Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2017, 03:56

Главная » Статьи » Архив по годам » 1987

Финансирование военного экспорта США в 80-х годах

Финансирование военного экспорта США в 80-х годах

Подполковник Ю.Мальков,
А.Зинченко

Как отмечалось на XXVII съезде КПСС, империализму удалось создать и отладить изощренную систему неоколониалистской эксплуатации и сверхэксплуатации народов развивающихся стран. Важным элементом данной системы являются военно-экономические связи, с помощью которых США и другие развитие капиталистические государства стремятся достичь двоякой цели. С одной стороны, укрепляя в военном отношении своих союзников из числа развивающихся стран, империализм обеспечивает реализацию глобальных военно-политических планов. С другой - мировой капиталистический рынок оружия уже давно превратился в неотъемлемую часть военной экономики США и НАТО, позволяющую за счет перекачки финансовых ресурсов стран - покупателей оружия и военной техники укреплять собственную военную промышленность, повышать степень ее мобилизационной готовности.
Стремительный рост военного экспорта Соединенных Штатов в последние 10-15 лет, усиление конкурентной борьбы между странами - экспортерами вооружения, расширение номенклатуры продаваемой военной техники в сторону современных, технически сложных образцов обусловили создание в этой области разветвленного механизма государственно-монополистического регулирования. В основе его функционирования лежат законы о контроле над экспортом оружия и о помощи иностранным государствам. Согласно законодательству финансирование военных поставок за границу является одной из наиболее, важных функций указанного механизма.
Под финансированием военного экспорта понимается предоставление в различной форме денежных средств стране-импортеру для оплаты последней закупаемого вооружения. Они могут выделяться в форме кредита или безвозмездно (субсидии). В Соединенных Штатах в отличие от других стран НАТО, где финансированием экспорта, в том числе и военного, занимаются в основном частные банки, ведущая роль принадлежит государству. При этом выделяемые средства предназначены для оплаты поставок вооружения, экспортируемого как по государственной линии, так и частными фирмами. Кредитование обучения военного и технического персонала, поставок запасных частей и боеприпасов (за исключением первоначальных комплектов), а также программ совместного производства вооружения, как правило, не производится. Не разрешается направлять получаемые суммы для погашения задолженности по кредитам прошлых лет.
Государственные экспортные кредиты носят "связанный" характер, то есть выделяемые средства должны быть израсходованы в США. Кроме того, не допускается использование кредитов для закупок образцов американской военной техники, содержащих более 49 проц. узлов и деталей иностранного производства. В порядке исключения закупки могут быть разрешены в счет кредитов за пределами США. В 1982-1985 годах подобные исключения были сделаны только для Израиля, Сальвадора, Филиппин, Сомали и Греции, причем наиболее крупные - для Израиля, которому по решению конгресса США дозволено по программе создания истребителя "Лави" расходовать американские средства для приобретения товаров и услуг военного назначения у израильских фирм. В 1984-1987 финансовых годах на эти цели Соединенные Штаты выделили около 750 млн. долларов.
Законодательством предусматривается предоставление странам-покупателям двух основных видов экспортных кредитов: прямых государственных кредитов и кредитов, гарантированных государством. В первом случае средства для кредитования выделяются в рамках ежегодных ассигнований на военные цели непосредственно из бюджета министерства обороны США. Во втором государство в лице министерства обороны выдает гарантии по экспортным кредитам Федерального кредитно-финансового банка (ФКФБ). С этой целью в 1974 году в министерстве обороны был создан гарантийный резервный фонд, обеспечивающий банку безусловное поступление долговых платежей по экспортным кредитам при неплатежеспособности стран-покупателей. ФКФБ, подчиненный министерству финансов, аккумулирует средства для осуществления кредитования экспортных операций при помощи займов ссудных капиталов на частном рынке, а также у казначейства США.
Механизм взаимодействия между фондом и банком заключается в следующем. В случае задержки долговых платежей на срок более десяти дней министерство обороны обязано из средств фонда возместить банку ущерб в полном размере. Страна-должник тем не менее не освобождается от необходимости уплаты долга, более того, в качестве штрафной санкции она обязана выплатить дополнительно 4 проц. просроченного платежа. Кроме того, ФКФБ с согласия министерства обороны может потребовать досрочного погашения оставшейся суммы долга и процентов по нему.
В 1981 году конгрессом США была принята так называемая "поправка Брука", которая лишает страну-должника права получать по государственной линии новые финансовые средства, если у нее имеются долговые обязательства, просроченные более чем на год.
Первоначально размеры гарантийного резервного фонда были ограничены 25 проц. общего объема предоставленных по линии ФКФБ кредитов. Затем его размеры были сокращены до 10 проц., а с 1982 года ограничения были совсем отменены. В настоящее время действует положение, по которому при сокращении размеров фонда до суммы менее 750 млн. долларов в него из ежегодных ассигнований направляются необходимые ресурсы. Так, вследствие снижения в 1984 финансовом году запасов фонда до 552 млн. долларов в него были выделены на следующий год ассигнования в размере 109 млн.
Сокращение средств в гарантийном резервном фонде обусловлено в первую очередь сложным валютно-финансовым положением большинства стран - покупателей американского оружия, неспособностью их экономики обеспечить погашение военного долга. К началу 1985 финансового года общая сумма выплат из средств фонда по просроченным обязательствам ФКФБ достигла 1,7 млрд. долларов. В целях обеспечения поступлений по долгам США идут на предоставление отсрочки странам-должникам. Обязательным условием пересмотра сроков долговых платежей является принятие должником условий Международного валютного фонда по стабилизации финансово-экономического положения. В 1978-1985 финансовых годах Соединенные Штаты осуществили пересмотр сроков долговых платежей по кредитам прошлых лет на общую сумму более 840 млн. долларов.
Затруднения в получении долгов по кредитам вынудили администрацию США пойти на частичную реорганизацию системы финансирования военного экспорта и смягчение условий предоставления кредитов. Начиная с 1985 года прекращена выдача новых кредитов по линии ФКФБ, в дальнейшем выделение средств на эти цели будет осуществляться только при помощи прямых государственных кредитов. Резко расширяется число стран, которым разрешается получать кредиты на льготных условиях (под низкий процент, на более длительные сроки). Увеличены объемы средств, предоставляемых на безвозмездных условиях.
В области регулирования условий экспортных кредитов законодательство США наделяет администрацию широкими полномочиями. Министерству обороны разрешается предоставлять кредиты на срок до 12 лет, при этом предусматривается льготный период до пяти лет, в течение которого страна-должник выплачивает только проценты по кредитам. Погашение их осуществляется, как правило, полугодовыми платежами.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОЕННОГО ЭКСПОРТА США В 1984-1987 ФИНАНСОВЫХ ГОДАХ (в млн. долларов)
Страна - получатель кредитаФинансовые годы
1984198519861987
Всего:6440580157676726
кредиты4372236520002561
субсидии2068243637674165
В том числе
Израиль:1700140017231800
кредиты850---
субсидни850140017231800
Египет:1367117712 101302
кредиты900---
субсидии467117712461302
Турция:718704618824
кредиты585485409600
субсидии133219209224
Греция:501501432502
кредиты500500431500
субсидии1112
Испания:403403385403
кредиты400400383400
субсидии33 23
Пакистан:301326312341
кредиты300325311340
субсидии1111
Южная Корея:232232165232
кредиты230230163230
субсидии2222

Процентная ставка по экспортным кредитам устанавливается на уровне процента, выплачиваемого министерством финансов по внутренним займам с аналогичными сроками погашения, и тесно связана с колебаниями учетной ставки федеральной резервной системы. В первой половине 80-х годов ее уровень колебался в пределах 10-15 проц. Законодательством, однако, разрешается предоставлять кредиты под более низкие проценты. В этом случае ставка устанавливается на уровне 5-6 проц. С одобрения конгресса допускается также увеличение сроков погашения кредитов до 30 лет с десятилетним льготным периодом. В 1986 -1987 финансовых годах такие кредиты предусмотрены для Греции, Испании, Португалии, Таиланда, Турции и Южной Кореи.
В отдельных случаях США идут на полное освобождение стран - покупателей оружия от погашения кредитов, превращая их тем самым в безвозвратные ссуды или субсидии. Этот вид финансирования предназначен лишь для "ближайших союзников" -- Израиля и Египта, получающих и настоящее время более половины средств, направляемых США на финансирование военного экспорта. Кроме того, такого рода субсидии предоставляются странам, играющим важную роль в военно-стратегических планах США. Подобным способом финансируются поставки вооружения проамериканским режимам Сальвадора и Гондураса. Данные о стоимостном объеме финансирования военного экспорта США представлены в таблице.
По сообщениям зарубежной печати, процедура выделения финансовых средств состоит из нескольких этапов. На первом министерство обороны определяет возможные, потребности стран - покупателей американского оружия в финансировании. По завершении консультаций с государственным департаментом в начале каждого финансового года оценочные объемы денежных средств направляются на утверждение в конгресс. После их утверждения между министерством обороны США и страной-покупателем подписывается кредитное соглашение, в котором оговариваются условия их предоставления. На следующем этапе последняя распределяет выделяемые финансовые средства по конкретным программам закупок.
Для большинства стран-покупателей государственные экспортные кредиты носят целевой характер, то есть предоставленные средства направляются на финансирование строго определенного контракта, причем в полном его объеме. Лишь для Израиля, Египта и Турции установлена особая схема распределения: финансовые средства, выделяемые Соединенными Штатами, позволяют им закупить одновременно оружие и военную технику за сумму, которая превышает потолок кредитного соглашения. Этим странам, получающим денежные ресурсы от США на постоянной основе, разрешается при распределении средств по конкретным контрактам финансировать лишь потребности первого года реализации контракта, направляя оставшуюся часть средств на финансирование других сделок. Благодаря этому в 1979 -1981 финансовых годах США продали Египту оружия и военной техники на сумму 3,5 млрд. долларов, предоставив кредиты всего на 2,05 млрд.
Наряду с указанными каналами финансирования не исключается возможность кредитования стран - покупателей американского оружия и из других источников. Экспортно-импортному банку США, например, законодательством разрешено выдавать кредиты и гарантии по кредитам на закупку вооружения развитыми странами. Однако в настоящее время данный канал практически не используется.
Странам-покупателям разрешено брать кредиты для оплаты поставок оружия у частных банков. Тем не менее данный источник финансирования не получил широкого распространения. Это связано главным образом с высокой процентной ставкой, взимаемой по частным экспортным кредитам (она в среднем на 2-4 пункта выше, чем по государственным). Так, в 1982 году рассматривалась возможность предоставления Пакистану частного кредита сроком на семь лет с двухлетним льготным периодом, ставка по которому была определена па уровне 12 проц. годовых. В то же время аналогичный кредит по линии ФКФБ сроком на 12 лет включал трехлетний льготный период, а процентная ставка составляла 10 проц. Поэтому частные средства используются крайне редко. В качестве самой крупной операции такого рода можно выделить кредит, предложенный в 1986 году консорциумом американских частных банков Греции на сумму 1,3 млрд. долларов для закупки 40 тактических истребителей F-16. При помощи данного шага греческое правительство попыталось свести к минимуму возможности США воспользоваться для оказания на него прямого политического нажима в ходе переговоров об американских военных базах на территории этой страны.
Система финансирования военного экспорта США направлена прежде всего на расширение сбыта американского оружия в развивающихся странах. В отличие от развитых государств, размеры военных бюджетов которых позволяют финансировать закупки современных образцов военной техники, большинство развивающихся стран не располагает собственными финансовыми ресурсами, поэтому при закупках дорогостоящих систем оружия перед ними встают серьезные финансовые и экономические проблемы. В настоящее время суммы отдельных сделок могут достигать нескольких миллиардов долларов, что значительно превышает не только объемы военных бюджетов многих развивающихся стран, но и возможности их национальной экономики. С конца 1985 года в связи с резким падением цен на нефть даже богатые нефтедобывающие страны вынуждены были частично отказаться от практики закупок оружия за наличный расчет и стали чаще прибегать к финансированию своего военного импорта за счет иностранных финансовых средств.
Таким образом, финансирование экспорта оружия существенно расширяет возможности развивающихся стран по закупке современных образцов оружия и военной техники, которые в противном случае они вряд ли смогли бы получить. Так, заключение в 1984 году контракта на поставку Турции 160 тактических истребителей F-16 на сумму более 4,3 млрд. долларов стало возможным лишь за счет широкого использования различных форм финансирования. Ведь общий объем сделки почти в 2 раза превышал военный бюджет Турции в том году.
Вместе с тем за кажущимся упрощением и облегчением импорта оружия развивающимися странами скрывается еще одно средство их финансового закабаления. Как свидетельствует зарубежная пресса, проблема внешнего долга является одной из наиболее острых для освободившихся государств, экономика которых испытывает потребность в валютных средствах для оплаты импорта продовольственных товаров, машин и оборудования. Закупая вместо этого вооружение и отвлекая тем самым значительные материальные ресурсы от целей экономического развития, они попадают не только в военно-политическую, но и финансовую зависимость от США, что в совокупности практически лишает их возможности проведения независимой внутренней и внешней политики, ведет к упущению национального суверенитета. К началу 1985 финансового года общий объем задолженности 43 стран по военным кредитам Соединенных Штатов (включая выплаты процентов) составил более 61 млрд. долларов, причем на семь крупнейших должников приходится свыше 92 проц. всей указанной суммы.
Проблему внешнего долга развивающихся стран серьезно осложнило повышение учетных ставок, имевшее место в начале 80-х годов. Это автоматически сказалось и на процентах по кредитам, предоставляемым на закупки оружия и военной техники. В 1981 - 1983 годах ставки по экспортным кредитам достигали временами 15 проц. Расчеты, приводимые в зарубежной прессе, показывают, что страна-импортер, получившая кредит на сумму 100 млн. долларов под такой процент сроком на десять лет, в конечном итоге выплатит за полученное оружие (с учетом платежей по процентам) более 180 млн.
Реальным подтверждением приведенных выше расчетов может служить положение, в котором оказался Египет, получивший к началу 1985 финансового года кредиты на общую сумму свыше 4,5 млрд. долларов. Средний уровень ставок составил 13 - 14 проц., а срок предоставления кредитов - 30 лет. В результате долговые платежи Египта в общей сложности должны превысить 14 млрд. долларов, причем в середине 90-х годов ежегодные выплаты увеличатся до 700 млн.
В середине 80-х годов ежегодные долговые платежи стран - покупателей американского оружия достигли 3,5 млрд. долларов. Только выплаты по процентам приближаются к 1,5 млрд. Рост выплат по кредитам прошлых лет стал одной из предпосылок, позволивших США значительно облегчить условия финансирования своего военного экспорта, увеличить объем и долю средств, предоставляемых безвозмездно, несколько снизить процентные ставки по кредитам, расширить число стран, получающих их под льготный процент. Следует, однако, подчеркнуть, что практически все выгоды от этого получили ближайшие союзники США, а это позволило еще больше усилить концентрацию финансовых средств на трех крупнейших получателях - Израиле, Египте и Турции. В 1986-1987 финансовых годах им предполагалось выделить на закупки оружия и военной техники свыше 7,5 млрд. долларов, или более 60 проц. общего объема средств, отпускаемых на эти цели.
Затруднения с погашением долга испытывает большинство государств, закупающих в кредит американское оружие. Лишь "стратегический союзник" США на Ближнем Востоке - Израиль - избавлен от данной проблемы. Для финансирования американских военных поставок в ату страну разработана специальная система, призванная обеспечить все потребности Тель-Авива в данной области.
Во-первых, Израиль является крупнейшим получателем безвозмездных средств. За период с 1974 по 1985 финансовый год ему было предоставлено на таких условиях 8,5 млрд. долларов для приобретения американского оружия.
Во-вторых, подавляющая часть закупаемого в США вооружения оплачивается за счет американских финансовых средств. В указанный период ему выделено на эти цели около 18,3 млрд. долларов, причем начиная с 1985 года все суммы предоставляются безвозмездно. В 1987 финансовом году американские субсидии достигнут 1,8 млрд. Практически за собственные наличные средства в 80-е годы Израиль закупил лишь 10 проц. военной техники.
В-третьих, несмотря на то, что израильский военный долг США (с учетом процентов) оценивается в 25,5 млрд. долларов, а ежегодные выплаты по нему достигают 1,1 млрд., Израиль не относится к числу стран, испытывающих затруднения с погашением долга. Ежегодные долговые обязательства своего "стратегического союзника" США погашают из собственного государственного бюджета. Для этого используется так называемый фонд экономической поддержки, который находится в ведении управления международного развития, занимающегося вопросами оказания экономической помощи иностранным государствам. Средства данного фонда предназначены для оказания поддержки союзникам Соединенных Штатов, испытывающим финансовые затруднения из-за непомерных военных расходов.
Израиль традиционно являлся самым крупным получателем этих средств. До последнего времени США не признавали открыто прямую зависимость между объемом безвозмездных средств, выделяемых Израилю из фонда экономической поддержки, и размерами ежегодных платежей по военному долгу. Однако в 1984 году официально было закреплено положение, согласно которому годовой объем помощи по данной программе должен быть равен размерам выплат по военному долгу США в том лее году или превышать их. Таким образом, в 1984 финансовом году Израиль погасил часть долга на сумму 904 млн. долларов, получив безвозмездные средства из указанного фонда на сумму 910 млн. В 1985 финансовом году эти цифры достигли соответственно 1,1 млрд. и 1,2 млрд. долларов. Для сравнения: отношение объема помощи из фонда к годовым выплатам по военному долгу у двух других американских союзников - Египта и Турции - не превышает 20-25 проц.

Зарубежное военное обозрение 02'1987

Категория: 1987 | Добавил: commi (01.06.2008)
Просмотров: 662 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz