Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 27.05.2017, 18:47

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Предназначение и основные задачи вооружённых сил и военизированных организаций в Иране

Предназначение и основные задачи вооружённых сил и военизированных организаций в Иране

Полковник О. Чернета

В феврале 1979 года в Иране была свергнута шахская диктатура. К власти пришли лидеры шиитского духовенства. В декабре на всеобщем референдуме состоялось одобрение конституции. 3 соответствии с ней страна провозглашена Исламской Республикой. Деятельность правительства и президента контролируется высшим духовным и политическим авторитетом - руководителем государства, которым пожизненно утверждался аятолла Р. М. Хомейни, скончавшийся 3 июня 1989 года. Новым руководителем страны избран бывший президент С. А. Хаменеи, которому было также присвоено духовное звание аятолла. Его назначение получило широкую поддержку в стране. Регулярная армия и "корпус стражей исламской революции" (КСИР) объявили о своей приверженности новому лидеру, у которого с ними существуют надежные связи. Обращаясь к иранскому народу в связи с кончиной Р. М. Хомейни, он отметил, что "имам открыл путь для претворения в жизнь исламских принципов, идущих от аллаха и направленных на борьбу бедных с богачами, мусульман с неверными, справедливости со злом. Борьба за эти принципы будет продолжена. Мусульманские законы должны оставаться незыблемыми, потому что они открывают путь к счастью и чаяниям мусульман".

В ходе революции в результате активной работы духовенства среди военнослужащих шахская армия была деморализована и не стала активно защищать старый режим. После победы революции руководство Ирана встало на путь формирования в сжатые сроки фанатично преданных ему военных (КСИР) и военизированных организаций (комитет исламской революции - КИР и народное ополчение). С момента вступления в силу закона об армии (конец 1987 года) в состав вооруженных сил были включены регулярная армия, КСИР и "силы охраны порядка" (жандармские войска, полиция и КИР).
После свержения шахского режима регулярная армия претерпела значительные изменения. Усиление клерикальных тенденций в обществе обусловило процесс исламизации армии, интенсификации религиозной обработки личного состава. Эта политика сопровождалась серией массовых чисток и репрессий. Тысячи офицеров были казнены, арестованы или уволены со службы. В настоящее время такие чистки не проводятся, но аресты военнослужащих, неугодных правящему режиму, продолжаются. В апреле 1989 года английская газета "Индепендент" сообщила об аресте группы офицеров иранских ВМС и казни трех адмиралов по обвинению в заговоре против исламского режима и создании организации прозападных офицеров.

Значительное внимание сейчас уделяется реорганизации регулярной армии. "Это задача первостепенной важности", - заявил в 1988 году министр обороны Ирана М. X. Джалали. "Армия непременно должна быть укреплена", - подчеркнул он в интервью тегеранской газете "Кейхан". О необходимости проведения реорганизации неоднократно говорил в последних выступлениях и имам Хомейни, подчеркивавший важность передачи боевого опыта "защитникам революции".

В основу организации и оснащения армии положен принцип соответствия "школе ислама, требованиям шариата". На них возлагается ведение священной войны (джихада). В законе об армии говорится, что она должна быть готова во взаимодействии с КСИР к "помощи мусульманским народам" (в случае военной опасности) по их просьбе и приказу верховного главнокомандующего вооруженными силами Ирана. Указывается, что принцип единоначалия на всех уровнях является "господствующим". Вместе с тем отмечается, что приказание командира должно выполняться, "если оно не противоречит шариату, приказам высшего командования, положениям строя и закона Исламской Республики Иран" (ИРИ). Личный состав обязан придерживаться политического курса, проводимого руководителем страны. Военнослужащим категорически запрещается "членство в политических организациях",

Основная задача армии - защита независимости и территориальной целостности страны. Кроме того, она обязана в мирное время по решению правительства помогать населению в производственной деятельности и добровольном безвозмездном труде по благоустройству и развитию отдельных районов, а также другим органам в борьбе с бандитами, мятежниками, контрабандистами и сепаратистами внутри страны, подготовке населения к вооруженной защите Ирана в соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности, организации и обучении "басиджа".

Согласно закону об армии на службу в кадры или по договору зачисляются только мусульмане в возрасте от 16 до 40 лет. Это положение не распространяется на лиц, находившихся в вооруженных силах до принятия данного закона (зороастрийцев, иудеев и христиан). С 1983 года 8 офицерские училища принимаются только мусульмане, причем обязательным вступительным конкурсным экзаменом является исламоведение. По конституции иностранцы не имеют права служить в армии, а женщины могут занимать только медицинские должности.

Законом определена система обучения и присвоения воинских званий или разрядов (для служащих), в соответствии с которой до их получения необходимо окончить соответствующие курсы либо учебные заведения. Одно из основных условий зачисления в них - возможность служить вдвое дольше установленного периода обучения.

Новым для иранской армии является введение (во время ирано-иракской войны) временных воинских званий. В соответствии со статьей 85 закона об армии суть его состоит в том, что "в виде исключения для обеспечения штатных потребностей и сохранения равновесия в субординации военнослужащим, находящимся на важных должностях, допускается присваивать временные воинские звания на две ступени выше постоянных. Представление о присвоении такого звания утверждает верховный главнокомандующий".

Лица, имеющие временные воинские звания, получают денежное содержание в соответствии с ними. При увольнении, ранении или смерти расчет производится с учетом постоянного воинского звания. Исключение представляют шахиды (погибшие за веру) и павшие геройской смертью. По закону об армии шахидом считается тот, кто убит или умер на поле боя при исполнении служебных обязанностей. Размер пенсии определяется из расчета 1/30 денежного содержания, умноженная на количество лет выслуги. В отставку уходят после 30 лет службы. Максимальный возраст, как правило, 60 лет. В случае необходимости по заключению специальной комиссии отставка может производиться и позднее. Предусмотрен призыв отставников (до 65 лет и по их согласию) в прежнем звании на ограниченный срок.

Военнослужащие, которым воинские звания задержаны на четыре года, по решению специальной комиссии увольняются из армии. При этом лицам, прослужившим 20 лет, назначается пенсия, а остальным период нахождения в армии засчитывается в стаж работы.

Подготовка офицерского состава осуществляется в основном военными учебными заведениями. Некоторые специалисты готовятся в гражданских вузах по заявке вооруженных сил за их счет.

Иранское руководство в последние годы предпринимает шаги, направленные на обеспечение вооруженных сил новым оружием и военной техникой. Упор делается на успехи в различных научных и технических областях, а также в военной промышленности страны. Западные эксперты считают, что за восемь лет войны с Ираком иранская военная индустрия заняла доминирующее положение в регионе. В египетской печати появилось сообщение о том, что Иран приступил к осуществлению плана производства ядерного оружия. Для этого ему, удалось приобрести на японском рынке необходимые компоненты и направить своих физиков-ядерщиков для соответствующей подготовки за рубеж, в частности в Пакистан.

В конце апреля 1989 года в интервью норвежскому телевидению бывший министр по делам КСИР А. Шахмани заявил, что Иран намерен продавать отдельные виды военного снаряжения. При этом приоритет будет отдан исламским государствам. Из списка иранских партнеров исключены США, Израиль и ЮАР.

Для превращения личного состава в надежную опору клерикального режима осуществляется интенсивная религиозно-идеологическая обработка военнослужащих. Организует и проводит ее идейно-политическое управление при объединенном штабе (создано в феврале 1980 года). Такие же управления имеются и в видах регулярных вооруженных сил. По закону об армии важнейшие задачи идейно-политических органов - насаждение исламской культуры и исламских ценностей, приобщение личного состава к духовной жизни в соответствии с положениями ислама и указаниями руководителя государства, контроль за соблюдением исламских норм и доклады об их нарушениях ответственным лицам, вплоть до верховного главнокомандующего.

Идейно-политические работники всех степеней назначаются из числа священнослужителей, имеющих теологическое образование, твердые убеждения и не являющихся членами политических организаций. Начальники идейно-политических органов пользуются правами соответствующих командиров.

В подразделениях основная ответственность за проведение религиозно-идеологической обработки лежит на войсковых муллах, которые готовятся в специальных учебных центрах, созданных при теологических школах. В воспитании личного состава значительное место занимают антикоммунистические и антисоветские тенденции. Помимо того, дискредитируется деятельность иранских левых демократических партий и организаций.

Влиятельным органом религиозно-политического руководства Ирана является сформированный в первые месяцы после свержения шахского режима корпус "стражей исламской революции)" - "Сепах-э пасдаран-э энкелаб-э эслами" (командующий - Мосхен Резаи, назначается руководителем страны). В соответствии с уставом, утвержденным в мае 1982 года, корпус предназначен для "защиты исламской революции Ирана и ее завоеваний, распространения господства ислама с учетом конституции, постоянного содействия осуществлению идей ислама, усиления оборонного потенциала страны и военной подготовки народного ополчения".

В уставе также отмечается, что к числу основных внутренних задач КСИР относится ведение борьбы с "подрывными элементами и течениями", выступающими против исламской революции, оказание содействия "силам охраны порядка", в том числе в обеспечении безопасности государственных учреждений, религиозных и политических деятелей, участие в спасательных операциях в случае стихийных бедствий.

К внешним функциям корпуса относится "содействие регулярной армии в деле защиты независимости, территориальной целостности государства и исламского республиканского строя". В осуществлении этих функций он тесно сотрудничает с органами разведки и контрразведки.

В иностранной печати неоднократно говорилось о том, что КСИР был создан в противовес регулярной армии, потому что политическое руководство не доверяло ей. Корпус предназначался для подавления антиправительственных выступлений, возможных волнений в армии, жандармерии и полиции. В начальный период войны с Ираком специальные заградительные отряды КСИР решали задачи по предотвращению отступления своих войск на фронте и бегства населения из прифронтовых районов.

По оценке зарубежных специалистов, КСИР является основным орудием правящего духовенства и в борьбе против выступлений национальных меньшинств. Кроме того, он используется для подавления прогрессивных, особенно левых сил, выступающих за продвижение революции по пути социально-экономических преобразований.

КСИР принял активное участие в боевых действиях на ирано-иракском фронте. Это послужило толчком к значительному усилению и увеличению численности личного состава корпуса с 50 тыс. до 400 тыс. человек, а также созданию в нем трех видов вооруженных сил: сухопутных войск, ВВС, ВМС (по указу имама Хомейни в сентябре 1985 года).

В указе подчеркивалось, что в интересах защиты завоеваний революции необходимо иметь сильный корпус, а без сухопутных войск, ВВС и ВМС это невозможно. Они создаются для того, чтобы совместно с регулярной армией защищать сухопутные, морские и воздушные границы государства. Практически же формирование отдельных подразделений ВВС и ВМС в нем началось еще до этого указа. Первый батальон КСИР, предназначенный для охраны морского побережья, был организован в марте 1983 года, а подготовка пилотов и парашютистов началась еще в 1982-м.

В 1986 году в сухопутных войсках КСИР была создана специальная воздушно-десантная бригада. В объявлениях, помещенных в иранских газетах, говорилось, что в нее набираются лица в возрасте от 17 до 30 лет, участвовавшие в двух боевых операциях или же имеющие опыт шестимесячной службы в Курдистане. Программа обучения личного состава включает парашютную подготовку, подводное плавание, тренировки в горной и болотистой местности, изучение партизанской и диверсионной тактики. Руководство партизанскими действиями и подбор добровольцев для обучения в специальном центре были возложены на особый штаб корпуса, получивший название "Рамазан".
В настоящее время в Иране ведутся дискуссии о дальнейшей судьбе КСИР и регулярной армии. Есть предложение об их слиянии. Об этом, в частности, завили некоторые депутаты меджлиса в марте 1989 года. Подобные призывы появлялись и в 1988 году во время войны с Ираком. Необходимость такого шага объяснялась отсутствием должной координации действий армии и КСИР. Первым шагом на пути к слиянию явилось образование в 1989 году министерства обороны и поддержки вооруженных сил.

КСИР возглавляет командующий, отвечающий за военную и идейно-политическую подготовку личного состава. Деятельность корпуса контролируется личным представителем руководителя страны. Этот представитель занимается вопросами, связанными с политикой, идеологией, печатью и культурой, а также с назначением, снятием и перемещением командного состава.

Основным учебным заведением КСИР считается академия имени имама Хусейна (функционирует с 1986 года). В ней готовятся командные и инженерные кадры. При академии действует центр стратегических исследований в военной, политической, социальной и экономической областях. Кроме того, командные кадры для КСИР готовятся и в учебных заведениях армии.

Руководство ИРИ значительное внимание уделяет развитию и укреплению жандармерии и полиции. На службу в эти органы принимаются лица не моложе 17 лет, в том числе и женщины. Жандармские войска (более 60 тыс. человек) охраняют государственные границы и особо важные объекты, ведут борьбу с антиправительственными группировками, контрабандистами, организуют призыв военнообязанных, обеспечивают внутреннюю безопасность в городах и сельской местности, где нет полицейских участков.

Организационно жандармерия сведена в полки и отдельные батальоны. На ее вооружении имеются бронетранспортеры, вертолеты, патрульные суда. В мирное время жандармские войска подчинены министерству внутренних дел, в военное или в чрезвычайных условиях они передаются в оперативное подчинение командованию сухопутных войск.

С момента образования ИРИ организация и функции полиции существенно не изменились. Ее основными задачами остались обеспечение общественного порядка и охрана государственных объектов, иностранных представительств в стране

Жандармерия и полиция имеют высшие и средние учебные заведения. Первая, в частности, набирает ежегодно около 4 тыс человек в центры унтер-офицеров и 800-1000 в офицерские школы.

Комитет исламской революции (образован 12 февраля 1979 года, главнокомандующий С. Мусави) функционирует под контролем министерства внутренних дел. Прообразом его послужил "комитет встречи имама", созданный в начале 1979 года. В 1986 году был принят устав КИР, в котором говорится, что он предназначен для "выявления и борьбы с контрреволюцией, наркоманией, контрабандой и спекуляцией". По уставу его личный состав обязан окончить политико-идеологические курсы (45-часовая программа), а также пройти военную подготовку. Отличительная особенность - грамотность (умение читать и писать). Командные должности занимают более 50 служителей культа. КИР имеет три отдела: правовых вопросов, инспекции, общих связей (с народом и средствами массовой информации).

КИР организует контрольные комиссии по искоренению "разложившихся элементов", оказывает содействие в организации призыва на военную службу. Члены комитета активно участвовали в боевых действиях на ирано-иракском фронте, где назывались бойцами "дивизии духа аллаха".

КИР тесно сотрудничает с регулярной армией, корпусом "стражей исламской революции", жандармерией и полицией. В планах иранского руководства на базе КИР, жандармерии и полиции предусматривается создать единый орган охраны общественного порядка. Однако, как отмечается в иностранной печати, это отдаленная перспектива.

Народное ополчение (действует с 26 ноября 1979 года и подчиняется КСИР) предназначено для "проведения необходимой подготовки лиц, верных конституции и задачам исламской революции, в целях защиты страны, исламского республиканского строя и оказания помощи народу в случаях стихийных бедствий при взаимодействии с соответствующими органами". Формирование, планирование мероприятий, руководство деятельностью, идейно-политическая и военная подготовка "басиджа" возлагаются на корпус "стражей исламской революции". Ответственным за "басидж" в КСИР назначен М. А. Рахмани. По планам иранского руководства, народное ополчение должно объединить до 20 млн. человек.
Данная организация имеет по всей стране свои органы, возглавляемые религиозными деятелями. Самым мелким подразделением "басиджа" является ядро сопротивления, которое создается в небольших поселках и деревнях. Город в зависимости от площади и численности населения делится на зоны сопротивления, состоящие из районов, включающих посты, делящиеся на группы.

Для вступления в "басидж" необходимо записаться в местной мечети и пройти общую подготовку. После этого кандидаты становятся рядовыми членами этой организации. Некоторые члены могут окончить курсы усовершенствования, созданные на базах сопротивления. Выпускники курсов зачисляются в активисты. Рядовые члены и активисты не входят в число кадровых военнослужащих и не состоят на постоянном денежном довольствии. В дальнейшем из числа активистов, прошедших соответствующую подготовку на базах КСИР, комплектуется (в случае необходимости) постоянный резерв корпуса. По сообщению М. А. Рахмани, за время существования "басиджа" на таких базах прошло обучение свыше 5 млн. человек, в том числе значительное количество женщин. В ходе войны подразделения "басиджа" принимали активное участие в боевых действиях против иракских войск. Эти подразделения находились на фронте до трех месяцев. Кроме них, создавались группы поддержки "басиджа", время пребывания которых на фронте ограничивалось 30-45 днями. При желании члены "басиджа" в индивидуальном порядке могли оставаться на фронте и более продолжительное время. По сообщениям иранской печати, за восемь лет войны число ее участников - членов этой организации достигло почти 4 млн. человек, потери составили 60 тыс. Таким образом, иранское руководство в интересах осуществления своих внутри- и внешнеполитических планов уделяет постоянное внимание развитию вооруженных сил и народного ополчения, что позволяет контролировать обстановку в стране и вести борьбу с противниками существующего режима.

Зарубежное военное обозрение №2 1990

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (28.06.2008) | Автор: Полковник О. Чернета
Просмотров: 3584 | Рейтинг: 3.6/5 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz