Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 20.08.2017, 16:34

Главная » Статьи » Архив по годам » 1987

Военная промышленность Канады

Военная промышленность Канады

Подполковник И.Леонидов, кандидат экономических наук;
подполковник Н.Николаев

По площади занимаемой территории Канада является вторым (после СССР) крупнейшим государством земною шара. Численность ее населения 25 млн. человек. По объему промышленного производства и валовому национальному продукту она входит в семерку наиболее развитых капиталистических стран.
На развитие военной промышленности Канады наложило отпечаток то обстоятельство, что она является соседом США и в то же время входит в Британское содружество наций. Страна - активный участник агрессивного блока НАТО. В случае развязывания новой мировой войны Североамериканский континент автоматически становится единой зоной стратегических операций Соединенных Штатов, что обусловлено соглашениями в рамках НАТО и на двусторонней основе между этими двумя государствами.
Членство Канады в НАТО играет существенную роль в развитии военной промышленности страны. В настоящее время реализуется программа переоснащения вооруженных сил более современным оружием и боевой техникой. В частности, продолжается поступление на вооружение ВВС Канады закупленных в США истребителей CF-18, замена стрелкового оружия сухопутных войск, строительство боевых кораблей, осуществляется модернизация фрегатов, имеющая целью продлить срок их службы до конца 80-х годов.
По сообщениям зарубежной печати, в производстве вооружений в Канаде занято около 90 крупных компаний. Они поставляют оружие и военную технику как национальным вооруженным силам, так и на экспорт. Важное значение в военной промышленности страны имеет подписанное в 1959 году канадо-американское соглашение о долевом участии в производстве вооружений. Согласно этому документу, канадские компании имеют право наравне с американскими выполнять военные заказы вооруженных сил США и поставлять им комплектующие изделия для производства компьютеров, модифицированные посадочные узлы и тренажеры для военно-воздушных сил, радиоэлектронные приборы, оборудование для обнаружения подводных целей и т. д. В настоящее время около 70 проц. всей выпускаемой военной промышленностью продукции экспортируется в США. Так, компания "Гермес" является основным разработчиком и поставщиком в ВМС США радиогидроакустических буев для обнаружения подводных целей, а компания "Компьютинг дивайсиз" выполняет заказ американской фирмы "Хьюз эркрафт" на производство 145 пультов управления РЛС системы раннего обнаружения и предупреждения.
Многие из промышленных фирм Канады частично или полностью находятся во владении американского капитала. Например, единственный канадский производитель боевых бронированных машин - "Дженерал моторе оф Кэнада"-является собственностью американской компании "Дженерал моторе". Однако Канада поддерживает военно-экономические связи и с другими странами, закупая у них военную технику и продавая свою. В ФРГ, например, закуплено 114 танков "Леопард-1", половина из которых находится в частях и подразделениях канадских вооруженных .сил, дислоцированных в Западной Европе.
В расширении экспорта военной продукции канадских компаний и координации их действий активное участие принимает государственная организация "Канадская коммерческая корпорация". Она действует под непосредственным контролем министерства поставок и снабжения и заключает контракты с представителями зарубежных стран на поставки канадской продукции.
Основу военной промышленности Канады составляют авиакосмическая, радиоэлектронная и судостроительная отрасли, а также производство артиллерийско-стрелкового вооружения.
АВИАКОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ является одной из важнейших отраслей канадского машиностроения. Ядром ее служит авиационная промышленность. В целом авиакосмическая отрасль насчитывает около 100 компаний с числом занятых более 40 тыс. человек. Объем производимой продукции составляет более 3,0 млрд. канадских долларов. В мировом капиталистическом производстве авиакосмической техники страна играет существенную роль. Хотя ее доля в суммарном производстве этой продукции, выпускаемой Соединенными Штатами и Канадой, не превышает 2-3 проц., по основным показателям развития она занимает пятое место среди развитых капиталистических государств, уступая лишь США, Великобритании, Франции и ФРГ. Существенную роль Канада играет и на мировом капиталистическом рынке авиационной техники. Большая часть продукции (77 проц.) поступает на экспорт, главным образом в США, а также во Францию, Великобританию и ФРГ. В экспорте преобладают узлы, детали, авиационное оборудование. Вывоз готовой продукции играет меньшую роль. В структуре авиационной промышленности представлены важнейшие отрасли производства - самолетостроение, выпуск авиационных двигателей, авиационного оборудования и отдельных узлов.
Ниже, по данным зарубежной прессы, приводятся краткие сведения о ведущих канадских компаниях по производству авиационной техники и оборудования.
"Де Хэвилленд эркрафт оф Кэнада" имеет два крупных предприятия в городах Торонто и Ванкувер с общим числом занятых более 3,3 тыс. человек. Здесь выпускаются военно-транспортные самолеты DHC-5 "Буффало" (в канадских ВВС обозначается СС-115) и DHC-6 "Твин Оттер" (СС-138). Кроме того, фирмой производится 50-местный пассажирский самолет DHC-7 (СС-132) с укороченным взлетом и посадкой (в настоящее время изготовлено около 110 таких машин). Разработан его модифицированный вариант - DHC-7IR, предназначенный для ведения ледовой разведки, а также охраны территориальных вод и побережья страны. Проводятся летные испытания нового транспортного самолета - DHC-8 и уже имеются заказы на производство 115 машин этого типа.
Фирма "Кэнадэр" располагает несколькими заводами в Монреале. На ее предприятиях занято более 4,3 тыс. человек. Основной продукцией являются самолеты тина "Челленджер-600 и -601" (в канадских ВВС имеют обозначение СС-144) с двумя турбовентиляторными двигателями (к середине 1985 года было продано 128 единиц). Выпускаются двухмоторный противопожарный самолет-амфибия CL-215 и беспилотные средства разведки CL-89 и CL-227 "Сентинел".
Кроме того, компания является субподрядчиком в производстве двигателей и агрегатов для американских истребителей-бомбардировщиков F-111A, тактических истребителей F-15 "Игл" и F-18 "Хорнет", а также для широкофюзеляжных транспортных самолетов Боинг 767, С-5В "Гэлекси", базовых патрульных самолетов СР-140 "Аврора" и Р-ЗС "Орион".
Компания "СПАР аэроспейс", на предприятиях которой занято около 2000 человек, 20 проц. продукции выпускает по правительственным заказам и около 50 проц.- на экспорт. Она специализируется на производстве различных узлов и деталей для силовых установок самолетов и вертолетов (в частности, американских СН-46, французских "Пума" и английских "Линкс"), инфракрасных систем обнаружения целей, РЛС типов AN/SPS-10 и -12, космических спутников связи типов "Алуэтт" и "Аник" (модификации А, С и D). Фирма разработала и производит дистанционные манипуляторы, которые используются на американских пилотируемых космических кораблях многоразового использования "Шаттл" для вывода полезных нагрузок из грузового отсека и захвата космических объектов, находящихся на орбитах.
"Пратт знд Уитни оф Канада" является дочерним предприятием американского концерна "Юнайтед текнолоджи" (число занятых около 6,5 тыс. человек). На экспорт идет 75 проц. выпускаемой продукции. В основном это силовые установки для самолетов (PT6, ST6, JT15D и PW100), небольших кораблей и наземных транспортных средств, а также запасные части к ним. В настоящее время компания разрабатывает новый малогабаритный газотурбинный двигатель PW200.
Фирма "Макдоннелл Дуглас оф Кэнада" специализируется на производстве деталей, частей крыльев и отдельных элементов фюзеляжей как для военных самолетов типа F/A-18 "Хорнет", так и для гражданских типов DC-8, -9 и -10.
Компания "Бристоль аэроспейс" является одной из ведущих фирм в Канаде по производству высотных зондирующих ракет типа "Блэк Брэнт", 70-мм ПУР CRV-7 классов "воздух - воздух" и "воздух - земля", а также изготавливает узлы и детали авиационных газотурбинных двигателей.
Как отмечается в зарубежной печати, оживление, которое наблюдается в авиакосмической промышленности Канады, вызвано выполнением работ по контрактам с корпорациями как США, так и других капиталистических стран, в том числе участниц блока НАТО. Например, в 1981 году был заключен контракт с американской компанией "Макдоннелл Дуглас" на участие в поставках 138 истребителей CF-18. Последняя не только согласилась разместить в Канаде заказы на производство различных компонентов для этих самолетов, но и построить завод по выпуску лопаток реактивного двигателя для них.
Расширяются масштабы производства авиационной техники, предназначенной на экспорт. В частности, по заказу Франции и Италии фирмой "Кэнадэр" выпускаются беспилотные средства разведки CL-89. Они уже приняты на вооружение сухопутных войск ФРГ и Великобритании. Иностранная печать сообщает о совместной с западногерманскими специалистами разработке усовершенствованной модели беспилотною средства разведки CL-289. Полагают, что эта система поступит на вооружение в 1987 году.
РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ является одной из наиболее развитых отраслей канадской индустрии. В 1983 году стоимость ее продукции составила около 4 млрд. канадских долларов. Радиоэлектронная промышленность выпускает в военных целях бортовую авианавигационную аппаратуру, различные средства микроволновой связи, тренажеры для военных самолетов, уникальные типы радиоэлектронной аппаратуры, например, такой, как электронно-вычислительные системы для получения данных о цели, гидроакустические буи, отдельные элементы оборудования искусственных спутников Земли.
Ведущими канадскими компаниями по производству радиоэлектронного оборудования и приводных средств связи, как следует из сообщений иностранной печати, являются следующие.
"САЕ электрпникс" - осуществляет производство тренажеров для обучения экипажей многоцелевых тактических истребителей "Торнадо" и CF-18, легких штурмовиков "Альфа Джет", военно-транспортных самолетов С-130 "Геркулес", самолетов ДРЛО и управления Е-ЗА "Сентри" системы АВАКС, базовых патрульных самолетов СР-140 "Аврора", а также вертолетов С-47 и СН-53 (транспортных), H-1D "Ирокез", СН-47 "Чинук" и АВ.205 (многоцелевых), HAS-1 "Си Кинг" (корабельных противолодочных). Совместно с фирмой "Юнайтед эр лайнз" компания разрабатывает тренажер для обучения экипажей самолетов С-5А/В "Гэлекси". Для всех выпускаемых тренажеров характерно использование самой современной электронно-вычислительной техники, позволяющей с максимальной точностью смоделировать реальную полетную обстановку. На предприятиях фирмы занято 1,5 тыс. человек. Объем продаж составляет 150 млн. канадских долларов. Почти 50 проц. всего производства приходится на военную продукцию.
Компания "Кэнедиен Маркони" является одной из крупнейших фирм страны, изготавливающих продукцию военного назначения (75 проц. выпускаемых изделий экспортируется). Она имеет шесть основных отделений, которые производят авиационное оборудование, электронные детали и блоки, РЛС, приборы специального назначения, средства связи для ВМС и сухопутных войск, а также средства телевизионной связи. Одним из основных видов выпускаемой продукции являются коммутаторы, и частности 12-канальный полуавтоматический типа SB-4170/TT. Он производится в носимом, возимом и стационарном вариантах с питанием как от батарей, так и от источников переменного тока. В настоящее время фирма ведет разработку электронных модулей для оконечных станций космической навигационной системы НАВСТАР (их серийное производство запланировано на 1986 год). Перспективным видом продукции является также телевизионная система контроля за полетом ПТУР "Хэллфайр" (планируется изготовить около 200 единиц), предназначенная для установки на противотанковых вертолетах.
Компания "Литтон системз оф Кэнада" производит различное радиолокационное, навигационное и электронно-вычислительное оборудование. Более половины всей изготавливаемой продукции предназначено для военных целей. На предприятиях фирмы занято 2,5 тыс. человек. Она является ведущей в мире по выпуску инерциальных навигационных систем. С 1960 года здесь изготовлено более 2 тыс. таких систем для самолетов F-104, F-4 и F-111. Основными видами продукции в настоящее время являются инерциальные навигационные системы LN-35 для крылатых ракет американского производства, LN-33 для базовых патрульных самолетов СР-140 "Аврора" и LW-33CF для истребителей-бомбардировщиков F-104 "Старфайтер". Кроме того, компания производит поисковые РЛС для базовых патрульных самолетов и ЭВМ оценки обстановки. По сообщениям зарубежной печати, Фирма имеет заказ на поставку авиационных дисплеев нового поколения с отображением данных на фоне лобового стекла кабины пилота для американских тактических истребителей F-16 (396 комплектов).
Производством счетно-вычислительной техники, навигационных ЭВМ, ЭБМ управления огнем и регулирования тяги авиационных двигателей, дисплеев различного назначения занимается также компания "Компьютинг дивайсиз".
Канада является страной с развитой СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ, располагающей значительными возможностями по выпуску боевых кораблей, в том числе фрегатов и эскадренных миноносцев водоизмещением 2000-5000 т. На судоверфях страны строятся гидрографические и океанографические суда, патрульные катера на подводных крыльях, а также танкеры и сухогрузы валовой вместимостью от 30 тыс. до 150 тыс. брутто рег. т.
Основными центрами судостроительной промышленности являются Ванкувер, Торонто, Монреаль, Виктория, Сент-Катаринс, Галифакс, Сент-Джон и Сорель. К ведущим компаниям этой отрасли относятся "Сэнт-Джон шипбилдинг энд драй док компании", "Скэн Мэрайн индастриз", "Дэви шипбилдинг" и некоторые другие.
По сообщениям зарубежной печати, в стране принята программа модернизации старых и строительства новых боевых кораблей. Планируется выпустить 20 фрегатов, причем производство первых шести кораблей предполагалось начать в 1986 году и ввести их в строй в 1992-м. Общая стоимость строительства этой серии ориентировочно составит 2,6 млрд. канадских долларов.
Генеральными подрядчиками министерства обороны Канады по реализации программы строительства первых шести фрегатов для ВМС страны являются компании "Сэнт-Джон шипбилдинг энд драй док компании" и "Скэн Мэрайн индастриз".
Первая из них производит корабли и суда всех типов. Выпускаемая продукция отличается высоким технологическим уровнем и пользуется спросом на мировом рынке. На судоверфи компании имеется три слипа и два сухих дока, в которых могут строиться и ремонтироваться корабли и суда водоизмещением до 90 тыс. т.
Судоверфь фирмы "Скэн Мэрайн индастриз" является одной из крупнейших в Канаде по строительству боевых кораблей класса эскадренный миноносец.
"Дэви шипбилдинг" - крупнейшее кораблестроительное предприятие страны. На судоверфи работает около 2000 человек. Более 10 проц. получаемых заказов носит военный характер, а около 70 проц. продукции идет на экспорт. Здесь строятся боевые и десантные корабли, а также транспортные, пассажирские и рыболовецкие суда, баржи танкеры и ледоколы. В настоящее время компания получила от министерства обороны заказ, предусматривающий переоборудование четырех эсминцев типа "Делекс".
Судоверфь компании "Версэтайл Виккерс" также имеет сухие доки и слипы для обслуживания и ремонта боевых кораблей. По сообщениям зарубежной печати, на данной судоверфи осуществляется техническое обслуживание и ремонт кораблей ВMC Канаты и других стран блока НАТО.
В целом, по свидетельству канадской прессы, судостроительная промышленность страны в основном зависит от государственных (главным образом военных) заказов, а также программ строительства небольших ледоколов и пассажирских судов.
Специализированной БРОНЕТАНКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ в Канаде нет. Потребности вооруженных сил в этом виде боевой техники удовлетворяются за счет импорта из других развитых капиталистических государств. Однако имеющаяся автомобильная промышленность страны в состоянии обеспечить потребности своих вооруженных сил в машинах специального назначения. Головной компанией по производству автомобильной техники военного назначения является "Дженерал моторс оф Кэнада", которая специализируется на производстве двух-, трех-, и четырехосных бронированных машин (условное обозначение AVGP). Указанные образцы выпускаются в трех модификациях: боевая машина пехоты, бронетранспортер и ремонтно-эвакуационная машина. По сообщениям зарубежной печати, эта фирма выполнила заказ министерства обороны Канады на поставку в сухопутные войска 350 бронетранспортеров.
По данным журнала "Армада интернэшнл", армия США и корпус морской пехоты заключили совместный контракт с "Дженерал моторс оф Кэнада" на поставку 969 восьмиколесных плавающих легких бронированных машин. Выполнение заказа рассчитано на пять лет. В дальнейшем планируется закупить еще 598 подобных машин. На заводах компании занято 2000 человек.
Крупным поставщиком автомобильной техники для вооруженных сил Канады является компания "Бомбардир". Она производит грузовые автомобили, джипы, бронетранспортеры, мотоциклы, автопогрузчики и другую технику. В настоящее время компания выполняет заказ министерства обороны на поставку 1900 автомобилей грузоподъемностью 2,5 т.
Кроме того, в производстве тяжелых грузовиков, трейлеров и других специализированных автомобилей как для военных, так и гражданских целей заняты компании "Пасифик трак энд трэйлэр" и "Кэнедиен фоуэрмост".
Военно-политическое руководство страны уделяет большое внимание производству отдельных образцов АРТИЛЛЕРИЙСКО-СТРЕЛКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И БОЕПРИПАСОВ. Легкое стрелковое оружие выпускается на предприятии компании "Ди-Мако". Министерство обороны выдало ей заказ на производство 80 тыс. винтовок М16А2 на общую сумму 110 млн. канадских долларов для замены устаревших образцов, состоящих на вооружении.
Производством боеприпасов занимается в основном компания "Кэнедиен арсеналз". Годовая стоимость выпускаемой продукции составляет около 100 млн, долларов, 90 проц. ее поставляется вооруженным силам страны, а основными "видами продукции" являются патроны калибров 5,56, 7,62 и 9 мм, снаряды калибров 20-105 мм, морские, противопехотные и противотанковые мины, различные бомбы, а также пороховые заряды для выстрелов к 155-мм самоходным гаубицам М109 и средства защиты от оружия массового поражения. Компания подготавливает к производству оперенные подкалиберные снаряды (90-105 мм) с отделяющимся поддоном, выстрелы с пластиковым взрывчатым веществом калибра 105 мм (условные обозначения С-15 и С-74). В настоящее время она выполняет заказ министерства обороны стоимостью 122 млн. долларов на производство 5,56-мм патронов, предназначенных для винтовок М16А2. Выпуском боеприпасов для легкого стрелкового оружия занята также компания "Валкартиер индастриз".
В целом, как неоднократно отмечалось в зарубежной прессе, для канадской военной промышленности характерна зависимость от иностранного, главным образом американского, капитала. Многие предприятия принадлежат дочерним компаниям таких крупных иностранных военно-промышленных концернов, как "Дженерал моторс" и "Дженерал дайнэмикс" (США), "Хоукер Сиддли" (Великобритания) и других. Особенностью военной индустрии Канады является также высокая концентрация предприятий в крупных промышленных центрах провинции Онтарио, Торонто, Квебек и Монреаль.

Зарубежное военное обозрение 02'1987

Категория: 1987 | Добавил: commi (01.06.2008)
Просмотров: 1312 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz