВС-9500 |
Класс машины |
Легкая, высокой
оперативности |
Легкая |
Средняя |
Тяжелая |
Колесная формула |
4х4 |
4х4 |
4х4 |
4х4 |
Время разгона с места до
80 км/ч, с |
15 |
25 |
30 |
40 |
Максимальная скорость,
км/ч |
120 |
120 |
105 |
105 |
Вместимость емкостей, л:
воды |
2000 |
4500 |
6000 |
9500 |
пены |
240 |
540 |
720 |
1150 |
порошка, кг |
227 |
- |
- |
- |
Производительность
ствола, л/мин |
1000, 2000 |
1000, 2000 |
1420, 2840 |
2270, 4540 |
|
|
|
|
|
Характеристики некоторых аварийно-спасательных машин военного назначения
канадской фирмы «Уолтер», составленные по материалам иностранной печати,
показаны в табл. 1. Как правило, эти машины создаются на колесном ходу.
Зарубежные обозреватели отмечали, что предпринимались попытки создания
аварийно-спасательных машин повышенной проходимости (рис, 1). Сообщалось, в
частности, что для ВВС США фирмой «Белл» была разработана одна из таких машин
(масса 11,3 т, имеет колесное шасси и возможность движения на воздушной
подушке). Она оснащена выдвижными средствами тушения пожара и спасения экипажей,
обладает хорошей подвижностью и проходимостью, а также высокой оперативностью и,
по мнению американских специалистов, эффективна в условиях боевых действий.
Таблица 2 Мягкие
надувные подъёмники английской фирмы RFD |
Характеристики |
Тип подъемника |
F |
G |
Н |
M/N |
О |
Несущая способность, кг
(избыточное давление 0,5 кг/смг) |
40 750 |
28 150 |
28 150 |
9350 |
9350 |
Масса, кг (в сложенном
состоянии) |
360 |
275 |
220 |
125 |
95 |
Габариты, м (в надутом
состоянии):
длина |
4,2 |
2,8 |
2,8 |
1,88 |
1,88 |
ширина |
2,1 |
2 |
2 |
1,3/0,65 |
1,3 |
высота |
3 |
3 |
2,2 |
2,2/1,6 |
1.6 |
Клиренс, см |
20 |
20 |
15 |
10 |
8 |
Основные типы самолетов.
для которых предназначен подъемник |
Боинг 747 |
С-130 |
DC-9 |
«Харриер» |
F-5 |
Для эвакуации аварийной авиационной техники применяются мягкие надувные
подъемники низкого давления и различные самоходные и несамоходные подъемные
краны. Несущая способность мягких подъемников превышает 40 т, они могут
использоваться для подъема самолетов любых типов. Характеристики подъемников
английской фирмы RFD, составленные по материалам западной печати, приведены в
табл. 2.
|
Рис. 1. Американская
вездеходная аварийно-спасательная машина
(вверху) и схема ее применения (внизу) |
|
Рис. 2. Самоходный
кран французской фирмы SMA (показан
подъем самолета «Ягуар») |
Для подъема и транспортировки аварийной техники применяются самоходные краны.
Французской фирмой SMA создан кран грузоподъемностью 45 т с дизельным двигателем
мощностью 90 кВт и трехопорным подъемником (рис. 2). Кабина оператора вращается
в пределах 180°. Скорость движения крана со сложенным подъемником достигает 20
км/ч, а с нагрузкой (не более 35 т) - 10 км/ч. Кран (высота подъемника 10 м)
обеспечивает подъем тактических истребителей всех типов, а также вертолетов с
диаметром несущего винта не более 22 м.
Развитию средств дезактивации авиационной техники в странах НАТО уделяется
большое внимание. Судя по материалам зарубежной печати, активные работы в этой
области ведутся в ФРГ. При этом учитываются потребности не только ВВС данной
страны, но и блока НАТО в целом. Создана, в частности, универсальная установка
на шасси «джипа» HDS-1200 BK (условное обозначение в НАТО - MPDS - Multi Purpose
Decontamination System) для специальной обработки не только авиационной, но и
наземной техники. Она имеет бак для воды емкостью 1200 л, обеспечивает подачу
горячей воды (1200-1500 л/ч, температура 80аС), горячего воздуха (140°С) и
сухого пара (200°С).
Установка может дополнительно комплектоваться модулем С-8 DADS (Direct
Application Decontamination System), осуществляющим подготовку эмульсии для
дезактивации техники с помощью горячей пены (необходимые реагенты входят в ее
состав). Установка HDS-1200BK и модуль С-8 могут быть смонтированы на
специальном трейлере вместе с дополнительным складывающимся баком для воды
емкостью 2500 л и насосом (скорость подачи 3200 л/ч). Для быстрой дезактивации
разработана другая установка (на одноосной тележке), подающая воду (330-2000
л/ч) температурой 30-150°С под давлением 0,35-140 кг/см2.
Для борьбы с гололедом и обледенением используются, как правило, средства
(спецмашины) гражданского назначения, но многие фирмы, производящие эту технику,
учитывают и требования, предъявляемые к ней в вооруженных силах. Спецмашины
могут комплектоваться баками с горячей водой емкостью до 7000 л, нагревателями с
тепловой производительностью до 580 000 ккал/ч, а также агрегатами для
распыления жидких и гранулированных реагентов в полосе 24 м и более на скорости
около 30 км/ч.
Вспомогательное оборудование. Среди различного вспомогательного оборудования
значительное место занимают кондиционеры и фильтровентиляционные установки.
Кондиционеры, применяемые для обогрева самолетов, имеют производительность до
4000 м3/ч горячего воздуха (50-80°С). В ВВС Нидерландов производительность
кондиционера для самолетов F-16 составляет 1650 кг/ч при давлении воздуха 25
кПа. Он смонтирован на двухосном прицепе, имеет электропривод (возможен привод
от дизеля).
Фильтровентиляционные установки используются для подачи воздуха в кабины
самолетов и укрытия в условиях применения оружия массового поражения. В ФРГ
такие установки имеют производительность 45 и 90 м3/ч.
По
оценкам западных специалистов, аэродромные средства обслуживания авиационной
техники в перспективе сохранят свою роль в обеспечении боевой деятельности ВВС
стран НАТО и их развитие потребует определенных усилий со стороны как военных
ведомств, так и промышленности.
* Начало статьи см.: Зарубежное военное обозрение.
-. 1990. - № 5. -. С. 35-40. - Ред.
Зарубежное военное обозрение №6 1990 С. 41-43 |