Наращивание боевых возможностей американской стратегической авиации - одного из компонентов стратегических наступательный сил, осуществляемое Пентагоном в рамках многолетней комплексной программы, обеспечивается, судя по сообщениям западной прессы, как путем обновления самолетного парка, так и за счет всестороннего совершенствования средств поражения, в первую очередь ракетного оружия класса "воздух - земля". Хотя в этой области с середины 70-х годов доминирующая роль принадлежит крылатым ракетам воздушного базирования, тем не менее командование ВВС США не оставляет без внимания и состоящие на вооружении управляемые ракеты (УР) AGM-69A СРЭМ (SRAM - Short Range Attack Missile). К разработке этой УР фирма "Боинг" приступила еще в середине 60-х годов. В 1969 году был проведен пуск ее первого экспериментального образца, а в 1972-1975-м изготовлены и поставлены в части стратегической авиации 1500 ракет СРЭМ. Оснащенная ядерной боевой частью мощностью около 200 кт, УР имеет максимальную дальность стрельбы 220 км. Срок службы ракет первоначально составляя пять лет и определялся главным образом способностью твердотопливного ракетного двигателя (РДТТ) сохранять требуемую надежность и обеспечивать заданные летно-тактические характеристики. Хотя постоянно проводившееся специалистами наблюдение за текущим состоянием двигателей позволило продлить срок их службы сначала до семи с половиной, а затем и до десяти лет, командование ВВС уже в 1976 году приняло решение о замене существующего РДТТ и выдало фирме "Тиокол" задание на разработку нового ракетного двигателя, Его испытания были завершены в 1981 году, а к концу 1984-го все УР СРЭМ были оснащены новыми, более надежными двигателями. Как считают американские эксперты, это даст возможность сохранить ракеты на вооружении стратегических бомбардировщиков по крайней мере до конца текущего десятилетия.
В иностранной печати отмечается, что, несмотря на поступление с осени 1982 года в части стратегической авиации крылатых ракет воздушного базирования AGM-86B, командование ВВС не только не планировало снять с вооружения УР СРЭМ в 90-х годах, а, напротив, изучало возможность создания нового, более эффективного ударного ракетного оружия такого же типа. Эти планы, по данным журнала "Эр форс мэгэзин", были активно поддержаны Пентагоном, одобрившим в октябре 1983 года решение руководства ВВС, которым предусматривалась разработка сверхзвуковой УР класса "воздух - земля" взамен СРЭМ. Как сообщал в этой связи журнал "Джейн'с дефенс уикли", состоящие на вооружении с 1972 года, то есть более 14 лет ракета СРЭМ создавались с использованием технических решений 60-х годов, вследствие чего они устарели не только физически, но и морально, что делает бессмысленным как возобновление их серийного производства, так и модернизацию, поскольку в последнем случае пришлось бы полностью переделать практически каждый узел.
Получив одобрение министерства обороны, командование ВВС США в начале 1984 года обратилось к восьми ведущим американским аэрокосмическим фирмам с предложением исследовать возможность разработки новой ударной ракеты, условно названной AASM (Advanced Air-to-Surface Missile), которая должна отвечать следующим основным требованиям.
- Двигатель УР должен быть ракетным твердотопливным либо жидкостным реактивным, хотя при этом не исключалась возможность использования высокоэффективного турбореактивного. Не ограничивая разработчиков в выборе типа двигателя, руководство ВВС тем не менее исходило из того, что новая ракета должна иметь сверхзвуковую скорость полета и дальность стрельбы не менее, чем у существующей СРЭМ.
- Управление полетом должно осуществляться с помощью относительно простой инерциальной системы, обеспечивающей надежный вывод УР на цель и позволяющей отказаться от использования корректирующей подсистемы, подобной TERCOM, устанавливаемой на крылатых ракетах. Последняя не только отличается конструктивной сложностью и требует высококвалифицированного технического обслуживания, но и нуждается также в создании специальных органов для подготовки полетных заданий, что считается абсолютно неприемлемым для УР нового поколения. Вместе с тем специалисты ВВС продолжают изучать целесообразность оснащения ракеты автономной системой самонаведения.
- Обнаруживаемость УР средствами ПВО противника, которая определяется прежде всего величиной эффективной площади рассеяния, должна быть по крайней мере не выше, чем у СРЭМ. Возможность снижения этого параметра эксперты ВВС связывают с широким использованием в конструкции ракеты композиционных материалов и оптимизацией ее аэродинамической компоновки, рассчитываемой с помощью ЭВМ.
- Оснащение ракеты ядерной БЧ относится к важнейшим требованиям командования ВВС, которое решительно отвергает любые предложения, предусматривающие возможность ее снаряжения обычной боевой частью. По мнению американских военных специалистов, разработка так называемой "единой" ракеты, пригодной для оснащения как ядерной, так и обычной БЧ, наверняка потребует компромиссных конструктивных решений, то может отрицательно сказаться прежде всего на боевых характеристиках ядерного варианта.
Концептуальная разработка, проводившаяся с учетом вышеперечисленных требований, продолжалась около 12 месяцев. В начале 1985 года командование ВВС США, рассмотрев представленные фирмами предложения, остановило свой выбор на проектах трех компаний ("Боинг", "Мартин Мариетта" и "Макдоннелл Дуглас"), которым поручили продолжить разработку новой ракеты на конкурсной основе и выделили необходимые ассигнования. Согласно сообщениям зарубежной печати, именно на этом этапе новая ракета получила наименование СРЭМ-2, чем подчеркивается, что в будущем она должна заменить фактически уже устаревшую СРЭМ. Отмечается также, что фирмы, получившие контракты на проведение второго этапа разработки, сосредоточат основное внимание на выборе типа двигателя и определении весовых и габаритных характеристик ракеты. Последнее обусловлено требованием командования ВВС, планирующим использовать для подвески новых УР создаваемую фирмой "Боинг" универсальную роторную пусковую установку, предназначенную для бомбардировщиков В 52, В-1В, а в перспективе и АТВ.
По сообщению журнала "Интеонэшнл дефенс ревью", полученные к концу 1985 года результаты позволили скорректировать некоторые положения тактико-технического задания. В частности, принято решение прекратить исследования в области создания комбинированного ракетно-прямоточного двигателя, сосредоточив усилия на разработке только ракетной силовой установки. Это решение основывается на результатах, полученных фирмой "Геркулес", которая, действуя в качестве субподрядчика компании "Макдоннелл Дуглас", изготовила и продемонстрировала устойчиво работающий экспериментальный образец нового двухимпульсного реактивного двигателя, предназначенного для ракеты СРЭМ-2. Кроме того, были уточнены размеры новой УР (примерно на треть меньше существующей): длина корпуса около 3 м, диаметр 0,37-0,4 м, что необходимо для того, чтобы увеличить количество СРЭМ-2, размещаемых в бомбоотсеках самолетов В-1В, и за счет этого значительно повысить возможности по подавлению зенитных ракетных комплексов противника.
К концу второго этапа исследований предусматривается сузить круг потенциальных поставщиков нового оружия, отобрав из трех только два наиболее удачных проекта, и выдать представившим их фирмам контракты на проведение полномасштабной разработки продолжительностью до 18 месяцев. На завершающем этапе намечается провести летные испытания экспериментальных образцов созданных на конкурсной основе ракет. В конце 1987 года по результатам летных испытаний планируется выбрать одну фирму, которая и получит право на завершение проектирования и организацию серийного производства новых УР. В этой связи бюллетень "Аэроспейс дейли" писал, что первоначально предполагается изготовить сравнительно небольшую партию из 100-200 серийных ракет, а в последующем довести темп их производства до запланированного уровня (300-450 в год). Ссылаясь на высказывания американских специалистов, западная пресса выражает уверенность, что широкое использование опыта, накопленного в процессе создания и эксплуатации УР СРЭМ, позволит провести разработку новой ракеты в намеченные сроки и к началу 1989 года полностью подготовиться к развертыванию серийного производства. Упомянутый выше бюллетень "Аэроспейс дейли" сообщает, что планами командования ВВС США предусматривается изготовить в общей сложности 1633 ракеты СРЭМ-2 и в первой половине 1992 года приступить к оснащению ими бомбардировщиков В-1В, выделяемых для несения боевого дежурства.
Подчеркивая достоинства новой ракеты, журнал "НАТО'с сикстин нейшнз" отмечает, что автоматизация предпусковых операций (ввод в вычислительное устройство УР текущей информации о местонахождении самолета-носителя, координат цели, навигационных и метеорологических данных) освободит экипаж от ненужных затрат времени и позволит ему сосредоточиться на оценке обстановки и выборе тактических приемов в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в ходе нанесения ядерного удара. Кроме того, высокая скорость полета СРЭМ-2 (М = 4,5-5) и большая точность стрельбы (КВО менее 60 м) должны обеспечить ее использование для подавления системы ПВО и тем самым дать возможность прорваться самолетам с крылатыми ракетами и ядерными бомбами на борту в глубинные районы территории противника.
Активизация работ по программе создания ударной ракеты СРЭМ-2 свидетельствует о том, что нынешняя администрация США, на словах проявляющая готовность к заключению новых советско-американских соглашений о сокращении стратегических наступательных вооружений, фактически стремится лишь к дальнейшему наращиванию боевых возможностей бомбардировочной авиации и приданию ей способности к нанесению первого "разоружающего" удара.