В США в соответствии с концепцией создания к середине 90-х годов качественно новых средств вооруженной борьбы ведется разработка перспективного стратегического бомбардировщика АТВ (Advanced Technology Bomber), получившего условное обозначение В-2. Головным подрядчиком является фирма "Нортроп" при участии фирмы "Боинг", которые победили в конкурсе проектов, представленных ВВС США в 1981 году. В основу проводимых работ положено требование максимально широкого использования перспективных технологий, в том числе "стелт".
Согласно сообщениям западной прессы, самолет В-2 конструктивно выполняется по схеме "летающее крыло". Он будет оснащен четырьмя двухконтурными турбореактивными двигателями (разрабатываются фирмой "Дженерал электрик" на базе ТРДД F101-GE-102, устанавливаемого на бомбардировщике В-1B, расположенными в консолях крыла. Воздухозаборники двигателей встроены в передние кромки крыла, снаружи мотогондолы имеется сравнительно небольшое по размерам вертикальное оперение. При максимальной взлетной массе более 180 т новый стратегический бомбардировщик, рассчитанный на преодоление системы ПВО противника на малых высотах, сможет, как полагают американские военные специалисты, нести около 18 т нагрузки и иметь дальность полета без дозаправки топливом в воздухе свыше 9000 км при скорости М 0,85. Он должен быть приспособлен для использования всех видов авиационного оружия, включая крылатые ракеты с ядерной боевой частью, которые будут размещаться на внутрифюзеляжных пусковых установках револьверного типа. В перспективе рассматривается возможность применения принципиально новых видов оружия, например лазерного, для самообороны.
Уменьшение уязвимости В-2 и обеспечение надежного преодоления им системы ПВО намечается достичь главным образом за счет применения пассивных и активных средств технологии "стелт". При этом основное внимание уделяется снижению возможности радиолокационного обнаружения самолета путем существенного уменьшения его эффективной площади рассеяния. Для этого наряду с совершенствованием и выбором соответствующих аэродинамических форм и конструктивных решений элементов планера большое значение придается использованию композиционных конструкционных материалов и высокоэффективных покрытий с поглощающими или рассеивающими свойствами. Значительные усилия предпринимаются также по снижению интенсивности ИК излучения, в первую очередь излучения двигателей. Основными мероприятиями в этой области считаются установка различных экранов, прикрывающих наиболее нагретые участки двигателей, широкое использование в их конструкции композиционных материалов, специальных присадок к топливам, уменьшающих интенсивность ИК излучения или изменяющих его спектр.
В иностранной печати отмечается, что при изготовлении бортового оборудования для В-2 будет внедрен также ряд перспективных технологий, включая волоконную оптику в системах управления полетом, сверхбыстродействующие интегральные схемы и элементы искусственного интеллекта, спутниковую связь. Серийное производство самолетов В-2 планируется организовать на заводе в г. Палмдейл (штат Калифорния), где уже ведется в этих целях развертывание производственных мощностей. К строительству экспериментального образца намечается приступить в ближайшее время. Летные испытания новой машины предполагается начать в 1987 году, поступление на вооружение ВВС ожидается в начале 90-х годов. Всего Пентагон намерен приобрести 132 бомбардировщика В-2.