Одним из широко распространенных довольно эффективных и перспективных огневых средств полевой артиллерии сухопутных войск капиталистических государств являются реактивные системы залпового огня (РСЗО). Важнейшими их достоинствами считаются внезапность и высокая плотность огня, ведущегося в очень короткие сроки по площадным целям с большой степенью поражения как в наступлении, так и в обороне практически при любой погоде днем и ночью. С появлением кассетных боевых частей (БЧ) реактивные системы залпового огня стали способны наносить сплошное поражение живой силе на всей площади распределения неуправляемых ракет (НУР) при стрельбе залпом. К положительным качествам РСЗО иностранные специалисты относят также следующие: возможность маневра огнем, высокую мобильность самоходных пусковых установок (ПУ), снижающую уязвимость их от огня артиллерии и ударов авиации противника, простоту конструкции многих образцов, сравнительно малую массу и относительно низкую стоимость производства пусковых установок, возможность монтажа артиллерийских частей ПУ одной модификации на шасси нескольких типов (гусеничных, колесных, буксируемых).
При равных калибрах боевая часть неуправляемой ракеты несет существенно больший заряд ВВ, чем артиллерийский снаряд, поскольку вследствие малых перегрузок при выстреле (десятки единиц вместо нескольких тысяч у артиллерийского снаряда) стенки ее корпуса выполняются тонкими, а иногда и из алюминиевого сплава.
Одной из основных задач РСЗО за рубежом считают борьбу с танками и другими бронированными машинами. При этом стрельба ведется в основном с закрытых огневых позиций кассетными БЧ, снаряженными кумулятивно-осколочными боевыми элементами (БЭ) и противотанковыми минами. В настоящее время разрабатываются противотанковые кумулятивные БЭ, самонаводящиеся на цель на конечном участке траектории, что, по мнению западных военных специалистов, позволит вести эффективную борьбу с танками до подхода их к переднему краю.
НУР, снаряженные противотанковыми минами, дают возможность в кратчайшие сроки осуществлять дистанционное минирование местности (внаброс) на ожидаемых направлениях появления танков, а также в районах их сосредоточения и на рубежах развертывания в боевой порядок. Внезапное минирование местности воспрещает или затрудняет маневр танкам противника, создавая одновременно благоприятные условия для их поражения другими огневыми средствами.
В числе недостатков реактивных систем залпового огня зарубежные эксперты называют такие: увеличивается рассеивание боеприпасов при стрельбе в сравнении с нарезной артиллерией; возможность маневра огнем ограничивается вследствие трудностей получения малых дальностей стрельбы, поскольку двигатель неуправляемой ракеты работает до полного выгорания топлива; в конструктивном отношении НУР более сложна, чем обычный артиллерийский выстрел; масса БЧ составляет меньшую часть общей массы ракеты; стрельба сопровождается хорошо заметными демаскирующими признаками - пламенем и дымом; происходят значительные перерывы между залпами из-за необходимости смены позиций и перезаряжания пусковых установок.
В настоящее время реактивные системы залпового огня состоят на вооружении сухопутных войск США, ФРГ, Японии, Испании, Израиля, ЮАР, Австрии, Бразилии. Их тактико-технические характеристики представлены в таблице.
В США на вооружении сухопутных войск в 1981 году была принята реактивная система залпового огня MLRS (рис. 1). К настоящему времени уже поставлено около 140 пусковых установок и более 100 тыс. ракет. Как подчеркивает зарубежная пресса, данная система станет стандартной в армиях основных европейских стран НАТО (ФРГ, Великобритании, Франции, Италии).
Пусковая установка (12 направляющих) смонтирована на гусеничном шасси БМП М2 "Брэдли". Для стрельбы применяются 240-мм неуправляемые ракеты с кассетными боевыми частями (кумулятивно осколочные элементы М77 или противотанковые мины АТ-2). В НУР содержатся 644 боевых элемента, (залпом одной ПУ их выпускается 7728 штук, накрывающих площадь примерно 25 тыс. м2) или 28 противотанковых мин АТ-2. В настоящее время разрабатывается БЧ с кумулятивными боевыми элементами, оснащенными головками самонаведения на конечном участке траектории.
Боевой расчет (три человека) размещается в бронированной кабине, оборудованной фильтровентиляционной установкой. Приводы наведения ПУ электрогидравлические. В систему управления огнем входят цифровой вычислитель, средства топопривязки и пульт управления с дисплеем.
Транспортно - пусковые контейнеры (ТПК) одноразового применения (направляющие выполнены из стеклопластика). Над ними смонтированы два заряжающих механизма с электрическими приводами. ТПК (шесть НУР в каждом) перевозятся на 10-т транспортно - заряжающем автомобиле М985 с прицепом. В кузове автомобиля и на прицепе укладывается по четыре контейнера. Машина оборудована подъемным поворотным краном.
В ФРГ состоящая на вооружении 110-мм 36-ствольная РСЗО ЛАРС в начале 80-х годов подверглась модернизации и получила наименование ЛАРС-2 (рис. 2). Две батареи ЛАРС-2 (по восемь ПУ) входят в состав смешанного ракетного дивизиона, а две его другие батареи будут оснащаться американской системой MLRS.
Артиллерийская часть пусковой установки смонтирована на 7-т трехосном автомобиле повышенной проходимости. Кабина и направляющие ПУ бронированы. На огневой позиции задняя часть шасси вывешивается на винтовых домкратах вручную.
Для стрельбы на дальность до 15 км применяются неуправляемые ракеты с осколочно-фугасными, кассетными и дымовыми боевыми частями. Первая содержит почти 5000 готовых убойных элементов (стальных шариков), имеющих радиус эффективного поражения живой силы около 60 м. Залпом кассетных НУР устанавливается минное заграждение из 2304 противотанковых противогусеничных мин АТ-1,
В Италии созданы две РСЗО - "Фирос-6" (легкая) и "Фирос-25", однако на вооружение итальянских сухопутных войск они еще не приняты. Первый образец представляет собой пакет из 48 трубчатых направляющих, смонтированный в кузове автомобиля типа "джип". Пусковая установка РСЗО "Фирос-25" (два пакета по 20 направляющих) размещена в задней части трехосного автомобиля. Боевая масса системы 12 т, расчет три человека. Для стрельбы применяются НУР с обычной (осколочно-фугасной) и кассетной боевыми частями. Последняя может снаряжаться как осколочными или кумулятивными поражающими элементами, так и противотанковыми либо противопехотными минами. В Испании в начале 80-х годов фирмой "Санта Барбара" была создана РСЗО "Теруэль-3", отличающаяся от прежних вариантов этой системы более высокими тактико-техническими характеристиками. Пусковая установка (40 направляющих) смонтирована на автомобиле повышенной проходимости. Боевой расчет размещается в бронированной кабине.
НУР выпускаются с боевыми частями двух типов: осколочно-фугасной и кассетной. Последняя снаряжена 42 осколочными элементами (950 стальных шариков), или 28 кумулятивными боевыми элементами, или 6 противотанковыми минами, а также противопехотными минами либо дымовыми шашками.
РСЗО "Теруэль-3" имеет систему управления огнем, средства топопривязки и связи, а также метеорологическое оборудование. Исходные установки для стрельбы рассчитываются цифровым вычислителем. Наведение пусковой установки осуществляется с помощью гидравлического подъемного и электромеханического поворотного механизмов. Шасси оснащено четырьмя гидравлическими домкратами.
В состав огневой секции вместе с пусковыми установками РСЗО "Теруэль-3" входят автомобиль подвоза боеприпасов, способный транспортировать четыре контейнера по 20 ракет. Заряжание ПУ выполняется вручную двумя номерами боевого расчета. Всего сухопутным войскам Испании намечено поставить около 100 систем "Теруэль-3".
В Израиле в 1984 году принята на вооружение и серийно производится РСЗО ЛАР-160 (рис. 4). В качестве ходовой базы используется шасси французского легкого танка АМХ-13. Пусковая установка имеет два пакета по 18 трубчатых направляющих. Кроме пусковых установок, в состав батареи РСЗО ЛАР-160 входят: система управления огнем "Фера", машины подвоза боеприпасов и автомобильный кран для перезаряжания ПУ.
Пакеты направляющих со стеклопастиковыми трубами, имеющие плотную "сотовую" упаковку, снаряжаются НУР и герметизируются на заводе-изготовителе. Механизмы наведения приводятся в действие электрогидравлическими силовыми приводами. Артиллерийская часть ПУ выполнена автономной и может устанавливаться на различные ходовые базы (как гусеничные, так и колесные). Число направляющих может быть 18, 26, 36 или 50.
В боекомплект системы ЛАР-160 входят НУР четырех типов, отличающихся боевыми частями (одна из них кассетная, снаряженная 144 кумулятивно-осколочными боевыми элементами М77 американской разработки).
Судя по сообщениям иностранной печати, в настоящее время проходит стрельбовые испытания новая РСЗО MAR-350 с дальностью стрельбы до 70 км. Ее артиллерийская часть также установлена на гусеничном шасси легкого танка АМХ-13.
В Японии в середине 70-х годов была создана 130-мм 30-ствольная РСЗО "75". Пусковая установка смонтирована на шасси гусеничного бронетранспортера "73". Для стрельбы применяются неуправляемые ракеты с осколочно-фугасной и кассетной боевыми частями. Перезаряжание осуществляется вручную.
В ЮАР на вооружении сухопутных войск состоит 127-мм 24-ствольная РСЗО "Валькирия" (рис. 5).
Артиллерийская часть установлена на западногерманском 2-т автомобиле "Унимог" повышенной проходимости. Пакет направляющих смонтирован непосредственно в кузове, который может закрываться съемным тентом, что позволяет маскировать пусковую установку под обычный грузовой автомобиль.
Подъемный механизм, используемый для наведения ПУ по углу возвышения, и поворотный механизм гидравлические. В боевом положении задняя часть пусковой установки вывешивается на двух гидравлических домкратах. Управление огнем осуществляется из кабины или с помощью выносного пульта. Для стрельбы применяются НУР с осколочно-фугасной БЧ, содержащей около 8000 готовых осколков в виде стальных шариков. Для подвоза боеприпасов используется 4-т автомобиль.
В иностранной печати отмечаются некоторые особенности конструктивно-схемных решений созданных РСЗО. Их пусковые установки, как правило, самоходные, заряжание ПУ большинства современных образцов осуществляется предварительно снаряженными пакетами направляющих с помощью автомобильного крана. В наиболее совершенных системах заряжающее устройство является частью конструкции пусковой установки.
Механизмы наведения ПУ снабжаются электрическими или электрогидравлическими силовыми приводами, позволяющими автоматизировать процесс наведения на новейших образцах находят применение устройства автоматического ввода поправок в установки прицела для компенсации наклона ПУ на местности и восстановления наводки в процессе стрельбы.
Пусковые установки, созданные в последние годы, оснащаются гироскопическими прицельными устройствами. В сочетании с силовыми приводами они позволяют автоматизировать установку углов наведения и их восстановление от выстрела к выстрелу. Некоторые ПУ снабжаются системами навигации для топопривязки огневых позиций.
Установки для стрельбы могут рассчитываться с помощью вычислителя пульта управления огнем ПУ. Однако в большинстве случаев эта задача решается системой управления огнем батареи, которая включает ЭВМ, а также средства радио- и проводной связи с пусковыми установками и вышестоящими органами управления м штабами.
По мнению западных военных специалистов, основными направлениями развития РСЗО являются: увеличение дальности стрельбы; повышение точности стрельбы; повышение огневой производи-1ельности; расширение числа задач, решаемых РСЗО; повышение мобильности и паевой готовности.
Увеличение дальности стрельбы осуществляется путем увеличения калибра НУР, применения высоко-энергетических ракетных топлив и использования облегченных БЧ. Как правило, с увеличением диаметра двигателя возрастает масса заряда твердого топлива, что повышает дальность стрельбы. По предложению европейских партнеров по НАТО калибр американской РСЗО MLRS был увеличен с 227 до 240 мм. Соответственно дальность стрельбы возросла , с 25 до 32 км.
В другом случае за счет уменьшения массы БЧ с противотанковыми минами АТ-2 (107 кг по сравнению со 159 кг БЧ, снаряженной кумулятивно - осколочными боевыми элементами) дальность стрельбы такими ракетами (системы MLRS) увеличена до 40 км. Сообщается, что разрабатываемая в настоящее время для этой РСЗО боевая часть с самонаводящимися БЭ будет иметь массу, не превышающую 107 кг, а ожидаемая дальность стрельбы составит 40 - 45 км. В странах НАТО ведутся также работы по повышению удельного импульса твердых ракетных топлив для двигателя НУР.
Повышение точности стрельбы достигается за счет создания боевых элементов кассетных БЧ, самонаводящихся на конечном участке траектории, использования автоматизированных систем управления (АСУ) огнем батарей РСЗО, применения специальных пристрелочных НУР, снабжения ПУ автоматическими системами восстановления наводки, совершенствования конструкций и технологии изготовления пусковых установок и неуправляемых ракет.
Западная печать сообщает, что в настоящее время объединением промышленных фирм основных европейских стран НАТО и США для НУР системы MLRS разрабатывается кассетная боевая часть с кумулятивными БЭГ самонаводящимися на конечном участке траектории. Ожидается, что серийное производство таких БЧ начнется в первой половине 90-х годов. Подобная боевая часть разрабатывается и в ФРГ для ракет РСЗО ЛАРС-2. Считается, что такие боеприпасы в сравнении с обычными повысят вероятность поражения цели в сотни раз.
Как отмечается в иностранной прессе, АСУ огнем батарей РСЗО существенно сокращают время на подготовку к открытию огня и увеличивают точность стрельбы за счет меньшего старения данных о координатах цели. После получения распоряжения на поражение цели ее координаты вводятся в ЭВМ. Система управления огнем указывает ПУ (одну или несколько), которая наиболее эффективно сможет выполнить задачу, рассчитывает для нее установки прицельных устройств и взрывателей БЧ и передает их по каналам кодированной радиосвязи. При необходимости установки для стрельбы могут быть определены счетно-решающим устройством пульта управления огнем ПУ.
В составе батарей РСЗО ЛАРС-2 (ФРГ) и ЛАР-160 (Израиль) имеется система "Фера", включающая специальные пристрелочные ракеты, радиолокатор слежения за траекториями их полета и ЭВМ. Радиолокатор и ЭВМ смонтированы на автомобиле с унифицированным кузовом. Одна система "Фера" обслуживает четыре ПУ. В боевых частях пристрелочных НУР установлены отражатели и усилители радиолокационных сигналов. Последовательно с установленным интервалом выстреливаются четыре ракеты. За траекториями их полета автоматически следит радиолокатор. Среднее значение четырех траекторий ЭВМ сравнивает с расчетным и определяет поправки, которые и вводятся в установки прицельных устройств. Так, учитываются ошибки при определении координат цели и огневой позиции ПУ, а также отклонения метеорологических и баллистических условий в момент стрельбы от действительных. Радиолокатор устанавливается позади стреляющей ПУ и несколько выше ее в створе с целью. Применение системы "Фера", по оценке зарубежных специалистов, повышает эффективность стрельбы РСЗО примерно на 60 проц.
В настоящее время в ФРГ разрабатывается аналогичная более совершенная система с радиолокатором, имеющим большую дальность действия. Этой системой предполагается комплектовать батареи MLRS в составе ракетных дивизионов артиллерийских полков бундесвера.
Как считают иностранные специалисты, применение устройств автоматического ввода поправок в установки прицела для компенсации наклона ПУ на местности исключает надобность в ее горизонтировании и вывешивании на домкратах или иных опорных устройствах. Обычно достаточно включить тормозные устройства ходовой части и выключить ее подрессоривание. При этом время перевода ПУ из походного положения в боевое и наоборот - сокращается до 1 мин, что весьма важно для РСЗО, сильно демаскирующей себя в момент залповой стрельбы.
Динамическое нагружение пусковой установки на время залпа изменяет ее положение на грунте и вызывает упругие колебания конструкции, часто с возрастающей амплитудой, в результате чего углы наведения сбиваются. Применение системы автоматического восстановления углов наведения ПУ от выстрела к выстрелу повышает точность стрельбы и уменьшает рассеивание НУР при ведении огня залпом. С этой же целью специалисты ФРГ и США рекомендуют для решения ряда огневых задач вести стрельбу полузалпами (вместо полных залпов) с привлечением вдвое большего числа ПУ.
По мнению западных экспертов, на точность стрельбы РСЗО влияют также прямолинейность геометрических осей направляющих и взаимная их параллельность, стабильность положения сменных транспортно-пусковых контейнеров на качающейся части ПУ и технология изготовления ракет. В последнем случае важно соблюдать необходимые внешние геометрические очертания НУР и ее стабилизаторов, а также балансировку масс.
Повышение огневой производительности РСЗО осуществляется путем механизации заряжания и переза-ряжания ПУ, автоматизации систем наведения и пуска, применения автоматизированных систем управления огнем, устройств выбора типа 64 из числа заряженных в ПУ неуправляемых ракет. Механизация заряжания базируется на использовании предварительно снаряженных пакетов направляющих, автомобильных кранов, кранов транспортно-заряжающих машин. Наиболее перспективным решением, по мнению зарубежных специалистов, является заряжающее устройство, являющееся частью конструкции ПУ.
Расширение числа боевых задач, решаемых РСЗО. Это достигается главным образом созданием различных типов основных и специальных боевых частей НУР (осколочные и осколочно-фугасные, кумулятивно-осколочные, кумулятивные, с противопехотными и противотанковыми минами, зажигательно-дымовые, осветительные, химические, пристрелочные, учебные, практические). Для повышения эффективности действия НУР у цели большинство БЧ выполняются кассетными.
Повышение мобильности и боеготовности РСЗО обеспечивается созданием самоходных пусковых установок на базе гусеничных или колесных машин высокой проходимости, использованием современных средств топопривязки, применением высокоскоростных механизмов перевода ПУ из походного положения в боевое и обратно, механизацией процесса заряжания пусковых установок и автоматизацией систем наведения и управления огнем.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕКОТОРЫХ ОБРАЗЦОВ РСЗО АРМИИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН