Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 17.10.2017, 08:42

Главная » Статьи » Архив по годам » 1987

Военно-экономические аспекты программы "Звездных войн"

Военно-экономические аспекты программы "Звездных войн"

А.Киреев, кандидат экономических наук

Стремление империализма США поставить новейшие достижения науки и техники на службу великодержавным имперским притязаниям наиболее четко проявляется в амбициозной программе создания широкомасштабной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования, известной под названием "стратегическая оборонная инициатива" (СОИ), или программа ".звездных войн" Переплавляя передовую научно-техническую мысль в оружие массового уничтожения, военно-промышленный комплекс, который все более и более овладевает политическими и экономическими рычагами власти, делает ставку на достижение военно-стратегического превосходства над социализмом путем нового рывка в гонке вооружений, теперь уже космических.
В США осуществляется невиданная доселе по масштабам экономическая и научно-техническая подготовка к ведению "звездных войн". "На фоне этого предприятия,- писал американский журнал "Ю. С. ньюс энд уорлд рипорд" прежние программы, в частности проект "Манхэттен" по созданию ядерной бомбы и программа "Аполлон" по высадке человека на Луну, кажутся ничтожными". Напомним, что проект "Манхэттен" был реализован за три года и стоил в сегодняшних ценах 10 млрд. долларов, проект "Аполлон" - 100 млрд. за восемь лет. Для осуществления же СОИ, по оценкам западных военных специалистов, потребуется значительно больший срок, а стоимость полностью развернутой системы может превысить 2 трлн. долларов.
В соответствии с этими прогнозами был построен и проект бюджетного финансирования СОИ (табл. 1). По расчетам Пентагона, только с 1984 по 1989 год США должны затратить на "звездные войны" около 26 млрд. долларов, а в целом стоимость первого этапа программы милитаризации космоса, который продлится до середины 90-х годов, достигнет примерно 69 млрд. В течение этого времени СОИ будет оставаться самой крупной "исследовательской" программой Пентагона.
Почуяв колоссальные прибыли, на предложения созданной в США Организации по осуществлению СОИ (ООСОИ) принять участие в работе по конкретным направлениям откликнулись более 260 американских промышленных корпораций и исследовательских организаций, в свою очередь привлекшие к этому бизнесу еще тысячный отряд субподрядчиков. На начало 1986 года ООСОИ уже распределила свыше 1500 контрактов, 75 проц. которых достались военно-промышленным корпорациям, 20 - правительственным лабораториям и 5 - университетам.
Со вступлением американского империализма на путь милитаризации космического пространства и без того неширокий круг основных военно-промышленных подрядчиков министерства обороны США еще более сузился. "Космические" контракты доверяются дюжине наиболее близких Пентагону корпораций, поскольку технология создания оружия для "звездных войн" должна сохраняться в строгом секрете не только от потенциальных противников США, но и от их союзников По сообщению "Аэроспейс дейли", каждый журналист, желающий взять интервью у любого работника, занятого выполнением контракта по СОИ, обязан получить предварительное разрешение у ООСОИ, а всем ученым, разрабатывающим технологию "звездных войн", вообще категорически запрещено высказываться на эту точу.

ПРОЕКТ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СОИ В 1984-1989 ФИНАНСОВЫХ ГОДАХ
Финансирование СОИ198419851986198719881989
Объем запрашиваемых средств, млн.долларов99217773790498962607405
Размер ежегодного прироста, проц.-7911332.18
Доля в расходах на НИОКР министерства обороны США, проц.4510131416

Поэтому не случайно, что в 1983 -1984 годах 87,1 проц. заказов попали в руки десяти наиболее "надежных" корпораций, шесть из которых числятся в списке 12 крупнейших подрядчиков Пентагона (табл. 2). Они провели ряд организационных мероприятий по подготовке к производству космических вооружений: в организационно-управленческую структуру введены должности вице-президентов, отвечающих за реализацию СОИ, сформированы специальные штаты сотрудников или отдельные подразделения, разрабатывающие "звездное" оружие, лоббисты корпорации орудуют в государственных органах, добиваясь наиболее выгодных заказов. В корпорациях "Боинг" и "Локхид" этой деятельностью занимаются по 600 сотрудников, и число их предполагается увеличивать по мере роста стоимости заказов. В "Рокуэл интернэшнл" создан так называемый Стратегический оборонный центр, ведущий работы но 12 направлениям СОЙ.
Не остается в стороне от "звездных" контрактов и мелкий военный бизнес. По данным OOCOИ. ему достанется около 1 проц. ассигнований на программу. Только в 1987 году мелким компаниям предполагается предоставить 150 контрактов.
Начало реализации программы "звездных войн" не связано непосредственно с известной речью Рейгана ог 23 марта 1983 года, лишь формализовавшей уже проводимые военно-космические ИИОКР и собравшей их в рамках одной стратегической программы. Теоретическая разработка основных принципов космических вооружений началась задолго до их концептуального оформления. Крупные ассигнования на создание прообраза такого оружия были сделаны еще в первые послевоенные годы как государственными, так и частными компаниями.
В разгар "холодной войны" бывший фашистский генерал У. Дорнбергер, ставший вице-президентом военно-промышленной корпорации "Белл авиэйшн", руководил в США исследованиями по созданию спутников, несущих ядерное оружие, которые можно было бы по команде "посадить" в любой точке планеты. В конце 50-х годов Пентагон провел серию из 12 испытаний противоспутниковой системы, рассматриваемой некоторыми западными специалистами как прообраз современной системы АСАТ (ASAT - Anti Satellite).
Сама идея возможности создания космических систем вооружений родилась в Ливерморской лаборатории ядерных исследований (штаг Кашфчрния). Начиная с 1974 года там проводились испытания различных компонентов космических систем, использующих в качестве оружия направленную энергию заряженных частиц. Под руководством Ливерморской лаборатории на полигоне в штате Невада в 1980 году был осуществлен ядерный взрыв, экспериментально подтвердивший теоретическую возможность создания рентгеновского лазера.

УЧАСТИЕ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ КОРПОРАЦИИ США В РЕАЛИЗАЦИИ СОИ
Наименование корпорацийСумма заказов в 1983 и 1984 финансовых годах, млн.долларовДоля участия в СОИ, проц.
"Боинг"364,322,4
"Локхид"240,214,7
"Макдоннелл Дуглас"236,814.5
ЛТВ ("Линг-Темко-Воут")211,012,9
"Теледайн"115,47,1
"Рокуэл интернэшил"88,75,4
ТРВ ("Томпсон-Рамо-Вуллидж")76,34,7
"Хьюз"34,82,1
"Авико"30,61,8
"Литтон индастриз"25,31.5
Всего1423,087,1

Частные компании, рассчитывая на выгодные контракты в будущем, вкладывали средства в создание различных элементов космического оружия еще до официального провозглашения программы "звездных войн". В результате многие системы ПВО оказались весьма схожими по конструкции и технологическим параметрам с противоспутниковым оружием. Именно это позволило американской фирме "Воут" быстро разработать и начать испытания противоспутниковой системы АСАТ (общая стоимость превышает 4,2 млрд. долларов) и в числе первых объявить о своей готовности участвовать в СОИ, намекнув, что ею уже сделаны значительные капиталовложения в предварительные исследования. А вообще, по оценкам зарубежных специалистов, крупные фирмы ежегодно расходуют до 30 млн. долларов из внутренних источников на разработки отдельных систем по программе "звездных войн".
Таким образом, большую часть ассигнований на создание оружия ПРО можно рассматривать одновременно и как инвестиции в разработку противоспутниковых систем. Затраты США на военные исследования в области ПРО в 1954 - 1983 годы -составили более 15 млрд, долларов. Только на изучение возможностей боевого применения лазеров с момента их изобретения по настоящее время Вашингтон израсходовал свыше 2 млрд.
Следовательно, первый, требующий наибольшего количества времени этап создания космического оружия начался в США уже два-три десятилетия назад. Однако, по мнению западных специалистов, учитывая технологически различный характер каждой из пяти основных подпрограмм CUM (табл. 3), было бы преждевременно констатировать, что все из них прошли этап фундаментальных исследований.
Наибольших результатов по программе СОИ Соединенным Штатам удалось достичь в создании конкретных видов вооружений. В первую очередь это касается отдельных видов боевых лазеров, разработка которых финансируется по статье "Орудие направленной энергии".
Одно из испытаний боевых лазеров состоялось в июне 1986 года. Как сообщил журнал "Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт", в ходе его была перехвачена цель, "мчавшаяся со скоростью 3200 футов в секунду". Министр обороны США К. Уайнбергер назвал этот эксперимент "первым плодом работ в рамках СОИ".
Наибольшие суммы по описываемой программе предполагается выделять на разработку средств обнаружения, захвата, сопровождения и оценки поражения целей. Контракты в данной области получили практически все основные промышленные подрядчики "звездных, войн", которым поставлена задача максимально ускорять предпроизводственный цикл. На исследования по программе СОИ в США мобилизуется крупный научный потенциал. Непосредственно созданием космических систем вооружения в 1985 году было занято более 5 тыс. высококвалифицированных научных работников. Предполагается, что их количество к 1987 году увеличится до 19 тыс. человек.
Среди государственных научно-исследовательских организаций, проводящих разработки по программе СОИ, выделяются университеты и колледжи (Гарвардский, Нью-Йоркский, Калифорнийский университеты, Массачусетский технологический институт), работающие под их эгидой национальные лаборатории ядерных исследований (Ливерморская, Лос-Аламосская, Сандийская, Хэнфордская). а также исследовательские лаборатории видов вооруженных сил США. Научными разработками в ООСОИ руководит специально созданное управление новейшей техники и технологии, которое уже распределило заказы на исследования среди более 600 университетов и научных лабораторий в США и Западной Европе.
Военно-космические HИОКР финансируются из нескольких источников, главными из которых являются министерство обороны США, официально занимающееся использованием космоса в военных целях, и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (ПАСА), формально отвечающее за гражданские проекты, а на деле, особенно с созданием пилотируемого космического корабли многоразового использования "Шаттл", активно участвующее и в военных разработках. Если в 1965 году ассигнования на космические исследования по линии НАСА превышали соответствующие вложения Пентагона в 3,3 раза, в 1980-м - уже только в 1,2 раза, то в 1982-м министерство оборони впервые опередило НАСА по объему средств, выделяемых на эти цели: Пентагон ассигновал 5,9 млрд. долларов, в то время как НАСА - 5,6 млрд.

ПРОЕКТ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДПРОГРАММ СОИ В 1984-1989 ФИНАНСОВЫХ ГОДАХ (В МЛН.ДОЛЛАРОВ)
Подпрограмма1984198519861987198819891985-1989
Средства обнаружения, захвата, сопровождения и оценки поражения целей367721149119442656333110143
Оружие направленной энергии32348910201222137714375545
Кинетическое оружие1963568701274151416835697
Системы анализа и управления боевыми действиями83991382272002881012
Обеспечивающие НИОКР231122713224536661824
Всего9921777379049896260740524221

В зарубежной печати появляются отрывочные сообщения об областях специализации отдельных исследовательских организаций. Так, в ноябре 1985 гола министерство энергетики поручило Хэнфордской лаборатории разработку компактного ядерного реактора, который сможет служить источником энергии для лазерного и других видов оружия космического базирования, Лос-Аламосская и Сандийская лаборатории впервые осуществили сложные научно-исследовательские работы по созданию лучевого оружия. Ливерморская лаборатория разработала установку ядерного синтеза с использованием лазеров и суперкомпьютера, дающую возможность моделировать ядерный взрыв.
Программным обеспечением СОИ занимается сформированная весной 1985 года так называемая комиссия по "использованию компьютеров при руководстве боевыми действиями". Ею уже реализовано десять исследовательских программ стоимостью 1 млн. долларов каждая. Результаты этих исследований имеют ключевое значение для планов милитаризации космоса, поскольку, как заявил помощник директора по космическим исследованиям федерации американских ученых Дж. Пайк, "преждевременно вкладывать значительные средства в аппаратуру для СОИ до тех пор, пока не будут решены вопросы программного обеспечения".
В числе вузов, выполняющих заказы по СОИ, на первом месте стоит Массачусетский технологический институт, получивший на 1986 финансовый год контракты на сумму 260 млн. долларов по сравнению с 60 млн. в предшествующем. Сейчас на долю исследований, финансируемых Пентагоном, приходится 16 проц. всех федеральных расходов на проведение университетских НИОКР (в 1980 году - 10 проц.).
Для структуры капиталовложений в военные НИОКР в 80-е годы характерны крупные ассигнования на работы в различных областях электроники. На эти цели, по данным французских экономистов, направляется 88 проц. средств, выделенных на НИОКР в рамках СОИ, тогда как для гражданского самолетостроения соответствующий показатель составляет всего 33 проц., для ракетостроения - 45, а для спутникостроения - 60.
Путем целевого распределения государством заказов на проведение военно-космических НИОКР в США складывается система научно-исследовательских организаций, основным направлением работы которых становится разработка оружия "звездных войн". Интеграция науки с производством происходит в рамках научно-промышленных консорциумов, создаваемых под эгидой государства. Только в первой половине 1985 года были образованы три таких консорциума. Одному из них, в который вошли университет штата Нью-Йорк, исследовательская лаборатория ВМС США и корпорация "Дженерал электрик", поручена разработка и производство новых полупроводниковых материалов, компонентов лазерного и ускорительного оружия, быстродействующей электронной аппаратуры. Два других занимаются созданием мощных источников энергии и новейшей вычислительной техники по программе СОИ.
Главные разработчики и производители космических вооружений базируются в весьма ограниченном числе штатов США. Около 95 проц. контрактов, предоставленных ООСОИ, попали всего в пять штатов: Калифорнию (45 проц.). Вашингтон (22), Техас (13), Алабаму (10) и Массачусетс (5). В этом нет ничего удивительного: сенаторы от четырех из этих штатов заседают в сенатской комиссии по делам вооруженных сил, а лоббисты военно-промышленных корпораций действуют в подкомиссии по ассигнованиям на оборону при комиссии палаты представителей по ассигнованиям.
Наиболее активную лоббистскую деятельность развивают крупнейшие аэрокосмические корпорации, выступающие главными подрядчиками СОИ. Все они располагают достаточным количеством доверенных лиц в Вашингтоне, в том числе и официально зарегистрированных при конгрессе, регулярно делают крупные отчисления в комитеты политических действий, создаваемые для финансирования предвыборных кампаний.
Получение львиной доли заказов по СОИ калифорнийскими корпорациями объясняется тем, что их лоббисты находятся в самом правительстве США. В их числе президент США Р. Рейган, который до избрания на этот пост в течение восьми лет был губернатором штата и сохранил там тесные связи с крупным военным бизнесом, а также госсекретарь Дж. Шульц и министр обороны К. Уайнбергер. работавшие ранее в корпорации "Бектел" (расположена в Калифорнии), производящей военное и промышленное оборудование.
С другой стороны, калифорнийская военная промышленность в наибольшей степени была готова к реализации заказов по СОИ поскольку традиционно в течение многих лег получала крупные контракты от Пентагона. Но данным журнала "Бритиш бизнес", калифорнийским военно-промышленным корпорациям достается 22 проц. всех заказов Пентагона, 30 проц. государственных ассигнований на НИОКР и 37 проц. средств, выделяемых па осуществление программ НАСА.
Основные предприятия и исследовательские центры, разрабатывающие космическое оружие, сосредоточены в западных и южных штатах США в непосредственной близости от экспериментального полигона ядерных исследований в районе Уайт Сэндз (штат Нью-Мексико). Этот район, а также атолл Кваджалейн (Меншикова) в Тихом океане официально зафиксированы в бессрочном Договоре об ограничении систем ПРО как единственные места для испытаний Соединенными Штатами оружия противоракетной обороны. Осуществление испытательных ядерных взрывов па полигоне в штате Невада является фактическим нарушением договора, поскольку в ходе их проведения отрабатывается технология рентгеновского лазера с ядерной накачкой, который должен стать составной частью системы ПРО космического базирования.
Исходя из интересов ВПК и постулатов "рейганомики", США прежде всего создают мощную национальную экономическую и научно-техническую базу для реализации программы СОИ.
В результате осуществления планов милитаризации космоса в рамках американского ВПК образовался своего рода "звездный комплекс", состоящий из узкого круга главных научных и промышленных подрядчиков по программе СОИ и связанной с ними верхушки государственного административного, военного и пропагандистского аппарата. Газета "Вашингтон пост" писала по этому поводу: "Звездный комплекс" надеется оградить этот новый бизнес от любой угрозы, включая политические атаки, высказывания скептиков и так далее".
Резкий рост влияния ВПК внутри Соединенных Штатов неминуемо приводит к усилению его воздействия и на внешнюю политику страны. Та же газета сообщала, что в 1988 году на каждые 100 долларов инвестиций в гражданские отрасли экономики США будет приходиться 87 долларов капиталовложений в военный сектор (по сравнению с 38 долларами в 1980 году). "Влияние ВПК, - отмечала "Вашингтон пост", - вынуждает задаться вопросом: не формирует ли он внешнюю политику США вместо того, чтобы служить ей?"
Развитие международных функции современного ВПК Соединенных Штатов проявляется в числе прочего и в их стремлении подключить к работам по программе СОН экономическим и научно-технический потенциал стран Западной Европы и Японии. Конкретные предложения на этот счет получили 18 развитых капиталистических государств. Но главную ставку Вашингтон делает на своих основных "стратегических союзников", стремясь выстроить несколько осей трансатлантической военно-космической кооперации *.
Пока свое согласие принять участие в реализации СОИ официально подтвердили Япония, Великобритания, ФРГ, Италия и Израиль (табл. 4). В то же время Франция, Канада, Дания, Норвегия, Греция и Австралия отвергли возможность своего участия в СОИ на государственном уровне, оговорившись, однако, что частные фирмы от своего лица могут заключать соглашения с США на разработку отдельных компонентов и систем "звездных войн".
Наибольший интерес для США представляет Япония, которая по многим направлениям научно-технического прогресса занимает передовые позиции в капиталистическом мире. Еще в ноябре 1983 года, то есть буквально через полгода после провозглашения СОИ, между США и Японией было подписано соглашение о сотрудничестве в области военной технологии. В соответствии с ним уже более двух лет расширяются контакты американской лаборатории ядерных исследований в Лос-Аламос с Осакским университетом в области изучения лазерных лучей. Японские представители участвуют в НИОКР Ливерморской лаборатории по исследованию нейтронных и лазерных лучей. Руководители ряда крупных промышленных корпораций Японии, не дожидаясь решения правительства, подписали контракты на выполнение работ в рамках СОИ. Однако компании "Мицубиси электрик", "Тосиба", "Хитати" и некоторые другие заявили, что, прежде чем предпринять какие-либо шаги, они подождут заключения межправительственного соглашения, которое по меньшей мере даст им возможность реимпортировать из США технику и технологию, созданную в рамках СОИ. Опасения понятны: вопрос о том, кому будут принадлежать результаты исследований, финансируемых Соединенными Штатами, но проводимых Японией, остается открытым. Добавило масла в огонь противоречий заявление "отца" водородной бомбы Э. Теллера в интервью газете "Иомури". "Если сотрудничество Японии в исследованиях в рамках СОИ не будет сопровождаться финансовым участием,- сказал он, - все новые технологические разработки будут принадлежать США".
На Европейском континенте первой в "космическую упряжку" Пентагона впряглась Великобритания, подписавшая с США в декабре 1985 года "меморандум и взаимопонимании". Однако, несмотря на слезные просьбы бывшего министра обороны Великобритании М.Хэзлтайна о гарантии английским компаниям доли в программе СОИ на сумму 1.5 млрд. долларов, американская сторона отказалась дать какие либо твердые обещания. Это вынудило министра заявить: "Британское правительство не собирается вкладывать дополнительные средства в программу СОИ, но и не может гарантировать английским предпринимателям получения в рамках этой программы контрактов, какой-либо определенной стоимости".
Тогда английская аэрокосмическая промышленность попыталась координировать действия на переговорах с США в специально созданных "клубах производителей" в той или иной отрасли. Но и здесь Вашингтон нашел противодействие. Не без американского влияния клуб компаний, производящих, например, конструкционные материалы, возглавил М. Лоус, сотрудник фирмы "Уэстленд", находящейся под контролем американской транснациональной корпорации "Юнайтедт текнолоджис".
В результате стоимость контрактов между CШA и Великобританией по программе "звездных войн" составляет пока лишь чисто символическую сумму и, как указывают английские экономисты, их объем вряд ли существенно увеличится, по крайней мере до тех пор, пока СОИ не вступит в стадии" производства "звездного оружия". В то же время Пентагон оставил за собой право проверять и засекречивать деятельность английских субподрядчиков.
Чуть позже к программе "звездных войн" на государственном уровне подключилась ФРГ, которая в марте 1986 года подписала с США соглашения об участии западногерманских фирм и институтов в исследовательских работах по СОИ и об общем технологическом обмене, После ожесточенных дебатов, прошедших в бундестаге между правительством и оппозицией, тексты обоих соглашений были опубликованы. Из их расплывчатых формулировок вытекало, что Соединенным Штатам предоставляется право контроля за экспортом из ФРГ наукоемких товаров. Известный западногерманский журнал "Штерн" писал по атому поводу: "ФРГ стала теперь 51-м штатом США. Плохо лишь то, что его граждане не могут избирать президента, от которого зависит их судьба".
Подкармливаемая заокеанскими посулами мифических технологических выгод, решение об участии в СОИ приняла и Италия. Кабинет министров разрешил итальянским фирмам бороться за контракты "звездных войн". Однако первые результаты такой борьбы оказались обескураживающими. Почти из 100 предложений итальянских фирм представители ООСОИ отобрали только четыре.
Свидетельством укрепления агрессивности американо-израильского альянса стало подписание в мае 1986 года "меморандума о взаимопонимании" между этими странами, подключающего Тель-Авив к реализации программы СОИ. Еще до заключения этого соглашения Израиль передал Пентагону 30 технических проектов, которые могли бы быть использованы для создания космического оружия. В отличие от других стран он с охотой согласился взять на себя дело расходов но сотрудничеству в области военно-космических НИОКР, тем более что между израильской военной промышленностью и американским ВПК существует тесная связь: объем субподрядных работ в Израиле по американки контрактам в 1985 году составил почти 22 млн. долларов. Израильская газета "Гаарец", превознося новый этап "стратегического сотрудничества", писала: "С помощью друзей Израиля в Америке СОИ может оказаться самой важной программой, которую когда-либо выполняли два союзника".

УЧАСТИЕ СОЮЗНИКОВ США В СОИ
СтранаОфициальный документОбласти интересов СШАКомпании-разработчикиОбъем контрактов
ЯпонияРешение кабинета министров от 9 сентября 1986 годаЛазеры высоких энергий, cуперкомпьютеры, волоконная оптика, композиционные материалы, ферритовое покрытие для самолетов, головки самонаведении портативых ракет"Тосиба", "Мапусита ФУДЗИЦУ", "Ниппон электрик", "Хитати", ТДК, "Нихон", "Нпппон телеграф энл телефон".
ФРГСовместное принципиальное соглашение между правительствами ФРГ и США. Соглашение об участии западно-германских фирм, исследовательских учреждений и других инстанций в исследованиях, связанных с СОИ от 27 марта 1986Системы стабилизации и наведения лазеров и электромагнитных пушек, системы распознавания и сопровождения целей, химические лазеры для систем ПВО малой дальности"Мессершмитт - Бельков - Блом", "Сименс", "Дорнье", "Динамит Нобель", "Рейн металл"До 50 млн.долларов на ближайшие 5 лет
ВеликобританияМеморандум о взаимопонимании, подписанный с США 5 декабря 1985 годаЛучевое оружие, оптические компьютеры, технология программного обеспечения ЭВМ, электромагнитные пусковые установки, энергоблоки космических платформ, аппаратура управления боевыми действиями и т. л. (всего 18 областей)" Бритиш аэроспейс", "Пилкингтон", "Данлоп", "Роллс-Ройс", "Дженерал электрик", "Маркони". "Плесси ", "Софтуза сайнс", "Лоджика"5 млн.фунтов стерлингов в течение 1986 года
ИталияМеморандум о взаимопонимании, подписанный с США 19 сентября 1986 годаНовые композиционные материалы, технология использования инфракрасных лучей и лазеров в военных целях, термография, компьютеры"Агуста", "Аэрмакки", "Аэриталиа", "Селениа", "Элеттроника", "Галилео", ФИАТ, "Монтэдисон", "Финмекканика".
ИзраильМеморандум о взаимопонимании, подписанный с США 5 мая 1986 годаЭлектромагнитные пушки, компактные лазерные установки, датчики космического базирования, оружие на кинетической энергии"Исраэль эркрафт индастриз", ЭЛОП, "Тадиран", "Сорек", "Исраэль милитэри индастриз", ".Текнион" и т.д. (всего около 30 компаний)На первом этапе до 150 млн.долларов

Первые результаты трансатлантической военно-космической кооперации оказались малоутешительными для союзников США - они не только не получили сколько-нибудь крупных заказов, но и оказались в сильной зависимости от решений дяди Сэма. В США был опубликован доклад федерации ученых, подготовленный по просьбе палаты представителей американского конгресса. В нем указывалось, что в 1972 - 1985 годах западноевропейские фирмы получили лишь 0,1 проц. средств, выделенных в США на разработку противоспутникового оружия. Перспектива их участия в СОИ оценивается зарубежными специалистами следующим образом: общая сумма ассигнований -на программу за период с 1986 по 1990 год достигнет 30 млрд. долларов (100 проц.), при этом страны Западной Европы надеются получить 3 млрд. (10 проц.), в действительности же они смогут получить 0,3 млрд. (1 проц.), а зарезервировано для них "отцами звездных войн" всего лить 0,03 млрд. (0,1 проц.).
Примерно половина проектов по программе СОИ подпадает пол действие статьи IX советско-американского Договора об ограничении систем ПРО, запрещающей передавать или размещать в третьих странах системы ПРО или их компоненты. Еще 33 проц. бюджета СОИ направляется на создание технологии, которыми не владеет ни одна из западноевропейских фирм. На исследования, могущие дать быструю коммерческую отдачу, направляется 13 проц. средств, поэтому маловероятно, что конгресс США согласится па подключение к ним потенциальных конкурентов американских фирм. Наконец, еще 3 проц. средств ассигнованы па организационно - административные расходы и содержание лабораторий и исследовательских центров в США,
Сторонники СОИ пытаются оправдать ее реализацию не только вымыслами о "советской угрозе", но и успокоить американского обыватели обещаниями о ее положительном влиянии на развитие экономики и занятость рабочей силы. Однако в действительности реализация программы "звездных войн" негативно скажется на экономике не только западноевропейских государств и Японии, но и самих Соединенных Штатов. СОИ не сможет придать импульс хозяйственному развитию Америки, поскольку сама программа будет чрезвычайно капиталоемкой. В условиях колоссальною дефицита платежного баланса и астрономического государственного долга конгресс США предпринимает попытки уменьшить расходную часть бюджета. Существенным сокращениям подвергаются и бюджетные запросы президента по финансированию СОИ. Но тем не менее она остается одним из самых весомых факторов непроизводительной растраты государственных средств.
Экономическая история обнаруживает также четкую обратную зависимость между размерами военных расходов государств и темпами прироста их экономики.
Сторонники СОИ утверждают, что ее реализация приведет к резкому скачку в области новейшей технологии, которая сможет применяться как в военных, так и в гражданских целях. Для рекламы этой идеи в ООСОИ даже создано специальное подразделение, призванное "изучать невоенное применение технологии СОИ". Однако сами же западные экономисты признают, что военно-промышленные разработки крайне редко могут найти гражданское применение. В этой связи трудно не согласиться с выводом Совета экономических приоритетов (нью-йоркская консультативная фирма) о том, что СОИ - "великая небесная кормушка", а возможность использования новых технологий в мирных целях - "пустой звук, чтобы мобилизовать поддержку этой программы народом".
Наконец, реализация СОИ не приведет и к существенному увеличению занятости, поскольку на нынешнем этапе НТР рост военного производства происходит по пути повышения его технологической емкости и, следовательно, совершенствования научно-технического уровня участвующих в нем работников. Поэтому даже увеличение ассигнований на военные цели на порядок не может гарантировать адекватного прироста рабочих мест.
Как свидетельствует зарубежная печать, разработка и развертывание Соединенными Штатами космических систем оружия приведет не только к новому витку гонки вооружений и осложнению мирового политического климата, но и к дальнейшей милитаризации международных экономических отношений капиталистических стран. Структурная деформация экономики США в результате осуществления агрессивных планов милитаризации космоса приведет к обострению социально-классовых антагонизмов, ухудшению положения народных масс.
Это все белее осознают трезвомыслящие представители научного и делового мира США. Более 6,5 тыс. американских ученых и технических специалистов, в том числе 15 лауреатов Нобелевской премии, объявили о своем нежелании участвовать в программе "звездных войн". Даже в Массачусетском технологическом институте, занимающем первое место в списке вузов, работающих по контрактам Пентагона, против СОИ высказались 116 профессоров и преподавателей, в том числе 42 проц. сотрудников физического факультета и 32 проц. - математического. "Я считаю программу СОИ технологически безнадежной, - заявил один из участников кампании протеста против "звездных войн" профессор физики этого института Ф. Лоу. - СОИ представляет собой попытку одурачить всю страну".
Интересам мира и безопасности всех народов соответствует не наращивание военно-экономических приготовлений к ведению "звездных войн", а достижение соглашения об ограничении и сокращении вооружений, недопущении милитаризации космического пространства. За это последовательно борются Советский Союз, все миролюбивые силы мира. "Если бы американцам удалось втянуть мир в гонку космических вооружений, - заявил М. С. Горбачев, - какими бы терминами они ни обозначались - "оборонительными" или иными, это наверняка привело бы к предельно рискованной дестабилизации всей военно-стратегической ситуации. Угроза человечеству приобрела бы качественно новые смертоносные параметры. Никто не имеет права закрывать на это глаза".

Зарубежное военное обозрение 01'1987

Категория: 1987 | Добавил: commi (01.06.2008)
Просмотров: 1249 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz