С приходом к власти администрации Рейгана милитаристские круги США заметно активизировали проведение мероприятий по закреплению и расширению своего военного присутствия в странах АСЕАН (Филиппины, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Сингапур, Бруней), которые рассматриваются ими прежде всего в качестве передового плацдарма для своих агрессивных акций в западной части Тихого и в зоне Индийского океана. Прибегая к шантажу и запугиванию выдуманной военной угрозой, исходящей якобы от Вьетнама, Лаоса, Кампучии и даже СССР, Вашингтон изыскивает пути расширения возможностей по использованию территорий стран АСЕАН в интересах базирования и перебросок контингентов американских войск в зону Юго-Восточной Азии и район Индийского океана. В частности, продлено соглашение с Филиппинами, достигнута принципиальная договоренность с Таиландом о предоставлении ими своих военных баз в распоряжение американского командования в случае возникновения кризисной ситуации в регионе, зондируются возможности использования баз на территории Малайзии.
США всячески поощряют рост военных бюджетов стран АСЕАН, интенсифицируют поставки вооружения, оказывают помощь в подготовке национальных военных кадров, расширяют обмен военными делегациями и проведение совместных учений. За последние пять лет ежегодные военные ассигнования стран АСЕАН возросли на 33 проц. и превысили 8,3 млрд. американских долларов. Значительная часть выделяемых средств расходуется на совершенствование инфраструктуры территорий этих стран, в том числе на модернизацию и расширение аэродромной сети. По данным специального справочника аэронавигационной информации ("Asia Australasia and Pacific Supplement, 141-st Edition, British Airways, 1983"), аэродромная сеть стран АСЕАН включает 74 аэродрома с капитальными взлетно-посадочными полосами (ВПП) длиной 1800 м и более (табл. 1). Из общего количества аэродромов, пригодных для базирования боевой авиации, 37 располагают ВПП длиной свыше 2500 м, в том числе 5 аэродромов в Индонезии (Медан, Манадо, Уджунгпанданг, Биак и Джакарта) имеют ВПП с асфальтовым покрытием, а остальные - с бетонным. Краткая характеристика основных аэродромов приведена в табл. 2.
КОЛИЧЕСТВО АЭРОДРОМОВ В СТРАНАХ АСЕАН С КАПИТАЛЬНЫМИ ВПП ДЛИНОЙ 1800 м И БОЛЕЕ
Длина ВПП. м
Филиппины
Таиланд
Малайзия
Индонезия
Сингапур
Бруней
Всего
1800 - 2500
10
4
6
17
-
-
37
2500 - 3000
5
5
2
7
1
-
20
Более 3000
2
6
3
3
2
1
17
Всего
17
15
11
27
3
1
74
В целом оперативная емкость аэродромной сети стран АСЕАН при рассредоточенном базировании авиации (1 авиаэскадрилья в составе 18-20 машин на аэродром) составит 1300-1500 самолетов. Аэродромы расположены сравнительно равномерно на территориях стран, входящих в АСЕАН (рис. 1). В настоящее время их можно подразделить на аэродромы базирования военной и гражданской авиации, но ряд аэродромов одновременно используются как для той, так и для другой цели: Баса, Манила, Мактан (Филиппины), Бангкок, Хатъяй (Таиланд), Чанги (Сингапур), Куала-Лумпур (Малайзия), Джакарта (Индонезия).
Большинство аэродромов с капитальными ВПП построено по типовой схеме: как правило, одна взлетно-посадочная полоса, магистральная рулежная дорожка, которая может быть использована для взлета и посадки в случае вывода из строя основной ВПП, групповые и одиночные стоянки самолетов, площадки для дежурных самолетов, склад ГСМ с наземным, подземным или полуподземным расположением хранилищ, технические и служебные здания. На аэродромах базирования боевой авиации, кроме того, оборудованы полуподземные или наземные склады боеприпасов, а на некоторых - и укрытия для самолетов. На рис. 2 приведен план аэродрома Утапао (Таиланд), построенного по типовому проекту.
Наземное радионавигационное оборудование, развернутое на аэродромах стран АСЕАН, предназначено для обеспечения полетов военной и гражданской авиации. Оно представляет собой установленные в пунктах с точной топографической привязкой радиолокационные и навигационные станции, а также различного типа приводные радиомаяки (ПРМ), которые работают автономно или в составе систем.
На большинстве аэродромов с ВПП длиной 2500 м и более развернуты современные радионавигационные, светотехнические и связные средства, позволяющие выполнять полеты в простых и сложных метеорологических условиях как днем, так и ночью. Ближнюю навигацию обеспечивают приводные радиомаяки, радионавигационные системы ТАКАН (TACAN - Tactical Air Navigation, радионавигационная система ближней навигации), ВОР (VOR - Very High Frequency Omnidirectional Range, угломерная радионавигационная система, обеспечивающая привод самолетов на аэродром и полеты по маршрутам), ВОРТАК (VORTAC - Co-located VOR and TACAN Stations, комбинированная радионавигационная система ближней навигации, сочетающая элементы систем ВОР и ТАКАН), радиолокационные системы и станции управления воздушным движением (РЛС УВД), а также другие средства. На наиболее крупных аэродромах установлены курсоглиссадные системы посадки самолетов ИЛС (1LS - Instrument Landing System).
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АЭРОДРОМОВ СТРАН АСЕАН С ВПП ДЛИНОЙ 2500 М И БОЛЕЕ
Наименование аэродрома
Координаты центра ВПП
Основная ВПП
Основное радионавигационное оборудование
Сев.широта, град. - мин
Вост.долгота, град. - мин
Длина х ширина, м
Посадочный KVPC, град
Филиппины
Кларк (о. Лусон)
15-11
120 - 33
3200 X 45
21 - 201
ПРМ, ВОРТАК
Баса (о. Лусон)
14-59
120 - 29
2550 х 45
30 - 210
То же
Куби-Пойнт (о Лусон)
11-48
120 - 16
2750 х 60
70 - 250
ПРМ, ТАКАН
Манила (о. Лусон)
14 - 31
121 - 01
3350 х 60 2400 х 30
61 -241 130 - 310
ПРМ, ВОР, ИЛС, РЛС УВД
Мактан (о Мактан)
10-19
123-59
2600 х 45
46 - 226
ПРМ, ВОP, ТАКАН
Пуэрто Принсеса (о. Палаван)
09 - 44
118-46
2550 х 45
90 - 270
ПРМ, ВОP, РЛС УВД
Замбоанга (о. Минданао)
06 - 55
122-04
2600 х 45
90-270
То же
Таиланд
Чиангмай
18 - 46
98 - 58
2700 X 40
180 - 360
ПРМ, ТАКАН
Удонтхани
17 - 23
102-48
3050 X 45
120 - 300
ПРМ, ВОР, ТАКАН
Такли
15 - 17
100-18
3000 X 45
180 - 36
ПРМ, ТАКАН
Корат
14 - 56
102-05
3000 х 45
60 - 240
То же
Убон
15 - 15
104 - 52
2750 X 45
50 - 230
ПРМ, ВОР. ТАКАН
Кампонгсаен
14- 06
99 - 55
2750 X 45
30 - 210
То же
Бангкок
13 - 55
100 - 37
3550 х 60 3000 X 45
29- 209 29- 209
ПРМ, ВОР, РЛС УВД
Утапао
12 - 41
101 - 01
3500 X 60
184 - 004
ПРМ, ТАКАН
Сураттхани
09 - 08
99 - 08
2500 X 45
40 - 220
ПРМ
Пукет
08 - 07
98 - 19
2500 X 45
90 - 270
ПРМ, ВОР, РЛС УВД
Хатъяй
06 - 56
100 - 25
3050 X 45
80 - 260
То же
Малайзия
Пенанг
05 - 18
100- 17
3350 х 45
40 - 220
ПРМ, ИЛС, РЛС УВД
Куантан
03 - 46
103 - 13
2800 X 45
180 - 360
ПРМ, обзорная РЛС
Куала-Лумпур
03 - 08
101 - 33
3500 х 45
150 - 330
ПРМ, ВОР, РЛС УВД
Джохор-Бару
01 - 38
103 - 40
3350 х 60
160 - 340
То же
Кота-Кинабалу (о. Калимантан)
05 - 56
116 - 03
3000 х 45
20 - 200
-"-
Индонезия
Медан (о. Суматра)
03 - 34
98 - 41
2900 X 45
50 - 230
ПРМ, ВОР, РЛС УВД
Батам (о. Батам)
01 - 08
104 - 07
2500 X 45
40 - 220
То же
Манадо (о. Сулавеси)
01 - 32
124 - 55
2500 X 45
180 - 360
То же
Уджунгпанданг (о. Сулавеси)
05-04*
119 - 33
2500 х 45
130 - 310
-"-
Биак (о. Биак)
01-12*
136 - 06
3600 X 45
110 - 290
То же
Джакарта (о. Ява)
06 - 16*
106 - 53
3000 X 45
60 - 240
То же
Сурабая (о. Ява)
07 - 22*
112 - 46
3000 X 60
100 - 280
ПРМ, ВОР, РЛС УВД
Мадиун (о. Ява)
07 - 38*
111 - 26
2550 X 60
170 - 350
ПРМ, ТАКАН
Бали (о. Бали)
08 - 45*
115 - 10
2700 X 45
90 - 270
ПРМ, ВОР, РЛС УВД
Баукау (о. Тимор)
08 - 30*
126 - 23
2600 X 45
140 - 320
ПРМ
Сингапур
Тенгах
01- 23
103 -43
2800 X 45
180 - 360
ПРМ, ТАКАН, обзорная РЛС
Чанги
01- 22
103 -59
4000 X 60
20- 200
ПРМ, ВОР. РЛС УВД
Пая Лебар
01- 21
103 -54
3800 х 60
20- 200
Обзорная и посадочная РЛС
Бруней
Бандар-Сери-Бегаван
04 - 57
114 - 56
3650 X 60
30 - 210
ПРМ, ВОР, РЛС УВД
* Данные координаты даны в градусах и минутах южной широты.
Аэродромы с длиной ВПП 1800-2500 м оснащены радионавигационным оборудованием значительно хуже. Как правило, оно представлено различными автономными приводными радиомаяками, радиопеленгаторами и радиолокационными станциями управления воздушным движением. Ниже, по данным зарубежной прессы, приведены краткие характеристики аэродромной сети отдельных стран АСЕАН.
Аэродромная сеть Филиппин считается наиболее подготовленной с точки зрения оснащенности средствами аэродромно-технического, радионавигационного и радиосвязного обеспечения. На территории страны 17 аэродромов, пригодных для базирования боевой авиации (с ВПП длиной 1800 м и более). Общая оперативная емкость их при поэскадрильном базировании составляет 300-340 самолетов тактической авиации. Два наиболее крупных аэродрома - Кларк и Манила - имеют ВПП длиной свыше 3000 м.
Кларк является одной из передовых авиационных баз ВВС США в западной части Тихого океана. На ней дислоцируются штаб 13 ВА ВВС США, 3-е тактическое истребительное и 374-е транспортное авиационные крылья, которые наиболее активно привлекаются к участию в совместных с ВВС стран АСЕАН учениях. Аэродром Манила по характеристикам ВПП и установленного на нем радионавигационного оборудования может быть использован для базирования американских стратегических бомбардировщиков типа B-S2. Авиация ВВС Филиппин дислоцируется на четырех основных аэродромах: Баса, Маниха, Мактан и Санглей-Пойнт.
Аэродромная сеть Таиланда насчитывает 15 аэродромов, пригодных для базирования современных боевых и вспомогательных самолетов, из них 11 имеют ВПП длиной более 2500 м. Общая оперативная емкость сети составляет 270-300 самолетов при поэскадрильном (18-20 машин) базировании на аэродром. Основными аэродромами базирования боевой и вспомогательной авиации Таиланда являются Бангкок, Корат, Убон, Удонтхани, Текли, Хатъяй и Пхитсанулок. Особенность аэродромной сети - наличие большого количества аэродромов с ВПП длиной более 3000 м (шесть), которые оснащены современным радионавигационным оборудованием, позволяющим выполнять полеты днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях. Для базирования американских стратегических бомбардировщиков типа В-52 пригодны два аэродрома - Бангкок и Утапао.
На территории Малайзии находится 11 аэродромов с капитальными взлетно-посадочными полосами длиной 1800 м и более, а на пяти длина ВПП превышает 2500 м. Оперативная емкость аэродромной сети составляет 200-220 самолетов тактической авиации (при поэскадрильном базировании). Подразделения и части национальных ВВС базируются на аэродромах Буттерворт (Баттеруэрт), Куантан, Куала-Лумпур, Лабуан. На аэродроме Буттерворт в соответствии с "Пятисторон-ним соглашением по обороне Малайзии и Сингапура" (1971) вместе с малайзийской авиацией дислоцируется одна авиаэскадрилья ПВО (самолеты типа "Мираж") ВВС Австралии. Для возможного базирования американских стратегических бомбардировщиков типа В-52 пригоден аэродром Джохор-Бару.
Аэродромная сеть Индонезии представлена 27 аэродромами с капитальными ВПП длиной 1800 м и более, на 10 из них длина взлетно-посадочной полосы превышает 2500 м. Ее общая оперативная емкость при поэскадрильном базировании (18-20 машин на аэродром) составляет 490-540 самолетов тактической авиации. Основные аэродромы базирования авиации ВВС - Джакарта, Мадиун, Маланг, Паканбару и Уджунгпанданг. Характерной особенностью аэродромной сети Индонезии, по свидетельству зарубежной прессы, является недостаточная оснащенность значительной части аэродромов современными средствами радионавигации и аэродромно-техни-ческого обеспечения полетов.
Для базирования боевой авиации ВВС Сингапура используются аэродромы Пая Лебар и Тентах, часть транспортных самолетов постоянно находится на аэродроме Чанги, эксплуатируемом совместно с гражданской авиацией. Руководство вооруженных сил Сингапура уделяет значительное внимание вопросам обеспечения противовоздушной обороны аэродромов базирования своей авиации. В этих целях на позициях близ авиабаз развернуты 24 пусковые установки ЗУР "Бладхаунд", 6 ПУ ЗУР "Усовершенствованный Хок", 10 ПУ ЗУР "Рапира". Для дислокации самолетов стратегической авиации США могут быть использованы аэродромы Пая Лебар и Чанги.
На территории Брунея имеется один аэродром, пригодный для базирования тактической и стратегической авиации, - Бандар-Сери-Бегаван. В настоящее время он используется гражданской авиацией в качестве международного аэропорта.
План аэродрома Утапао (Таиланд), построенного по типовому проекту
По оценке иностранных военных специалистов, основными направлениями модернизации аэродромной сети стран АСЕАН являются оснащение аэродромов современными средствами радионавигации и аэродромно-технического обеспечения, строительство укрытий для самолетов, увеличение количества одиночных и групповых стоянок, создание запасов ГСМ и боеприпасов на аэродромах базирования боевой авиации.