Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2017, 03:54

Главная » Статьи » Архив по годам » 1987

Религиозно-идеологическая обработка в вооруженных силах Ирана

Религиозно-идеологическая обработка в вооруженных силах Ирана

Полковник О.Чернета

Восемь лет тому назад, в феврале 1979 года, в результате вооруженного восстания в Иране была свергнута деспотическая, антинародная, прогнившая диктатура шаха, который был тесно связан с американским империализмом. Революционный взрыв явился следствием крайнего обострения политических и социально - экономических антагонизмов, порожденных внутренней и внешней политикой шахского режима. Однако дальнейшее развитие революции, имевшей на первоначальном этапе народное, демократическое и антиимпериалистическое содержание, вскоре приобрело противоречивый, непоследовательный характер. Придя к власти, высшее шиитское духовенство отошло от своих обещаний провести глубокие политические и социально-экономические преобразования в интересах народа и занялось всемерным упрочением своих позиций, постепенно устраняя всех явных и потенциальных противников. Народный характер революции начал меняться, социальная база сужаться, от нее стали отходить те, кто разочаровался в религиозно-политическом руководстве, выдвинувшем лозунг создания в Иране общества "исламской справедливости". Политическая революция не переросла в социальную, а шаг за шагом начала пятиться назад и сдала свои позиции.
Приход к власти в Иране новых политических сил не затронул социально-экономических основ господствовавших в стране капиталистических отношений. Шиитское духовенство, заняв главенствующее положение в политической системе, ясно показало, что оно не намерено подрывать экономические позиции буржуазии. Официально провозглашенная и усердно проводимая в жизнь политика так называемой исламизации страны коснулась лишь форм, но не устоев экономической, социальной и общественной жизни. Иранская революция не продвинулась далее изменения фасада политической власти и форм государственного правления.
Нерешенность социальных проблем, экономические трудности, инфляцию и дороговизну, падение жизненного уровня основной массы трудящихся религиозно - политическое руководство страны пытается оправдать продолжающейся вот уже свыше шести лет войной с Ираком, которая легла тяжелым бременем на экономику и всю общественную жизнь страны*. Сотни тысяч людей убиты и ранены, миллионы лишились крова и вынуждены жить в тяжелейших условиях вдали от родных мест.
Совершенно очевидно, что от продолжения этого трагического в своей бессмысленности братоубийственного конфликта выигрывают лишь агрессивные империалистические круги, и прежде всею в Соединенных Штатах Америки стремящиеся ослабить и Иран, и Ирак. Вашингтон использует войну и как повод для еще большего нагнетания напряженности в регионе, планируя открытое вмешательство во внутренние дела государств Юго-Западной Азии и наращивая здесь свое военное присутствие, что вызывает беспокойство всей мировой общественности.
Однако религиозно-политическое руководство Ирана проводит линию на продолжение войны "до победного конца", до свержения существующего в Ираке строя. Именно к этому призывал председатель меджлиса Хашеми-Рафсанджани на одном из пятничных намазов (молений) в Тегеране в июне 1986 года: "Все люди, способные держать в руках оружие, должны быть готовы довести войну до победы". Считая ее религиозным долгом каждого иранца, власти подчеркивают, что для страны "важны не мир и война, а важно сохранение ислама".
В сложившихся условиях руководство Ирана уделяет много внимания укреплению и развитию вооруженных сил, основными составными частями которых считаются армия и "корпус стражей исламской революции" (КСИР)**. После свержения шахского режима армия претерпела значительные изменения. Все возрастающее усиление клерикальных тенденций в иранском обществе обусловило процесс ее исламизации, интенсификации религиозно-политической обработки личного состава.
Воинские уставы и наставления приведены в соответствие с положениями ислама, все органы действуют с соблюдением норм корана и шариата (свод религиозно - этических и правовых предписаний ислама).
По оценке иностранных специалистов, цель исламизации армии состоит в том, чтобы, с одной стороны, обезопасить правящий режим от давно сложившейся и имеющей реальную силу касты военных, а с другой - превратить армию в послушный инструмент политики и использовать ее в интересах властей. Зарубежная печать сообщала, что политика исламизации армии сопровождалась серией жесточайших чисток и репрессий. Тысячи офицеров были казнены, арестованы или уволены. В результате позиции офицерского состава во всей системе вооруженных сил Ирана резко ослабли и одновременно укрепилось положение шиитского духовенства. На первый план исламское руководство выдвинуло "корпус стражей исламской революции", народное ополчение "басидж" и другие иррегулярные формирования. Армии стала отводиться второстепенная роль.
С целью превращения личного состава армии и КСИР в надежную опору клерикального режима осуществляется его интенсивная религиозно - идеологическая обработка. Она основана на догмах ислама шиитского направления и положениях шариата. Боевой дух в войсках правящие круги пытаются поднять путем разжигания религиозного фанатизма и псевдопатриотизма, панисламизма. При этом особое внимание уделяется пропаганде "джихада" (священной войны с неверными). Центральное место в ней отводится призыву следовать "шахадату" (самопожертвованию в борьбе за веру).
Всем солдатам и бойцам внушается, что самопожертвование является богоугодным делом для правоверного мусульманина, а "шахидам" (погибшим за веру) обещается прощение всех земных грехов и "прямой путь в рай". В этой связи имам Р. Хомейни утверждает: "Красная смерть во много раз лучше черной жизни. Мы сегодня нуждаемся в "шахадате", чтобы завтра наши дети с гордостью противостояли миру безбожия. Кровь, пролитая во имя "джихада", делает ислам еще более блестящим и дает душу потомкам". Родственникам погибших внушается: "Если ваши близкие пали за веру, стали "шахидами", то нет оснований для печали, так как они стали гостями аллаха. То, что мы теряем, находит аллах. Смерть за веру - это большой праздник для павшего и его близких. Те же, кто препятствует совершению дела революционного "шахадата", являются контрреволюционерами и должны преследоваться".
На передовых позициях перед атакой часто организуются прослушивания публичных "благословений на мученичество", в которых подчеркивается, что, "погибнув во имя аллаха, а тем более уничтожив одного или нескольких врагов, исламский воин попадает в ранг святых". После окончания "благословения" воинам выдаются красные наголовные повязки с надписью: "Я имею разрешение имама Хомейни войти в рай", а в качестве амулета им на шею вешается пластмассовый "ключ от ворот рая".
Под влиянием такой пропаганды многие верующие иранцы не задумываясь идут на верную смерть. На ирано-иракском фронте были случаи, когда впереди атакующих войск посылались 14 - 15-летние подростки. Они шли по минным полям и ценой собственных жизней проделывали проходы идущим за ними войскам. При этом юноши под воздействием религиозной обработки искренне верили, что, умерев, как "шахиды", они сразу попадают в рай.
Концепция "джихада" используется также в интересах укрепления воинской дисциплины и воспитания в духе беспрекословного повиновения командирам. Личному составу внушается, что если кто-либо "без распоряжения командира пойдет даже вперед, то в этом случае не будет считаться "шахидом", так как повиновение командиру соответствует нормам шариата".
В иранских газетах введена специальная полоса под названием "Завещания шахидов", на которой печатаются их биографии, описываются совершенные ими подвиги. Последние слова погибших, обращенные к родственникам и близким, отражают идеи официальной пропаганды, вложенные в уста "шахидов". Такие "завещания" регулярно передаются по радио.
Одним из основных направлений идеологической обработки личного состава армии и КСИР является пропаганда идей пан -исламизма. Военнослужащим внушается мысль об истинном возрождении" ислама в Иране о необходимости "объединении всех мусульманских государств под знаменем исламской идеология". При этом утверждается, что в соответствии с этой идеологией "современные границы не могут быть препятствием для распространения ислама, поэтому долг каждого правоверного мусульманина - отстаивать ислам повсюду". Согласно с вышеуказанным принципом конституция Ирана определяет задачи армии и КСИР. "Эти формирования, - говорится в конституции, - не только несут охрану границ, но и выполняют религиозную миссию, а именно - ведение "священной войны" во имя бога и борьбы за расширение господства закона бога в мире".
Активно пропагандируется "всемирный" характер "исламской революции" иранского образца и необходимость ее распространения в другие страны. Идея экспорта "исламской революции" - это программа действий, которая, по мнению многих зарубежных специалистов, носит открыто экспансионистский характер. Имам Р. Хомейни утверждает: "Мы распространяем нашу революцию по всему миру, поскольку она исламская. Пока во всем мире не победит ислам, борьба будет продолжаться. Сегодня - время крови и гибели за святое дело". При этом идеологи "исламской революции" сознательно ставят на одну доску империализм и социализм, стремятся опорочить марксизм, противопоставить ислам передовой общественно - политической мысли и прогрессивным силам на Ближнем и Среднем Востоке. Главная цель - подвести "теоретическую базу" под программу экспорта "исламской революции", представить ислам в роли некоего нового, самостоятельного политического движения, способного решить все стоящие перед народами Востока проблемы. Особенно наглядно это проявляется в той широкой поддержке, которую иранское духовенство оказывает анти-афганским контрреволюционным группировкам с целью насильственного экспорта "исламской революции" в Афганистан. При этом солдатам внушается мысль, что они обязаны оказывать всестороннюю помощь "афганским братьям в их священной борьбе за веру".
В религиозно-политическом воспитании широко используется тезис о том, что исламская республика иранского образца является образцом "подлинного единства всех проживающих в ней людей", где якобы нет места классовым и национальным противоречиям. Утверждается, что "нет никакой разницы между тюрками, персами, лурами, арабами, белуджами, поскольку все они мусульмане - члены единой общины, сплоченные духовным родством".
Важное место занимают пропаганда, возвеличивание личности руководителя "исламской революции" имама Р. Хомейни и создание его культа. Его жизненный путь преподносится как символ "преданности вере", который вывел Иран в "авангард исламского движения".
Идеологическая обработка личного состава включает пропаганду "высокого престижа" военной службы. При этом постоянно напоминаются указания имама Р. Хомейни, что "долгом каждого правоверного мусульманина является служба в вооруженных силах и защита исламской революции", а народ в свою очередь "должен уважать свои вооруженные силы и поддерживать их". По утверждению иранского руководства, сейчас они в корне отличаются от шахской армии, а поэтому те, кто выступают против них, "идут против веры, против исламской республики".
Средства массовой информации ведут активную пропагандистскую работу с целью мобилизовать массы в народное ополчение - "басидж", в ряды которого пытаются втянуть все дееспособное население, не находящееся в рядах армии и КСИР. Согласно указаниям имама Р. Хомейни, военной подготовкой должно быть охвачено все население страны, в том числе старики, женщины, дети. И пока фронт нуждается в живой силе, считается, что молодежь и дети могут идти на фронт без разрешения родителей.
Для поднятия морального духа личного состава армии и КСИР, находящегося на фронте, и укрепления их связей с народом по всей стране проводится сбор пожертвований. Почти каждую неделю автоколонны из провинциальных центров направляются к фронту с подарками для солдат, в числе подарков обязательно есть определенное количество экземпляров корана. Применяются различные формы поощрения личного состава, отличившегося в боевых действиях. Для особо отличившихся организуется паломничество к местам мусульманских святынь на территории Саудовской Аравии и Ирана. Так, только в Мешхед ежемесячно направляются из частей и подразделений, участвующих в боевых действиях на ирано-иракском фронте, около 150 военнослужащих-паломников.
Личному составу армии и КСИР запрещено состоять в партиях, политических группировках и организациях. Выступая перед высшим командным составом армии, имам Р. Хомейни заявил что, "если солдата увлекли политические дела, он теряет свои качества... Он превращается в политика, захватившего солдатскую фуражку... Политика в армии хуже героина. Как героин уничтожает человека, так и политика уничтожает суть (душу) армии".
В идеологической обработке личного состава вооруженных сил и в целом в деятельности пропагандистского аппарата внутри страны и за рубежом значительное место отводится насаждению антикоммунистических и антисоветских убеждений. Всячески дискредитируется деятельность иранских левых демократических партий и организаций. В качестве "карающего меча" используется КСИР, но он действует не столько против истинных врагов революции, сколько против подлинных патриотов страны - представителей прогрессивных организаций. Зачастую ставится знак равенства между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом в свете выдвинутого религиозно-политическим руководством Ирана лозунга "Ни Восток, ни Запад!".
Разумеется, попытки поставить на одну доску империалистическую политику Белого дома и миролюбивый курс Советского правительства, абсолютно несостоятельны. СССР неизменно проводит по отношению к Ирану политику, основанную на принципах равноправия, добрососедства, уважения национального суверенитета и невмешательства в его внутренние дела, выражает готовность и впредь развивать с ним отношения на этих принципах на основе взаимности.
В тесной связи с антисоветской пропагандой находится обработка личного состава в анти-афганском духе, которая является органической составной частью враждебного курса иранского руководства по отношению к демократическому Афганистану. В пропагандистских материалах, рассчитанных как на иранских военнослужащих, так и на население страны, в искаженном виде преподносятся все аспекты советско-афганских отношений. В первую очередь это относится к интернациональной военной помощи СССР афганскому народу. Под разными предлогами оправдывается вмешательство Ирана во внутренние дела ДРА в рамках "необъявленной войны", развязанной международным империализмом и региональной реакцией против афганского народа. Оказывая поддержку бандитам, снабжая их оружием и размещая на своей территории лагеря афганских контрреволюционеров, иранское правительство несет полную ответственность за те кровавые злодеяния, которые они творят. Более того, имеются факты участия Ирана в грязной войне против Афганистана. Согласно данным зарубежной печати, только в течение 1986 года иранские войска совершили более 60 актов агрессии в отношении ДРА. Сообщается также о том, что из афганских беженцев, находящихся на их территории, иранские власти не только сколачивают контрреволюционные банды, которые потом направляются на афганскую территорию, а также используют как пушечное мясо на ирано-иракском фронте.
Для организации и проведения религиозно-идеологической обработки личного состава в феврале 1980 года образовано политико-идеологическое управление при объединенном штабе армии. Такие же управления имеются в штабах сухопутных войск, ВВС и ВМС. Их возглавляют духовные лица, назначаемые лично имамом Р. Хомейни. Они еженедельно докладывают ему о состоянии дел в армии. В частях и соединениях созданы политико-идеологические отделы, включающие восемь человек. В подразделениях назначаются "попечители", ответственные за организацию идеологической обработки в духе ислама. В Корпусе стражей исламской революции" этой деятельностью занимаются управления идейно-политическое подготовки, пропаганды и печати, работой которых руководит также представитель Р. Хомейни.
Структурно политико-идеологическое управление объединенного штаба армий состоит из четырех департаментов: пропаганды, который включает отделы радио и телевидения, печати, а также комитет новостей; связей и внутренней службы, имеющий в своем составе комитет культа, контроля, а также отдел оказания помощи при стихийных бедствиях; идеологического, включающего комитеты по печати и обучению; по строительству и созданию религиозных центров (мечетей, библиотек и т.п.).
Важнейшей задачей политико-идеологических органов считается исламизация армии, приобщение личного состава армии и КСИР к духовной жизни. Клерикальное руководство Ирана исходит из того, что идеологическая обработка должна быть "высшей формой привлечения духовенства к делам революции", а идейно-политические органы призваны играть "роль пророка в вооруженных силах". Деятельность политико-идеологических управлений носит наставнический характер. Их представители по отношению к командирам выступают в роли "старших советников", строящих свою работу на директивном указании руководства страны о том, что "командир исламской армии обязан знать учение ислама и быть в первых рядах по распространению исламской культуры и полностью выполнять все исламские обряды". В то же время религиозным деятелям рекомендуется не вмешиваться в решение чисто военных вопросов.
Сотрудникам политико-идеологических органов вменяется в обязанность хорошо разбираться в политических и экономических проблемах, изучать марксизм, "чтобы успешно противостоять врагам ислама и спасти молодежь от сетей шайтана". В качестве пропагандистов своих идей религиозное руководство пытается использовать не только тех, "кто носит чалму", то есть священнослужителей, но также преподавателей и "способных" студентов.
Подготовка кадров для аппарата идеологической обработки осуществляется в специальных религиозных учебных центрах, созданных в ряде городов Ирана. Имеется также система краткосрочных курсов (двухмесячных и более продолжительных), на которых ежедневно для религиозно-политических занятий выделяется 4 ч. Зачисляются на эти курсы студенты и дипломированные специалисты, призванные в вооруженные силы. На них преподаются основы мусульманской религии, методика изучения корана и сам коран, книга с изречениями имама Али ("Путь красноречия"), а также ораторское искусство. Поставлена задача пропустить через подобные курсы также всех командиров и начальников.
Комплектование курсов осуществляется дифференцированно, в зависимости от уровня образования. Причем их успешное окончание способствует продвижению по службе. Кроме того, решено в военных училищах и школах офицеров и унтер-офицеров ввести преподавание предметов по политико-идеологическим специальностям. Пересмотрены программы всех военно-учебных заведении в сторону их исламизации.
В 1985 году принят ряд мер, направленных на совершенствование структуры пропагандистско-идеологического аппарата. С этой целью был создан специальный штаб по руководству и координации идеологической работы в вооруженных силах Ирана.
Штаб имеет большие полномочия, его представители постоянно направляются на места для контроля за состоянием и ведением идейно-политической работы в частях и подразделениях армии и КСИР. Здесь разрабатываются основные направления идеологической обработки в масштабе всех вооруженных сил. Штаб планирует поездки видных религиозных деятелей на фронт и их выступления перед личным составом. В его обязанности входит также распределение в армию и КСИР представителей духовенства, выпускников теологических школ и специально подготовленных пропагандистов.
В идеологической обработке личного состава используются разнообразные формы и методы, основными из которых являются устная и печатная пропаганда, наглядная агитация. Воздействуя главным образом на религиозные чувства, духовные наставники и пропагандисты проводят индивидуальные и групповые беседы с личным составом, моления и прослушивание проповедей. Для чтения лекций на религиозно- политические темы в войсках отводится не менее 8 ч. в неделю.
В праздничные и выходные дни (пятницы) практикуется проведение массовых, так называемых пятничных, намазов, на которых перед военнослужащими выступают высокопоставленные представители духовенства. На них наряду с чисто религиозными затрагиваются вопросы повседневной жизни, дается трактовка актуальных внутренних и международных проблем. Эти намазы являются составной частью всей системы пятничных молений в масштабе страны, их проведение координирует специальный штаб, в роли пятничных имамов выступают представители правительства и меджлиса. Фактически намазы превратились из актов чисто культового отправления в религиозно-политические мероприятия.
В своем выступлении на всеиранском семинаре пятничных имамов в июне 1986 года аятолла А. Мон-тазери заявил, что "надо стремиться, чтобы проповеди включали в себя темы веры, комментарии и историю корана, а также политические проблемы текущего дня и общества". При этом он подчеркнул, что на намазах необходимо разъяснять причины трудностей в экономике, призывать народ "отказываться от использования заграничных предметов роскоши", "ограничить потребление мяса", "противодействовать давлению сверхдержав", воспитывать преданность "исламской революции".
Для воспитания личного состава армии и КСИР активно используются средства массовой информации. Существует насколько радио- и телепередач для военнослужащих. В них основное внимание уделяется выступлениям религиозных лидеров, чтению корана, военной хронике, а также инсценировки о "подвигах" пророка Мухаммеда и его сподвижников. Широковещательная радиостанция "Радьо-йе сепах" ("Радио корпуса") ведет передачи не только на личный состав КСИР, армии и население Ирана, но и на зарубежные страны. Массовым тиражом издается более 20 наименований различных военных газет и журналов. Среди них орган политико-идеологического управления журнал "Сафф" ("Шеренга"), издания КСИР - "Пасдар-э эслам" ("Страж ислама"), "Пейам-э энкелаб" ("Вестник революции") и другие. Выпускается большое количество пропагандистских брошюр религиозного и политического содержания. Причем часть материалов издается на иностранных языках (английском, арабском) для зарубежного читателя.
Широко применяется и наглядная агитация. Казармы, военные городки украшены красочными плакатами религиозно-патриотического и военного содержания, портретами имама Р. Хомейни, аятоллы А. Монтазери и других руководителей Ирана, испещрены многочисленными лозунгами. В частях и подразделениях восстановлены старые и созданы новые библиотеки, оборудованы классы и уголки по изучению корана и исламских догм, построены сотни мечетей и молельных мест. Организуются выставки исламских книг, фотографий, плакатов. Популярностью пользуются вечера вопросов и ответов по религиозно-политическим проблемам. Из политико-идеологического управления на фронт для осуществления всевозможных идеологических мероприятий направляются лекторские и другие группы.
Боевая техника расписана изречениями из корана и выступлений Р. Хомейни. Танки и бронетранспортеры украшены зелеными (цвет ислама) и красными (цвет самопожертвования) флагами. Большое распространение получила исламская символика. На касках солдат помещаются религиозные лозунги и призывы.
Судя по сообщениям зарубежной печати, вся идеологическая обработка в армии и "корпусе стражей исламской революции", все ее формы и методы направлены на то, чтобы удержать личный состав в полном повиновении и направлять его усилия на реализацию политического курса правящего клерикального режима Ирана.

Зарубежное военное обозрение 03'1987

Категория: 1987 | Добавил: commi (01.06.2008)
Просмотров: 759 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz