Авиация ВМС США рассматривается стратегами Пентагона как одно из важных средств ведения боевых действий на океанских (морских) театрах военных действий. Она подразделяется на авиацию флота (авианосную и базовую) и морской пехоты. В последнее время значительное внимание уделяется подготовке резервных формирований морской авиации. Предусматривается совместное боевое применение регулярных сил и организованного резерва по единым оперативно-тактическим нормативам.
Основной задачей резервных эскадрилий является поддержание материальной части и уровня подготовки летно-технического состава в готовности к боевым действиям в составе регулярных ВМС в случае "чрезвычайных обстоятельств". В авиации флота и морской пехоты постоянно проводится боевая подготовка 97 000 гражданских лиц.
Возглавляет резерв авиации ВМС командующий (штаб в г. Новый Орлеан, штат Луизиана), который является заместителем командующего резервом военно-морских сил США (см. рисунок).
Как сообщает зарубежная печать, в организованном резерве авиации флота имеется 6 авиакрыльев (всего 50 эскадрилий, свыше 400 летательных аппаратов). Резерв авиации морской пехоты состоит из 21 эскадрильи (одно авиакрыло, в котором около 300 самолетов и вертолетов). Командир резервного крыла морской пехоты подчинен начальнику штаба морской пехоты США.
В резервных частях ВМС США постоянно несет службу около 75 000 офицеров и рядовых. Остальные резервисты, занимая самые различные гражданские должности - от профессора университета до полицейского, - обязаны заниматься боевой подготовкой один уикэнд (суббота и воскресенье) в месяц и, кроме того, раз в год призываются на двухнедельные сборы с отдачей приказов о зачислении на службу и медицинском освидетельствовании, а также с начислением соответствующих окладов. Все организованные резервисты (мужчины и женщины) приписаны к определенным частям и подразделениям, имеют военную форму одежды, специальное снаряжение и самостоятельно прибывают в часть для проведения тренировок в назначенное время. Так как для поддержания уровня техники пилотирования летчика двух дней занятий в месяц и двух недель полетов в год явно недостаточно, то на должности командиров самолетов и вертолетов принимаются, как правило, резервисты, летающие постоянно нилотами гражданских авиалиний.
Если ранее рядовой состав резерва набирался в основном из "ветеранов" действующих ВМС, то с 60-х годов организована вербовка резервистов прямо из средних школ и соответствующих им учебных заведений. Эти лица зачисляются в резерв на срок 6 лет. Возрастной ценз от 17 до 34 лет.
Среди постоянного состава резервных эскадрилий и подразделений обслуживания имеются офицеры и рядовые, которые занимаются в. основном только обучением и тренировкой организованных резервистов.Это их основная обязанность. Они относятся к так называемой категории TAR (Tniining and Administration of Reserves). Из 12000 офицеров и рядовых категории TAR резерва ВМС почти 40 проц. находятся в авиации, что составляет около 800 офицеров и 4000 рядовых. Так, из всех командиров резервных эскадрилий флота пять относятся к TAR. По признаниям самих резервистов, опубликованным в американской печати, основным побуждающим к зачислению в резерв мотивом является возможность заработать деньги. Некоторые летчики по нескольку лет не могyт найти работы в гражданских авиакомпаниях и постоянно летают в резервных эскадрильях.
Командир резервного авиакрыла является кадровым офицером ВМС действительной службы. Его штаб состоит из офицеров регулярных ВМС и резерва категории TAR. Боеваял подготовка резервистов проводится по программе и планам, согласованным с планами подготовки боевых эскадрилий флотов, что, по мнению американцев, значительно облегчит переход резерва к боевым действиям в случае мобилизации. Подобно боевым резервные эскадрильи работают 22- 24 дня в месяц. В течение недели полеты выполняются и обслуживаются постоянным составом резерва. Организованные резервисты прибывают на авиабазу обычно в пятницу вечером, и с ними проводится предварительная подготовка с интенсивным использованием тренажерной аппаратуры. В субботу и воскресенье бывает до двух вылетов на экипаж в смену. Иногда полеты начинаются вечером в пятницу после короткий подготовки. Квалификационные требования и необходимый годовой налет в часах для резервистов такие же, как и у летного состава боевых эскадрилий.
В период двухнедельных сборов резервисты часто привлекаются к участию в различных крупных учениях флотов и даже военных конфликтах, с ними проводятся семинары по изучению новых видов авиационного вооружения. Резервисты наземных баз обслуживания летных эскадрилий проходят тренировки по обеспечению полетов на пунктах управления и обслуживанию наземных технических средств, по медицинскому, метеорологическому и другим видам тылового обеспечения.
Со времени второй мировой войны традиционно резерв получал старую изношенную в боевых эскадрильях технику. В начале 70-х годов командованию ВМС США удалось убедить конгресс в том, что резерв авиации должен иметь самолеты "первой линии" и в вопросах оперативного использования во всем соответствовать боевому ядру авиации ВМС. Бывший начальник штаба ВМС адмирал Д. Уоткинс заявил: "Я лично хочу видеть резерв таким же боеготовым, как и эскадрильи флота".
Подготовка резерва палубной авиации проводится в составе двух резервных авианосных крыльев: CVWR-20 (Атлантический флот) и CVWR-30 (Тихоокеанский флот). Каждое крыло имеет три штурмовые эскадрильи (в 30-м - две штурмовые и одна истребительно-штурмовая) и две истребительные, а также по одной самолетов ДРЛО, РЭБ, заправщиков. В CVWT-20 входит одна фоторазведывательная эскадрилья. Для выполнения задач ПЛО при базировании на авианосце в состав многоцелевого крыла могут вводиться эскадрильи противолодочных вертолетов. Основная цель подготовки - повышение боевых возможностей резерва до уровня боевых эскадрилий флота.
Тренировки резервистов проходят, как правило, на аэродромах действующих сил флота. Резервные эскадрильи используют как свои собственные учебные базы, центры, тренажеры, так и учебное оборудование боевых эскадрилий.
Два дня в месяц резервисты четырех истребительных эскадрилий отрабатывают на полигонах боевой подготовки флотов групповую слетанность, одиночное бомбометание и стрельбу по наземным целям, а также воздушные бои на самолетах F-4S "Фантом" (VF-201 и -202) и F-14A "Томкэт" (VF-301, -302). Летный состав штурмовых эскадрилий (VA-203, -204, -205, -304 и -305) на самолетах А-7В и Е "Корсар" выполняет стрельбу и бомбометание практическими образцами оружия по береговым объектам, обозначает удары по морским целям и проводит постановку минных заграждений. Эскадрильи ДРЛО, разведывательные, самолетов-заправщиков и РЭБ часто привлекаются для полетов в интересах сил флотов. Например, резервная эскадрилья ДРЛО VAW-78 на самолетах Е-2В и С "Хокай" выполняла полеты с авианосца "Джон Ф. Кеннеди" у берегов Ливана весной 1984 года.
Более совершенным видом боевой подготовки являются полеты в полном составе авиакрыла. Резервисты в этом случае призываются на двухнедельный срок. Обычно первая неделя полетов используется для слетанности экипажей, отработки одиночного бомбометания, воздушного боя и фоторазведки. В течение второй недели начинаются полеты в составе авианосного крыла, которое отрабатывает свои задачи на различных авиабазах и полигонах.
Для оценки боевой готовности крыла проводятся экзамены и зачеты, в ходе которых проверяется качество обслуживания авиационной техники, безопасность полетов, эффективность применения оружия. Техника пилотирования летчиков проверяется инспекторами в воздухе. Финалом проверки боеспособности крыла является массовый вылет на боевое применение в условиях, приближенных к боевым. В частности, по программе учений "Рэд флэг" для оказания противодействия со стороны "оранжевых" с авиабазы ВВС США Неллис вылетают истребители F-104, F-5, F-15, экипажи которых используют тактику советских ВВС. Для отработки поиска и спасения экипажей в период учений привлекается резервная эскадрилья морской пехоты VMO-4 на легких самолетах OV-10A "Бронко".
Как правило, для резервных авианосных крыльев подбирают наиболее опытных летчиков-резервистов. Так, до 75 проц. летных экипажей боевого состава CVWR-30 являются "ветеранами" агрессивной войны во Вьетнаме со средним налетом на "своем" типе самолета около 1000 ч.
Обычно за двухнедельный период полетов авианосного крыла из 8-9 эскадрилий (80-90 самолетов) выполняется до 1300 вылетов с общим налетом около 2750 ч. Большое значение в настоящий момент придается обучению резервистов полетам на сверхмалых высотах с "подскоком" для нанесения удара по цели.
Серьезное внимание уделяется подготовке резервистов на выживаемость. В период ежемесячных занятий их по двое забрасывают в горы, где в безлюдной местности разыгрывается сценарий по "спасению" с использованием истребителей, штурмовиков и спасательных вертолетов, а также групп противодействия и захвата.
Ежегодно для истребительных эскадрилий по программе "Дерби" организуются состязательные полеты на авиабазе морской пехоты Юма (штат Аризона), которые продолжаются 6-7 дней. За этот период каждый резервист-летчик участвует в восьми боях "два против одного" и в восьми боях "два против двух". "Противника" обозначают опытные инструкторы на штурмовиках ТА-4 "Скайхок" из учебно-боевой эскадрильи флота VF-126. Командование резерва морской авиации придает большое значение состязаниям "Дерби" как одному из эффективных видов подготовки истребителей.
В 1984 году резервная эскадрилья VF-202 отрабатывала тактику ведения воздушного боя в Карибском море в районе ВМБ Гуантанамо на о. Куба. Полеты выполнялись с авиабазы Ки-Уэст (штат Флорида). "Противника обозначали резервные эскадрильи обеспечения боевой подготовки флота VC-12 и -13 на самолетах TA-4J "Скайхок". За неделю резервисты выполнили 230 вылетов с общим налетом 279 ч. Боевая готовность эскадрильи была признана достаточно высокой.
Высшей формой боевой подготовки резервных авианосных крыльев считаются полеты с палубы авианосца. Для тренировки резервистов им предоставляются как учебный авианосец "Лексингтон", так и боевые. К ночным полетам с палубы резервисты приступили в 197G году. В этом же году была проведена первая проверка боевой готовности 20-го резервного авианосного крыла в море на борту авианосца "Рэнджер". В течение 10 дней осуществлялись полеты (1100 самолето - вылетов) на выполнение различных задач всем составом авианосного крыла (8 эскадрилий, 71 самолет и 1800 человек личного состава резерва) Ни одна боевая эскадрилья в это время к полетам не привлекалась.
В 1983 году на учении 6-го флота США "Нэшнл уик" была проведена проверка готовности истребительных эскадрилий VF-201 и -202 к выполнению ими более сложных задач. С авиабазы Даллас на о. Сицилия было перебазировано 18 самолетов F-4S "Фантом", 75 т вспомогательного оборудования и 400 человек. В организации перелета и всех видах обеспечения участвовали только резервные силы авиации флота и морской пехоты. Тяжелое оборудование и основная часть личного состава были переброшены в Сигонеллу на самолетах С-141 военно-транспортного командования ВВС США. При перелете через Атлантику осуществлялась дозаправка топливом в воздухе с помощью самолетов КС-130 "Геркулес" резервной эскадрильи морской пехоты VMGR-234. Как сообщала американская печать, средства обеспечения полетов были развернуты через 5 ч после прилета групп обслуживания в Сигонеллу, и на следующий день истребители смогли вылететь на задание.
На учении резервисты обеспечивали ПВО авианосца "Нимитц", вели разведку кораблей в море. Боевые эскадрильи находились в различной степени боевой готовности на палубе авианосца. Боевой воздушный патруль резервистов менялся каждые 1,5-2 ч. "Противника" обозначали истребители F-14 "Томкзт" 111-й эскадрильи авианосца "Карл Винсон". За период учений экипажи резервных эскадрилий выполнили около 540 вылетов с достаточно высокой, по мнению командования ВМС, эффективностью.
В 1985 году на авиабазе Лемур (штат Калифорния) была сформирована первая в резерве истребительно-штурмовая эскадрилья VFA-303, получившая на вооружение самолеты F/A-18 "Хорнет". Эта авиабаза стала своеобразным центром переучивания боевых и резервных эскадрилий на новый истребитель. Как сообщает американская печать, каждый резервист VFA-303 должен иметь годовой налет около 130 ч. Для этого необходимо выполнить до 100 полетов, а также пройти обширную программу наземной подготовки.
С начала 80-х годов осуществляется программа создания резервных подразделений усиления боевых эскадрилий - SAU (Squadron Augmentation Units). В конце 1983 года на авиабазе ВМС Ошеана (штат Вирджиния) в боевой состав были введены два таких подразделения: VA-0686 -..для усиления регулярной эскадрильи VA-42 (штурмовики А-6Е "Интрудер") и VF-14S6 - для усиления VF-101 (самолеты F-14 "Томкэт").
Планируется создание подобных подразделений при каждой флотской эскадрилье.
Подготовка экипажей резерва базовой патрульной авиации. Резервисты занимаются боевой подготовкой в 13 патрульных эскадрильях, расположенных на 11 авиабазах ВМС и сведенных в два патрульных крыла: PWR-1 (штаб на авиабазе Норфолк, штат Вирджиния) и PWR-2 (Моффет-Филд, штат Калифорния). Кроме этого, резервисты тренируются в 13 группах усиления (SAU) на патрульных самолетах, принадлежащих боевым эскадрильям флотов.
В боевом составе резерва имеется около 120 самолетов Р-ЗА, В и С. Все экипажи готовятся к выполнению задач поиска и уничтожения подводных лодок, ведения разведки кораблей в море, а также поиска и спасения. По мнению командования резерва авиации ВМС, эскадрильи имеют довольно высокую боевую готовность и часто выполняют задачи патрулирования, поставленные боевым частям. Это не только дает хорошую практику резервистам, но и значительно усиливает боевые патрульные эскадрильи.
Эскадрильи резервистов принимают активное участие в противолодочных учениях ВМС. В 1984 году, например, 11 из 13 резервных патрульных эскадрилий обеспечивали противолодочную оборону флотов на учениях Атлантического и Тихоокеанского флотов.
Теоретическую подготовку и отработку своих функций в экипаже резервисты-противолодочники проходят в центре тактической подготовки ПЛО 5-го патрульного авиакрыла ВМС на авиабазе Брансуик (штат Мэн), в школе тактики ПЛО для резерва (авиабаза Уиллоу-Гроув, Пенсильвания) и в двух центрах подготовки ПЛО для резерва (авиабаза Саут-Уэймут, Массачусетс).
Характер их боевой подготовки можно проследить на примере эскадрильи VP-68 (авиабаза Патаксент-Ривер, штат Мэриленд). В пятницу вечером после предполетной подготовки и инструктажа резервисты вылетают па Бермудские о-ва, откуда утром в субботу совершают вылет на патрулирование парами самолетов. В каждом экипаже, как правило, летит инструктор из состава TAR. Поиск лодок в заданном районе осуществляется на высоте 90 м при скорости 450 км/ч. В полете проводятся частные тренировки по тушению пожара в кабине, вынужденной посадке на воду, действиям при отказе материальной части. Общее время полета около 9 ч. В воскресенье во второй половине дня экипажи возвращаются на авиабазу Патаксент-Ривер.
Во время двухнедельных сборов резервистов эскадрилья работает по программе "мини-подразделений". Каждые две недели VP-68 выделяет два экипажа для усиления боевых патрульных эскадрилий Атлантического флота. Более опытные экипажи улетают прямо на авиабазы для выполнения полетов, а менее опытные и неслетанные в течение первой недели занимаются в центрах тактической подготовки ПЛО и после соответствующего контроля в течение второй недели выполняют боевую задачу. В центрах ПЛО занятия проводятся вначале с каждым членом экипажа в отдельности, после чего экипажи прослушивают лекции в доклады, просматривают учебные фильмы, проходят медицинские осмотры и тренировки в барокамере. Наземная подготовка завершается тренировкой на тактическом тренажере ПЛО.
Обычно экипажи направляются в Кефлавик (Исландия) в распоряжение командира исландской группы ПЛО. Первый полет на поиск лодок выполняется в Северной Атлантике за Полярный круг, а следующий - на поиск и разведку надводных кораблей в Норвежское море с посадкой в Норвегии. Затем совершаются один-два вылета, после чего следует возвращение в Кефлавик.
По мнению инструкторов резерва авиации флота, лучшим методом совершенствования боевой подготовки резервистов являются полеты на выполнение боевых задач с удаленных от континента авиационных баз флотов.
Все экипажи резервистов патрульной авиации подвергаются инспекторским проверкам и контролю на общих основаниях с боевыми эскадрильями. Для этого в аппарате командующего резервом авиации ВМС имеется группа инспекторов, состоящая из восьми специалистов экипажа самолета Р-3 "Орион". Ежегодно она инспектирует 13 эскадрилий резерва и 13 групп усиления SAU по вопросам боевой готовности и безопасности полетов. Обычно проверка эскадрильи длится 4 сут. Она начинается с экзаменов в классах наземной подготовки, а затем в самолетах на стоянке принимается зачет по знанию особых случаев в полете. Контролю в воздухе подлежит один, выбранный наугад экипаж, у которого оценивается правильность проверки матчасти на земле перед полетом и выполнение полета на патрулирование по полному профилю с практическим применением оружия.
Подготовка резерва для вертолетов. 2-е вертолетное крыло резерва HWR-2, которого находится на авиабазе Норт-Айленд в Калифорнии, состоит из семи вертолетных эскадрилий: две противолодочные (16 SH-3D "Си Кинг"), две огневой поддержки (16 HH-1K "Ирокез"), две легких многоцелевых вертолетов (16 SH-2F "Си Спрайт") и одна транспортных вертолетов (10 НН-ЗА "Си Кинг" и UH-46H "Си Найт").
По сообщениям американской печати, эффективность боевых и резервных вертолетных эскадрилий приблизительно одинакова. Вместе с тем отмечается, что резервные эскадрильи требуют меньших затрат для поддержания их боеготовности. Так, восемь вертолетов "Си Кинг" резервной эскадрильи поддерживаются в боеготовом состоянии постоянным личным составом, включающим четыре летчика-офицера и 50 рядовых срочной службы. Боевая эскадрилья такого же состава обслуживается 24 летчиками и 150 рядовыми.
Резервисты отрабатывают задачи поиска лодок, обеспечения полетов на авианосцах, переброски грузов на корабли вертикальным способом, поиска и спасения. В период полетов авианосных крыльев с палубы авианосца вертолетные эскадрильи ПЛО, как правило, входят в состав многоцелевого крыла.
Резервисты-вертолетчики летают с палубы почти всех авианесущих кораблей. Задачи выполняют малыми подразделениями: по одному-два вертолета, причем и каждом из них находится кадровый инструктор из состава TAR. Следует отметить, что все эскадрильи резервного крыла проходят подготовку по поиску и спасению экипажей в море и на суше.
Резервные эскадрильи вертолетов огневой поддержки (HAL) были сформированы в середине 60-х годов во время войны во Вьетнаме. Небольшими группами по одному-два вертолета они осуществляли огневую поддержку десанта и спецгрупп на берегу. Сейчас эскадрильи НАL -4 (авиабаза Норфолк) и НАL-5 (авиабаза Пойнт-Myiy, Калифорния) являются единственными в авиации флота, выполняющими подобные задачи. Резервистов обучают полетам на предельно малых высотах, над верхушками деревьев и по руслам рек. Экипажи вертолетов огневой поддержки на учениях флотов забрасывают диверсантов, ведут разведку, перевозят легкие и наиболее ценные грузы, а также обеспечивают поиск и спасение. Более половины личного состава эскадрилий - резервисты.
В 1975 году командование ВМС США приняло решение переложить ответственность за боевой поиск и спасение с боевых эскадрилий на резервные. Учитывая условия современных боевых действий, особый упор делается на обучение резервистов полетам ночью. Основным тактическим приемом считается полет одиночного вертолета к точке подбора спасаемых на максимально допустимой скорости и высоте 7-15 м с учетом рельефа местности и ветра для маскировки вертолета от огня сухопутных войск.
Подготовка резервистов транспортного крыла. Все 11 транспортных и 2 эскадрильи обеспечения боевой подготовки флота сведены в 1-е авиационное крыло обеспечения флота (FLSWR-1). Штаб его находится в Новом Орлеане. Около половины всех флотских перевозок приходится именно на это резервное крыло (укомплектованность резервистами 100 проц.). Основным транспортным средством является реактивный самолет С-9B "Скайтрейн". Он может принять на борт около 14 т груза или 107 человек, включая членов экипажа. Крейсерская скорость 800 км/ч, дальность полета на высоте 9000 м с грузом 4,5 т достигает 4700 км. В боевом составе эскадрильи имеются три таких самолета.
Почти все летчики, включая и командиров эскадрилий, летают пилотами на коммерческих авиалиниях. Характер подготовки резервистов транспортных эскадрилий практически не отличается от подготовки летчиков гражданских компаний.
Транспортные перевозки осуществляются не только в пределах континентальной части США, но и через океан - в Средиземное море, на Филиппины, в Японию. Административно все резервные транспортные эскадрильи подчинены командиру упомянутого выше крыла. Однако планирование полетов для транспортных перевозок осуществляется в трех различных инстанциях:
- управление тыловыми перевозками над территорией США (г. Новый Орлеан) планирует полеты эскадрилий VR-46, 48, 51, 52, 59, 60 и 61;
- командир 1-го тактического крыла обеспечения флота (FTSW-1, авиабаза Норфолк) планирует полеты эскадрилий VR-56 и VR-58 в интересах Атлантического флота;
- центр обеспечения авиатранспортными перевозками ВМС в восточной части Тихого океана (авиабаза Аламеда, штат Калифорния) планирует полеты эскадрилий VR-55 и VR-57 для Тихоокеанского флота.
Эскадрильи обеспечения боевой подготовки флота VC-12 (авиабаза Ошеана) и VC-13 (авиабаза Мирамар) имеют учебно-боевые штурмовики TA-4J "Скайхок". В каждом насчитывается 45 человек постоянного состава и до 100 организованных резервистов. Резервистов учат обозначать воздушного противника на флотских учениях, уклоняться от атак истребителей, имитировать нанесение штурмовых ударов по кораблям в море. Каждая эскадрилья, как правило, выполняет полеты на обеспечение по заявкам своих флотов.
Подготовка резервистов авиации морской пехоты. Штаб 4-го резервного авиакрыла морской пехоты (MAW-4) находится в г. Новый Орлеан. В крыло входит 21 авиа- и вертолетная эскадрилья; 2500 человек постоянного состава и около 7200 организованных резервистов. Оно предназначено для усиления при необходимости регулярных крыльев или выполнения задач самостоятельно, исходя из сложившейся обстановки. Основу крыла составляют 5 штурмовых (по 20 самолетов А-4Е "Скайхок") и 3 истребительно-штурмовые (по 12 F-4N и S "Фантом-2") эскадрильи, а также 8 эскадрилий транспортно-десантных вертолетов (по 12 СН-53А "Си Стэльен", СН-46D "Си Найт" и UH-1H и N "Ирокез"). Кроме того, в составе' MAW-4 имеются следующие эскадрильи: вертолетов огневой поддержки (12 AH-1J "Си Кобра"), самолетов-заправщиков (10 КС-130 F и Т "Геркулес"), самолетов РЭБ (4 ЕА-6А "Проу-лер"), разведывательно-корректировочная (18 OV-10A "Бронко") и фоторазведывательная (10 RF-4F "Фантом").
Американская печать сообщает, что "средний" летчик этого крыла имеет налет более 1500 ч, а около 40 проц. резервистов ранее служили в регулярных силах морской пехоты. Летчики крыла обеспечивают боевую подготовку частей и подразделений морской пехоты (до 35-40 обеспечений в месяц), а также отрабатывают дозаправку топливом в воздухе, высадку вертолетного десанта, непосредственную огневую поддержку десанта и другие тактические задачи в период частных учений регулярных ВМС у Восточного и Западного побережий США.
В среднем за год резервные эскадрильи и отдельные их подразделения принимают участие почти в 40 различных учениях и проверках, цель которых - совершенствование боевой подготовки резервистов и повышение боевой готовности резервного крыла морской пехоты в целом.
Командование резерва большое значение придает проверкам боевой способности эскадрилий. С 1976 года они регулярно подвергаются проверкам типа MORDT (Mobilization, Operational Readiness and Deployment Test), во время которых проверяется их способность к отмобилизованию резервистов в установленные сроки и переброске их в район боевых действий, а также готовность к выполнению поставленных задач. После этого эскадрильи проверяются в рамках системы MCCRES (Marine Corps Combat Readiness Evaluation System) по тем же нормам и требованиям, что и боевые эскадрильи ВМС и морской пехоты. В этом случае проверяются техника пилотирования летчиков в воздухе, применение авиационного вооружения, непосредственная огневая поддержка войск десанта на берегу, стрельба ракетами, переброска грузов вертолетами и все известные тактические приемы воздушного боя. Как явствует из заявлений в американской военной печати, командование ВМС США высоко оценивает боевую готовность резервного крыла морской пехоты.
Американское военное командование считает, что роль организованного резерва в будущих войнах и конфликтах значительно возрастет, поэтому большое значение придается дальнейшему качественному улучшению самолетного парка резервных частей, повышению уровня подготовки их личного состава, отработке более тесного взаимодействия с регулярными ВМС, совершенствованию организационной структуры.