Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 20.09.2017, 17:28

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Итальянские подводные лодки с энергетическими установками замкнутого цикла

Итальянские подводные лодки с энергетическими установками замкнутого цикла

Капитан 1 ранга В. Кипов

Дальнейшеесовершенствование подводных лодок с обычными (неядерными) энергетическими установками (ЭУ) ведется по различным направлениям. Одно из них - увеличение продолжительности подводного плавания, исключающее необходимость частого подвсплытия для зарядки аккумуляторных батарей. В некоторых странах Запада уже реализуются идеи создания анаэробных ЭУ {не зависящих от атмосферного или внутриотсечного воздуха), в состав которых включаются топливные элементы или двигатели Стирлинга либо дизельные установки замкнутого цикла. Итальянские военные специалисты остановились на последних, объясняя свой выбор тем, что топливные элементы и двигатели Стир-линга могут лишь частично решить проблему увеличения длительности непрерывного плавания под водой с 2-4 до 10-14 сут, а дизель замкнутого цикла способен обеспечить подводный ход в пределах полной автономности подводной лодки (ПЛ).

Фирма «Мариталиа» с 70-х годов выполнила ряд исследований и проектных разработок. В ходе их решались проблемы создания ЭУ замкнутого цикла и повышения ее экономичности, снижения шумности и других демаскирующих физических полей, размещения запасов кислорода на борту ПЛ. Для практической проверки новых технических решений были созданы опытные образцы подводных лодок. В результате проведенных испытаний для будущих ПЛ выбрана тороидальная конструкция прочного корпуса (ПК), при которой в качестве хранилища газообразного кислорода выступает сам корпус. Концепция такого технического решения названа GST (Gaseous oxygen Stored in the Toroidal pressure hull). При этом (в отличие от традиционного способа изготовления обшивки ПК из стальных листов) корпус подводной лодки состоит из торов - сваренных в кольцо труб. Внутри труб может храниться кислород под давлением до 350 атм, что значительно больше, чем давление воды на рабочей глубине. При испытании отсека такой конструкции исследователям пришлось упрочнить гипербарическую камеру, так как его разрушение наступило лишь при давлении, соответствующем глубине 1186 м. Наряду с повышенной прочностью применение торов различного диаметра позволяет добиваться обтекаемой формы корпуса. Фирмой разработаны особые методы сварки торов.
Основные характеристики ПЛ, спроектированных в 80-х годах фирмой «Мариталиа», приведены в таблице.

Основные характеристики подводных лодок с ЭУ замкнутого цикла
Характеристики  IMI-35 СЕЕ-22 3-GST9 LWT-27 20-GST48
Длина, м 15,2 9,6 9,65 27,1 48
Диаметр прочного корпуса, м 2,5 2,2 2,25 3,14 5,25
Подводное водоизмещение, т 80 26 29 136 Около 1000
Скорость хода, уз 8,5 8 8 18 -
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз)  240(10) - 100(8) или 200(6) 400(16) или 1600(8) 4000(8) или 8000(5)
Глубина погружения, м 350 400 400 200 400
Экипаж, человек 3 2 - 8 12
Автономность, сут 1 1,5 - 14 66
Вооружение - - Торпеды, мины Торпеды, мины Торпеды, мины, ПКР
Количество дополнительных мест:          
для водолазов 4 6 - - -
для боевых пловцов - - 4 4 7-12
Год постройки 1982 1985 1987 Проект Проект

Первая экспериментальная лодка РН-Х2 водоизмещением 120 т использовалась в 1978-1982 годах для отработки ЭУ замкнутого цикла на глубинах до 350 м. На опытной подводной лодке IMI-35 (рис. 1)с ПК обычной конструкции продолжалась доработка ЭУ и проводились испытания оборудования. Для хранения кислорода применялись баллоны высокого давления, размещенные между прочным и легким корпусами. Первой ПЛ с тороидальным корпусом стала СЕЕ-22. ПК был сварен из торов диаметром 90 мм при толщине стенки 7,5 мм.

Использование баллонов для хранения кислорода позволило уменьшить подводное водоизмещение и улучшить обитаемость лодки. Она предназначена для доставки водолазов к месту подводных работ и обследования морского дна. В качестве спасательной лодки ПЛ проекта СЕЕ-22 может принять на борт и перевезти с аварийной подводной лодки до 14 подводников за один рейс.
Опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации подводных лодок вышеуказанных проектов, использован при создании боевой сверхмалой ПЛ 3-GST9 (цифра 3 означает диаметр тора в дюймах, а 9 - длину лодки в метрах). Она может доставлять боевых пловцов к побережью противника, выставлять мины или нести две малогабаритные торпеды, а при действиях у своих берегов вести борьбу со средствами доставки боевых пловцов противника с помощью гидролокатора, имеющего высокую разрешающую
способность, и мини-торпед.

Фирмой «Мариталиа» разработан также ряд проектов малых ПЛ, которые способны выполнять торпедные атаки по надводным кораблям (судам) в мелководных районах, осуществлять активные минные постановки, обеспечивать высадку и возвращение боевых пловцов. Среди них подводные лодки серии GST-100 водоизмещением около 100 т, к которой относится ПЛ проекта LWT-27 (рис. 2). Ее ЭУ состоит из компактного дизеля замкнутого цикла (мощностью 420 л. с), малошумного низкооборотного вспомогательного гребного электродвигателя (48 л. с), двух анаэробных дизель-генераторов (60 л. с). Питание электродвигателя осуществляется от дизель-генераторов или аккумуляторной батареи. Лодка может нести четыре малогабаритные или две обычные торпеды. Другие варианты использования данной ПЛ предусматривают размещение на ее борту 10-12 донных мин, средств доставки боевых пловцов и их снаряжения, диверсионных мин. В конструкции применяется внутреннее звукопоглощающее покрытие в машинном отделении (толщиной 25 мм) и наружное двухслойное противогидролокационное (48 мм).

Указанная фирма приступила к внедрению концепции GST в проекты средних и больших подводных лодок. Одним из них (20-GST48*) предусмотрено создание ПЛ, способной действовать не только в открытом море, но и в мелководных районах с глубинами до 20 м. Для разработки ее вооружения привлечены фирмы других стран. В частности, английская фирма «Плесси» создает ГАС, способную обнаруживать малошумные ПЛ на мелководье на расстоянии около 10 км и надводных целей - 27 км, а американская «Ханиуэлл» дорабатывает торпеду NT37E для применения на малых глубинах. В состав ЭУ войдут 32-цилиндровый дизель (мощностью 7000 л. с), два дизель-генератора (по 400 л. с), и гребной электродвигатель (800 л. с). Благодаря увеличенным длине лодки и диаметру торов (20 см) значительно возрастут запасы кислорода и соответственно энергоресурсы - до 100 тыс. кВт-ч, что существенно повысит дальность плавания. У более крупных ПЛ (длиной до 70 м) запасы энергии могут быть доведены до 745 тыс. кВт-ч, при этом дальность плавания со скоростью 8 уз составит, по оценке специалистов фирмы, 27 тыс. миль.

Штаб итальянских ВМС после ознакомления с проектами подводных лодок и результатами проведенных испытаний признал, что концепция GST и реализованные в ней технические решения заслуживают внимания. Проявил интерес к ним также штаб ВМС США, направив своих представителей для ознакомления с работами фирмы «Мариталиа». Однако в иностранной печати высказывается мнение, что основная цель публикаций, посвященных концепции GST, сводится к тому, чтобы привлечь к ней внимание прежде всего тех стран, которые хотели бы иметь в составе своих ВМС современные подводные лодки, но по различным причинам не могут строить и содержать атомные. В частности, на выставке военно-морской техники в Генуе (май 1989 года) фирма «Мариталиа» демонстрировала модель ПЛ проекта S-300 (водоизмещение 300 т, длина 33,1 м, вооружение - четыре торпеды, экипаж семь человек) и надеется заинтересовать ею такие страны, как Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд.

Рис. 1, Подводная лодка проекта IMI-35 и модель тороидального корпуса (слева)
Рис. 2: Эскиз подводной лодки проекта LWT-27: 1 - цистерны главного балласта; 2 - аварийно-спасательный буй; 3 - муфта сцепления электродвигателя; 4 - анаэробный дизель-генератор; 5 - гальюн; 6 - жилые помещения; 7 - каюта командира; 8 - камбуз и столовая; 9 - пульт управления движением корабля; 10 - выдвижное устройство с антеннами систем опознавания и связи в KB и УКВ диапазонах; 11 - электронно-оптический перископ; 12 - оптический перископ;- 13 - антенна активно-пассивной ГАС; 14 - антенна шумопеленгатора; 15 - торпедный отсек; 16 - аккумуляторная батарея; 17 - шлюзовая камера; 18 - навигационный и гидроакустический пульт; 19 - запас кислорода для системы регенерации внутриотсечного воздуха; 20 - запас кислорода для энергетической установки; 21 - топливная цистерна; 22 - главный дизель; 23 - редуктор; 24 - гребной электродвигатель

* Первая цифра (20) означает диаметр торов в сантиметрах, а вторая (48) - длину ПЛ в метрах. - Ред.

Зарубежное военное обозрение №5 1990 С.57-59

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (18.06.2008) | Автор: Капитан 1 ранга В. Кипов
Просмотров: 4275 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz