Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 22.11.2024, 03:52

Главная » Статьи » Архив по годам » 1987

Линейные корабли и их боевое применение

Линейные корабли и их боевое применение

Контр-адмирал Л.Васюков, кандидат военно-морских наук, доцент;
Kапитан 1 ранга П.Лапковский, кандидат военных наук, доцент

В документах XXVII съезда партии отмечается, что острейшей проблемой, стоящей сейчас перед человечеством, является проблема войны и мира. Международный империализм во главе с США продолжает наращивать беспрецедентную по масштабам гонку ядерных и других вооружений. Наиболее агрессивной политика Белого дома стала после прихода к власти администрации Р. Рейгана, которая сразу же в числе других мер милитаристского характера предприняла шаги по наращиванию военно-морских вооружений. К 1990 году планируется иметь в боевом составе ВМС 600 кораблей различных классов. Предусматривается как количественный рост сил флота, так и качественное их обновление.
Важное место в американской кораблестроительной программе отводится расконсервации, восстановлению и перевооружению линейных кораблей (ЛК) типа "Айова". Стоимость работ по вводу в строй одного такого корабля, как отмечается в зарубежной печати, соизмерима с затратами на постройку эскадренного миноносца типа "Спрюенс" (около 500 млн. долларов), но боевая эффективность линкора в 15-20 раз выше. Американские военные специалисты считают, что модернизированные линкоры смогут находиться в составе действующего флота до 2005 года.
ВВ61 "Айова", первый в серии из шести кораблей, был построен в 1943 году, затем в течение 1943-1944 годов ВМС были переданы ВВ62 "Ныо-Джерси", ВВ63 "Миссури" и ВВ64 "Висконсин". Строительство двух последних (пятого и шестого) из этой серии- ВВ65 "Иллинойс" и ВВ66 "Кентукки" - было отложено.
Каждый линкор имел на вооружении 3 трехорудийные 406-мм башни, 10 двухорудийных 127-мм башенных и 20 спаренных 40-мм артустановок. Полное водоизмещение корабля 58000 т, стандартное 45000 т, длина 270,4 м, ширина 33 м, осадка 11,6 м, энергетическая установка паросиловая четырехвальная (включает восемь котлов и четыре турбозубчатых агрегата) общей мощностью 212000 л. с. обеспечивает скорость хода 33 уз. Дальность плавания 5000 миль при скорости 30 уз и 15000 миль при 17 уз. Запас топлива 6840 т, автономность до трех месяцев. Экипаж по штатам мирного времени 1562 человек, в том числе 62 офицера.
Линейные корабли предназначались для ведения боевых действий против крупных надводных кораблей противника. Однако к концу второй мировой войны в силу возрастания роли ударных авианосцев они привлекались главным образом к выполнению задач прикрытия авианосных соединений, а также для оказания огневой поддержки при высадке морских десантов. После окончания боевых действий на Тихом океане три линкора были выведены в резерв, а ВВ63 "Миссури" использовался как учебный.
В агрессивной войне в Корее (1950 -1953) приняли участие все четыре линейных корабля. Они решали задачи по блокаде портов КНДР, контролю над морскими коммуникациями, артиллерийскому обстрелу районов сосредоточения северокорейских войск на берегу, позиций противодесантной обороны, разрушению береговых объектов. Так, например, ЛК "Висконсин" в течение февраля - марта 1952 года 43 раза вел обстрел береговых объектов, выпустив при этом 977 снарядов из орудий главного калибра. Средняя дальность стрельбы составила 30 км. Специалистами отмечается, что обстрел велся, как правило, одиночными выстрелами и тщательно корректировался. Опыт войны в Корее показал, что 406-мм орудия линейных кораблей были самыми эффективными из всех орудий американских войск, применяемых в этой войне. В период 1954-1958 годов все линкоры были поставлены на консервацию.
Линейные корабли использовались также в агрессии США против Вьетнама. Так, ЛК "Ныо-Джерси", введенный в боевой состав флота в апреле 1968 года, уже с октября начал производить обстрелы побережья и вел их с перерывами в течение 120 сут до июня 1969 года. Применение "Нью-Джерси" в боевых действиях во Вьетнаме, как заявляют американские военно-морские специалисты, было вызвано необходимостью проведения активной общей и непосредственной огневой поддержки сухопутных войск и морской пехоты, так как эти задачи, по их мнению, не могли быть достаточно аффективно решены в данных условиях другими силами.
Широкое использование крупнокалиберной артиллерии надводных кораблей против объектов на территории Вьетнама, кроме того, осуществлялось для компенсации снижения боевых вылетов авиации в периоды ухудшения погоды, а также с целью уменьшения ее потерь от воздействии средств ПВО. Стрельбы проводились главным образом по площади и без корректировки. В отдельных случаях стрельба корректировалась самолетами (вертолетами)-корректировщиками или разведывательными группами, высаживаемыми с вертолетов или подводных лодок. Огонь главного калибра линкора "Ныо-Джерси" зарубежные военные специалисты сравнивали с мощью бомбовых ударов 50 самолетов-штурмовиков. За шесть месяцев он выполнил 434 огневых удара артиллерией калибров 406 и 127 мм.
Командование американских ВМС, оценивая действия линейных кораблей во Вьетнаме, отмечало, что их способность действовать практически при любых погодных условиях, большая точность и эффективность огня по поражению защищенных целей выдвинули линкор на первое место в сравнении с полевой артиллерией, бомбардировочной и штурмовой авиацией. После окончания грязной войны во Вьетнаме ДК "Ныо-Джерси" был вновь законсервирован.
В 1981 году конгресс США в рамках очередной программы наращивания вооружений санкционировал выделение средств на расконсервацию и модернизацию линкора "Нью-Джерси" и в целом одобрил предложение командования ВМС о последовательном вводе в боевой состав трех остальных кораблей. Основанием для принятия такого решения явились лживые провокационные утверждения о "растущей угрозе со стороны ВМФ СССР". В зарубежной печати также подчеркивалось, что при относительно скромных затратах на модернизацию они могут эффективно использоваться в составе передовых группировок в дополнение к авианосным ударным группам.
В 1980 году командование ВМС США определило основные задачи линейных кораблей. Предусматривается их применение как в составе авианосных соединений, так и в качестве ядра самостоятельной корабельной ударной группы. Считается также, что они могут успешно действовать, решая задачи огневой поддержки сил десанта, защиты морских коммуникаций, завоевания господства в отдельных районах океанских (морских) ТВД. Отмечается также, что наличие на борту крылатых ракет (КР) "Томагавк" позволяет использовать корабли для нанесения ударов по вторым эшелонам и резервам сухопутных войск. В мирное время линкоры могут активно привлекаться для демонстрации силы в так называемых "жизненно важных" для США районах.
В настоящее время три линейных корабля - ВВ62 "Нью-Джерси", ВВ61 "Айова" и ВВ63 "Миссури"-после завершения первого этапа модернизации находятся в составе действующего флота, а возвращение в строй ВВ64 "Висконсин" ожидается к 1988 году. Корабли, прошедшие первый этан модернизации, имеют на вооружении: восемь четырехконтейнерных защищенных пусковых установок (ПУ) для КР "Томагавк", четыре четырехконтейнерные НУ противокорабельных ракет (ИКР) "Гарпун", три 406-мм трехорудийные и шесть 127-мм двухорудийных башенных артустановок, четыре 20-мм зенитных артиллерийских комплекса (ЗАК) ближнего действия "Вулкан-Фаланкс", три противолодочных вертолета SH-2F "Си Спрайт". Кроме того, на них были установлены новые радиолокационные станции, системы связи, управления оружием и радиоэлектронной борьбы.
Линейные корабли могут иметь на вооружении КР "Томагавк" трех модификаций. Для поражения наземных целей предназначены BGM-109A с ядерной боевой частью (БЧ) и дальностью полета до 2500 км и BGM-109C с обычной БЧ (1250 км), для поражения надводных кораблей - BGM-109B с осколочно-фугасной БЧ массой 454 кг (до 550 км).
В крылатых ракетах BGM-109A и С применяется комбинированная система наведения, основу которой составляет инерциальная навигационная система с радиовысотомером, в которую вводятся поправки от корреляционной системы ТЕРКОМ. В зарубежной печати сообщается, что точность выхода КР на цель не зависит от продолжительности полета, так как ТЕРКОМ компенсирует нарастающие со временем ошибки инерциальной системы. Ракеты "Томагавк" BGM-109B наводятся на надводный корабль также при помощи комбинированной системы, состоящей из инерциальной системы с радиовысотомером (начальный и средний участки траектории) и активной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) с запросчиком "свой - чужой" (на конечном). Скорость полета ракет 885 км/ч.
ПКР "Гарпун" RGM-84A имеет дальность стрельбы 110-130 км, система наведения принципиально не отличается от применяемой в ракете BGM-109B. Боевая часть фугасная, весит 225 кг. Крейсерская скорость полета М = 0,8.
Артиллерийские установки главного калибра (406 мм) имеют дальность стрельбы 39 км, масса снаряда 860-1225 кг, скорострельность одного ствола 2 выстр./мин; дальность стрельбы 127-мм артустановок 16,5 км, масса снаряда 25 кг, общая скорострельность башни 15 выстр./мин. 20-мм ЗАК ближнего действия "Вулкан-Фаланкс" предназначен для поражения пикирующих и низколетящих скоростных воздушных целей. Его наибольшая горизонтальная дальность стрельбы 6 км, досягаемость по высоте 2500 м, общая скорострельность комплекса (шесть стволов) 3000 выстр./мин, готовый к стрельбе боезапас 950 выстрелов.
Высокая живучесть линкора обеспечивается мощной броневой защитой: толщина брони бортов 406-482 мм, верхней палубы - 102 мм, главной - 152 мм; боевая рубка имеет броню 440 мм; лобовая броня башен главного калибра 432 мм, задней стенки - 305 мм, крыши - 184 мм.
Командование ВМС США рассматривало несколько вариантов второго этапа модернизации линкоров. Один из них предполагал демонтаж кормовой башни главного калибра, всех или части 127-мм артустановок, а также контейнерных ПУ ракет. Взамен их намечалось оборудовать ангар и полетную палубу длиной около 100 м, а также разместить единую пусковую установку вертикального пуска ракет. В этом случае корабль смог бы брать на борт 12 самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой либо столько же вертолетов.
В последнее время в зарубежной печати появились сообщения о разработке в США корабельного варианта реактивной системы залпового огня (РСЗО) ABRS (Assault Ballistic Rocket System) на базе армейской системы MLRS, предназначенной для установки на ряде надводных кораблей, в том числе и на линкорах типа "Айова". В частности, изучается возможность замены четырех 127-мм орудийных башен пусковыми контейнерами РСЗО ABRS. Стрельба будет вестись неуправляемыми ракетами на дальность до 30 км, а в последующем ее планируется довести до 90 км. Американские военные специалисты считают, что ABRS явится высокоэффективным средством для поражения скоплений живой силы, боевых бронированных машин, артиллерийских батарей, средств ПВО, управления и связи и других важных целей.
Артиллерийское вооружение предусматривается усовершенствовать за счет применения при стрельбе из 406- и 127-мм орудий новых снарядов, что, по мнению американских военных специалистов, должно повысить дальность стрельбы и точность поражения цели, а также снизить расход боеприпасов. Так, 127-мм управляемый снаряд с лазерной ГСН, снабженный реактивным двигателем, позволяет увеличить дальность стрельбы до 40 км; у 406-мм орудий она может достичь 80 км.
Зарубежные военные специалисты считают, что после модернизации линейные корабли могут решать широкий круг задач в ходе боевых действий на море. Они способны наносить удары крылатыми ракетами с ядерной и обычной боевой частью по береговым объектам и морским целям, вести артиллерийский огонь по надводным кораблям и береговым объектам. Важное значение имеет и то, что линкор обладает большой живучестью (в 4-5 раз выше, чем у авианосца).
В последние годы на учениях отрабатывается тактика применения линкоров в составе как авианосных соединений, так и корабельных ударных групп. В том и другом случае отрабатывается тесное тактическое взаимодействие с силами и средствами зональных систем противовоздушной и противолодочной обороны на ТВД. При этом особое внимание уделяется отработке совместных ударов корабельными ракетами и палубной авиацией по морским и береговым целям, а также организации всех видов обороны. Считается, что линкоры стали способны выполнять часть боевых задач, присущих ранее только авианосцам, их штурмовой авиации.
В составе авианосной группировки (АУС, АУГ) сочетание крылатых ракет линкора с обычным или ядерным зарядом и его артиллерии главного калибра со штурмовой авиацией авианосца обеспечит значительную ударную мощь при действиях против корабельных соединений, а также береговых объектов противника, при поддержке высадки морских десантов и их действиях на берегу.
Боевой порядок авианосной группировки (один - два авианосца и линейный корабль) предусматривает выдвижение линкора с кораблями охранения в направлении противника на удаление 300-500 км в целях нанесения одновременных ударов ракетами и палубными штурмовиками на дальностях 800-1000 км от авианосца по корабельным ударным группам противника. Американские специалисты для повышения надежности ПВО и НЛО ударных сил допускают возможность включения в состав такой группировки одного из авианосцев только с истребителями и противолодочными самолетами.
Опыт учений последних лет (1984-1985) подтверждает такую тактику применения линкоров. В ходе их при ведении боевых действий против надводных кораблей "противника" отрабатывались как одновременные, так и последовательные удары ракетами "Томагавк" ("Гарпун") и самолетами палубной авиации. Для выполнения одновременного удара линкор с охранением (четыре-пять надводных кораблей) выдвигался от авианосца в сторону "противника", находясь в зоне прикрытия своих истребителей. Зарубежные специалисты считают возможным привлечение для таких совместных ударов также атомных многоцелевых подводных лодок (ПЛА) типа "Лос-Анджелес", применяющих ракеты "Томагавк" или "Гарпун". Одновременный удар ракетами линкора и кораблей его охранения (крейсера УРО типа "Тикондерога", эскадренные миноносцы типа "Спрюенс"), палубных штурмовиков авианосца (16-20 самолетов) и атомных подводных лодок, по мнению иностранных военных специалистов, весьма трудно будет отразить.
Линкор очень живучий корабль. Опыт второй мировой войны полазал, что для потопления такого крупного корабля водоизмещением 45-60 тыс.т. требовалось восемь - десять торпед или шесть - восемь пятитонных авианосных фугасных бомб. Например, японский линкор "Ямато" был потоплен в апреле 1945 года только после попадания в его корпус 10 американских авиационных торпед (масса БЧ каждой около 270 кг) и около 13 авиабомб калибра 250 кг. Как показали исследования, недавно проведенные американскими специалистами, для потопления модернизированного линкора типа "Айова" необходимо одновременное попадание в него десяти торпед Мк48, что, по их мнению, маловероятно. Броневая защита корабля делает его практически неуязвимым от ПКР типа "Экзосет" (бронепробиваемость до 90 мм). Включение линкора, обладающего большой ударной мощью и живучестью, в состав авианосной группировки существенно повышает ее наступательные и оборонительные возможности, обеспечивает высокую боевую устойчивость в решении задач завоевания и удержания господства в важных районах театров военных действий, таких, как Норвежское и Средиземное море, Северная Атлантика, Индийский океан и другие, а также при защите своих океанских (морских) коммуникаций и в ряде других случаев.
Однако главную роль линкор может играть как основной боевой элемент оперативной ракетной группы (ОРГ). Такая группа может состоять из линкора, двух крейсеров УРО типа "Тикондерога", четырех-пяти эсминцев типа "Спрюенс" и фрегатов УРО типа "Оливер X. Перри". Ее может поддерживать одна ПЛА типа "Лос-Анджелес", самолеты базовой патрульной авиации и истребители берегового базирования при нахождении ОРГ в зоне их досягаемости. ОРГ обладает значительным ударным потенциалом для действий против надводных группировок и береговых объектов противника и достаточно широкими оборонительными возможностями. Сбор и обработка информации о противнике, а также обеспечение загоризонтного целеуказания производятся системой "Аутло шарк" на основе данных космического наблюдения, других источников информации (самолеты, надводные корабли и подводные лодки, береговые посты и центры и т. д.).
Система обороны ОРГ строится по зонально-обьектовому принципу с усилением на опасных направлениях. Суммарный состав се противолодочного оружия и средств поиска подводных лодок может включать: 6 - 9 корабельных гидроакустических комплексов, в том числе 3 - 4 с буксируемыми антеннами ТАКТАС; 10-14 комплектов авиационной гидроакустической аппаратуры (на вертолетах); 40-60 направляющих для стрельбы ПЛУР АСРОК и 35 - 45 труб торпедных аппаратов для противолодочных торпед.
В наиболее активной лоне противолодочной обороны (на удалении 50 - 80 .миль от линкора) поиск осуществляют корабли с антеннами ТАКТАС и корабельные противолодочные вертолеты. За этой зоной (150-200 миль) действуют противолодочные самолеты зональных сил ПЛО на театре. Не исключаются действия в дальней зоне ПЛО атомной подводной лодки типа "Лос-Анджелес". Все эти силы и средства, как считают зарубежные военные специалисты, могут обеспечить обнаружение, преследование и уничтожение до трех-четырех подводных лодок противника.
Противовоздушная оборона линкора возложена на средства ПВО кораблей охранения (ЗРК "Иджис", "Тартар" и "Си Спарроу", ЗАК "Вулкан-Фаланкс", 76- и 127-мм артустановки), истребители берегового или палубного базирования (в случае нахождения ОРГ в зоне их досягаемости). Истребители, как правило, действуют на удалениях 300-400 км. Средства ПВО ОРГ, по расчетам иностранных специалистов, способны сбить за один налет 8-12 самолетов противника и не менее 12-14 противокорабельных ракет.
Американские военные специалисты, указывая на необходимость усиления средств огневой поддержки при высадке морских десантов, подчеркивают, что лучшим решением этого вопроса будет применение линкоров. По взглядам командования ВМС США, линейные корабли до начала высадки десанта могут наносить по противнику удары крылатыми ракетами совместно с ударами палубной авиации. Для того чтобы преждевременно не раскрыть участки высадки десанта, удары наносятся на широком фронте по кораблям в море и базах, аэродромам, важным объектам системы ПВО, командным пунктам, узлам связи, ракетным и артиллерийским частям, а также по группировкам сухопутных войск. Далее линкоры будут участвовать в предварительной огневой подготовке перед высадкой, которая начинается за 1-5 сут. до нее. В этот период удары крылатыми ракетами по береговым объектам сочетаются с ударами палубных штурмовиков и самолетов авиации морской пехоты для подавления средств ПВО и ИДО, что дает возможность в дальнейшем линейным кораблям подойти к побережью для использования корабельной артиллерии.
В период огневой подготовки высадки и поддержки сил десанта на берегу поражение артиллерийским огнем основных целей производится по заявкам командира сил десанта. За 1 ч стрельбы корабль способен выпустить из девяти орудий более 1000 снарядов. При этом районы огневого маневрирования линейных кораблей могут располагаться в 20-30 км от побережья. При применении активно-реактивных снарядов это удаление может быть увеличено до 50-60 км. Поражение объектов (целей) может производиться огневыми налетами или одиночными выстрелами.
Американские военно-морские специалисты считают, что боевые возможности линейных кораблей значительно повысят ударную мощь оперативных группировок ВМС США, которые являются одним из основных инструментов проведения агрессивной внешней политики Белого дома.

Зарубежное военное обозрение 01'1987

Content-Disposition: form-data; name="html" 1
Категория: 1987 | Добавил: commi (01.06.2008)
Просмотров: 1879 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz