Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 27.04.2024, 03:40

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Аэродромные средства обслуживания авиационной техники часть 2

Аэродромные средства обслуживания авиационной техники

Полковник Ю. Беляев, кандидат технических наук

В первой части статьи* были освещены основные категории зарубежных аэродромных средств обслуживания авиационной техники: топливозаправочное, контрольно-проверочное и подъемно-транспортное оборудование, средства запуска двигателей и энергетические агрегаты. Ниже, по данным иностранной печати, рассматриваются аварийно-спасательные средства и вспомогательное оборудование.

К аварийно-спасательным средствам относятся в первую очередь аварийно-спасательные машины для борьбы с пожарами, средства подъема аварийной техники, дезактивации и борьбы с гололедом и обледенением. ВВС капиталистических стран оснащены техникой, как разработанной в соответствии с военными стандартами, так и гражданского назначения. Для тушения пожаров используются вода, различные пены и порошки; максимальные емкости цистерн для воды 14 500 л и более. К таким машинам предъявляются достаточно жесткие требования в отношении характеристик набора скорости. Так, итальянской фирмой «Баррибби» разработана пожарная машина IDS-11000, которая с момента включения двигателя набирает скорость 80 км/ч за 45 с. Она имеет два дизельных двигателя общей мощностью 490 кВт, бак с водой (емкость 10 000 л), бак с пенообразующим составом (1500 л) и насос высокого давления (скорость подачи 3000- 6000 л/мин), Управление машиной осуществляется одним человеком.

Таблица 1 Аварийно-спасательные машины канадской фирмы "Уолтер"
Характеристики R-2000 ZC-4500 ВС-6000 ВС-9500
Класс машины Легкая, высокой оперативности Легкая Средняя Тяжелая
Колесная формула 4х4 4х4 4х4 4х4
Время разгона с места до 80 км/ч, с 15 25 30 40
Максимальная скорость, км/ч 120 120 105 105
Вместимость емкостей, л:
воды

2000

4500

6000

9500
пены 240 540 720 1150
порошка, кг 227 - - -
Производительность ствола, л/мин 1000, 2000 1000, 2000 1420, 2840 2270, 4540
         

Характеристики некоторых аварийно-спасательных машин военного назначения канадской фирмы «Уолтер», составленные по материалам иностранной печати, показаны в табл. 1. Как правило, эти машины создаются на колесном ходу. Зарубежные обозреватели отмечали, что предпринимались попытки создания аварийно-спасательных машин повышенной проходимости (рис, 1). Сообщалось, в частности, что для ВВС США фирмой «Белл» была разработана одна из таких машин (масса 11,3 т, имеет колесное шасси и возможность движения на воздушной подушке). Она оснащена выдвижными средствами тушения пожара и спасения экипажей, обладает хорошей подвижностью и проходимостью, а также высокой оперативностью и, по мнению американских специалистов, эффективна в условиях боевых действий.

Таблица 2 Мягкие надувные подъёмники английской фирмы RFD
Характеристики Тип подъемника
F G Н M/N О
Несущая способность, кг (избыточное давление 0,5 кг/смг) 40 750 28 150 28 150 9350 9350
Масса, кг (в сложенном состоянии) 360 275 220 125 95
Габариты, м (в надутом состоянии):
длина
4,2 2,8 2,8 1,88 1,88
ширина 2,1 2 2 1,3/0,65 1,3
высота 3 3 2,2 2,2/1,6 1.6
Клиренс, см 20 20 15 10 8
Основные типы самолетов. для которых предназначен подъемник Боинг 747 С-130 DC-9 «Харриер» F-5

Для эвакуации аварийной авиационной техники применяются мягкие надувные подъемники низкого давления и различные самоходные и несамоходные подъемные краны. Несущая способность мягких подъемников превышает 40 т, они могут использоваться для подъема самолетов любых типов. Характеристики подъемников английской фирмы RFD, составленные по материалам западной печати, приведены в табл. 2.


Рис. 1. Американская вездеходная аварийно-спасательная машина (вверху) и схема ее применения (внизу)
Рис. 2. Самоходный кран французской фирмы SMA (показан подъем самолета «Ягуар»)

Для подъема и транспортировки аварийной техники применяются самоходные краны. Французской фирмой SMA создан кран грузоподъемностью 45 т с дизельным двигателем мощностью 90 кВт и трехопорным подъемником (рис. 2). Кабина оператора вращается в пределах 180°. Скорость движения крана со сложенным подъемником достигает 20 км/ч, а с нагрузкой (не более 35 т) - 10 км/ч. Кран (высота подъемника 10 м) обеспечивает подъем тактических истребителей всех типов, а также вертолетов с диаметром несущего винта не более 22 м.

Развитию средств дезактивации авиационной техники в странах НАТО уделяется большое внимание. Судя по материалам зарубежной печати, активные работы в этой области ведутся в ФРГ. При этом учитываются потребности не только ВВС данной страны, но и блока НАТО в целом. Создана, в частности, универсальная установка на шасси «джипа» HDS-1200 BK (условное обозначение в НАТО - MPDS - Multi Purpose Decontamination System) для специальной обработки не только авиационной, но и наземной техники. Она имеет бак для воды емкостью 1200 л, обеспечивает подачу горячей воды (1200-1500 л/ч, температура 80аС), горячего воздуха (140°С) и сухого пара (200°С).

Установка может дополнительно комплектоваться модулем С-8 DADS (Direct Application Decontamination System), осуществляющим подготовку эмульсии для дезактивации техники с помощью горячей пены (необходимые реагенты входят в ее состав). Установка HDS-1200BK и модуль С-8 могут быть смонтированы на специальном трейлере вместе с дополнительным складывающимся баком для воды емкостью 2500 л и насосом (скорость подачи 3200 л/ч). Для быстрой дезактивации разработана другая установка (на одноосной тележке), подающая воду (330-2000 л/ч) температурой 30-150°С под давлением 0,35-140 кг/см2.

Для борьбы с гололедом и обледенением используются, как правило, средства (спецмашины) гражданского назначения, но многие фирмы, производящие эту технику, учитывают и требования, предъявляемые к ней в вооруженных силах. Спецмашины могут комплектоваться баками с горячей водой емкостью до 7000 л, нагревателями с тепловой производительностью до 580 000 ккал/ч, а также агрегатами для распыления жидких и гранулированных реагентов в полосе 24 м и более на скорости около 30 км/ч.

Вспомогательное оборудование. Среди различного вспомогательного оборудования значительное место занимают кондиционеры и фильтровентиляционные установки. Кондиционеры, применяемые для обогрева самолетов, имеют производительность до 4000 м3/ч горячего воздуха (50-80°С). В ВВС Нидерландов производительность кондиционера для самолетов F-16 составляет 1650 кг/ч при давлении воздуха 25 кПа. Он смонтирован на двухосном прицепе, имеет электропривод (возможен привод от дизеля).

Фильтровентиляционные установки используются для подачи воздуха в кабины самолетов и укрытия в условиях применения оружия массового поражения. В ФРГ такие установки имеют производительность 45 и 90 м3/ч.

По оценкам западных специалистов, аэродромные средства обслуживания авиационной техники в перспективе сохранят свою роль в обеспечении боевой деятельности ВВС стран НАТО и их развитие потребует определенных усилий со стороны как военных ведомств, так и промышленности.

* Начало статьи см.: Зарубежное военное обозрение. -. 1990. - № 5. -. С. 35-40. - Ред.

Зарубежное военное обозрение №6 1990 С. 41-43

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (30.06.2008) | Автор: Полковник Ю. Беляев
Просмотров: 4215 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz