Планы развития ВВС Израиля
Полковник В. Уткин
Израиль - главный форпост международного империализма на Ближнем Востоке -
продолжает наращивать мощь своих вооруженных сил. При этом первостепенное
внимание уделяется дальнейшему развитию ВВС, которые являются важнейшим
средством осуществления крайне агрессивной политики сионистских кругов страны.
В
настоящее время, по данным западной прессы, в военно-воздушных силах Израиля (с
учетом резерва, учебных частей и подразделений) насчитывается почти 700
реактивных тактических истребителей и штурмовиков, до 90 военно-транспортных
самолетов (из них четыре заправщика: два КС-130Н и два КС-707*), около 80 легких
вспомогательных и свыше 100 учебно-тренировочных самолетов, а также более 200
вертолетов различного назначения. Численность личного состава превышает 28000
человек.
Развитие ВВС страны идет в направлении дальнейшего наращивания боевой мощи. Для
решения этой задачи израильские правящие круги проводят ряд мероприятий,
основными из которых являются совершенствование самолетного парка (увеличение
количества и улучшение тактико-технических характеристик самолетов),
модернизация имеющихся и внедрение новых средств разведки, управления и
радиоэлектронной борьбы (РЭБ), совершенствование бортового авиационного оружия,
повышение уровня боевой подготовки личного состава.
Первое из перечисленных мероприятий планируется осуществить главным образом за
счет поставок новых и модернизации состоящих на вооружении самолетов. При этом
особое значение придается боевой авиации.
Согласно сообщениям журнала "Авиэйщн уик энд спейс текнолоджи", сейчас в боевом
составе ВВС Израиля имеется 21 тактическая истребительная авиационная
эскадрилья, в том числе две вооружены американскими истребителями F-15 "Игл" (39
самолетов), три-F-16 "Файтинг Фалкон" (72), пять - F-4E "Фантом-2" (133), четыре
- штурмовиками А-4 "Скайхок" различных модификаций (130), две - "Мираж-3" (40) и
пять - разработанными и построенными в Израиле истребителями-бомбардировщиками "Кфир"
(150). Таким образом, на вооружении этих подразделений состоят 564 самолета. В
дру гих частях и подразделениях насчитывается более 70 боевых и учебно-боевых
самолетов А-4 и ТА-4 "Скайхок", свыше 50 "Кфир" и 13 тактических
самолетов-разведчиков RF-4E "Фантом-2".
По
заключению некоторых американских экспертов, указанного количества боевых
самолетов вполне достаточно для решения любых задач. Израильские же военные
специалисты, внешне будто бы соглашаясь с этой оценкой, заявляют, что уже в
ближайшее время, а тем более в 90-х годах такой самолетный парк не будет
удовлетворять потребностям страны. Основная причина, по их мнению, заключается в
том, что свыше 80 проц. состоящих на вооружении тактических истребителей и
штурмовиков к середине 90-х годов значительно устареют и будут находиться на
уровне развития техники тридцатилетней давности. К этим самолетам они относят
А-4, F-4 и "Кфир".
Оправдывая таким образом политику наращивания своих ВВС, руководство Израиля
разработало программу (до 2000 года) закупок в США и строительства на
собственных заводах новых, более совершенных боевых самолетов.
На
первом этапе (до 1986 года) предусматривается за счет поставок из Соединенных
Штатов самолетов F-15 (см. рисунок) и F-16 (см. цветную вклейку) и выпуска своих
тактических истребителей "Кфир" последних модификаций (С.2 и С.7) довести
самолетный парк боевых авиационных частей и подразделений до более чем 700
единиц. По данным западной прессы, к 1986 году в их боевом составе будет 49
тактических истребителей F-15, 144 F-16, 220 "Кфир" и около 300 F-4 и А-4.
К
1991 году планируется постепенно уменьшить количество находящихся на вооружении
самолетов F-4 и А-4. Первые намечается заменить более совершенными ударными
вариантами самолетов F-15 и F-16-F-15E и F-16E-или новыми американскими
тактическими истребителями F-18L. В случае необходимости предполагается
модернизировать и Оснастить новыми двигателями до 60 самолетов F-4. Штурмовики
А-4 будут заменяться главным образом истребителями-бомбардировщиками "Кфир-С.2".
Всего к концу этого этапа в строю намечается оставить около 100 самолетов F-4 и
примерно 60 А-4.
В
результате проведения перечисленных мероприятий общее количество самолетов в
боевых частях и подразделениях несколько сократится, но, по заявлению
представителей командования ВВС Израиля, никогда не будет меньше 600,
На
третьем этапе перевооружения (с начала 90-х годов) предполагается приступить к
замене самолетов "Кфир" новыми многоцелевыми тактическими истребителями "Лави"
(работы по созданию этого самолета ведутся в Израиле полным ходом, причем при
активной помощи американских авиастроительных фирм). Их серийное производство
планируется начать в 1990 году и к концу столетия построить 300 машин. Кроме
того, развитие ВВС будет осуществляться за счет продолжения поставок авиационной
техники из США. В частности, израильская военщина намерена получить от своего
старшего партнера не менее 300 истребителей F-16 различных модификаций и большое
количество другого оружия. Одновременно с совершенствованием самолетного парка
намечается провести и ряд организационных мероприятий.
Как отмечает зарубежная печать, снимаемые с вооружения самолеты будут
распределяться следующим образом: одни предусматривается передать в активный
резерв, за счет которого можно быстро усилить штатные или сформировать новые
авиационные части и подразделения; другие - складировать для восполнения потерь
или использования а качестве источников запасных частей, а третьи
предназначаются для продажи заинтересованным странам.
По
взглядам иностранных военных экспертов, возможности и эффективность авиации в
современных условиях в значительной степени зависят от наличия и умелого
применения разнообразных технических средств разведки, РЭБ, управления и связи.
Американские специалисты подчеркивают, что при ведении боевых действий против
соседних арабских государств ВВС Израиля широко использовали упомянутые выше
средства.
Для решения задач воздушной разведки, помимо обычных тактических
самолетов-разведчиков RF-4E и нескольких EV-10D, в израильских ВВС имеется
четыре самолета радио- и радиотехнической разведки, созданных на базе
транспортных машин Боинг 707 и С-130, четыре самолета дальнего радиолокационного
обнаружения (ДРЛО) и управления Е-2С "Хокай". Кроме того, они располагают
значительным количеством аэростатов и беспилотных летательных аппаратов, а также
наземных разведывательных постов и центров, оснащенных соответствующей
аппаратурой. Все эти элементы сведены практически в единую систему сбора,
обработки, передачи и отображения данных.
Как специальные, так и боевые самолеты израильских ВВС в той или иной мере
оснащены разнообразными средствами РЭБ: обнаружительными приемниками, станциями
постановки пассивных и активных помех и другими. Учитывая опыт прошедших войн,
командование ВВС Израиля уделяет большое внимание дальнейшему развитию
упомянутых выше средств. В частности, проводятся работы по их модернизации,
закупаются в США и создаются новые, более эффективные образцы. Развивается также
сеть наземных органов разведки, управления и линий связи.
Арсенал бортового авиационного оружия постоянно пополняется, и главным образом
за счет поставок из-за океана, а также выпуска некоторых образцов на собственных
предприятиях. На вооружении ВВС Израиля имеются практически все виды обычного
современного авиационного оружия, в том числе управляемые ракеты "Свйдвиндер", "Спарроу",
"Шафрир" и другие класса "воздух - воздух", "Мейверик", "Шрайк", "Буллпап"
класса "воздух - земля".
США, поддерживая агрессивную политику Израиля по отношению к соседним
независимым арабским государствам, не скупятся на поставки ему новейших образцов
оружия. Тем самым они усиливают военную мощь вооруженных сил страны,
подталкивают ее к развязыванию военных авантюр, в процессе которых применяется и
испытывается это оружие. Так, по сообщениям зарубежной печати, во время агрессии
Израиля против Ливана в 1982 году была испытана американская авиационная бомба
объемного взрыва ("вакуумная"). Жертвами ее стали мирные ливанские жители и
палестинские беженцы. Кроме того, в стране ведутся работы (не без помощи США) по
созданию собственных авиационных боеприпасов и систем оружия более совершенных
видов и типов.
Касаясь вопроса об уровне подготовки личного состава израильских ВВС, западная
пресса отмечает, что он имеет большой опыт ведения боевых действий, который
приобрел во время развязанных Тель-Авивом агрессивных войн и различных
провокаций против соседних арабских государств. Дальнейшее повышение
боеготовности предполагается осуществлять путем совершенствования систем
обучения в процессе повседневной подготовки авиационных частей и подразделений,
а проверку проводить во время учений и маневров. В основном же готовность
личного состава к ведению боевых действий проверяется во время фактических
налетов израильской авиации на мирные города, селения и объекты сопредельных
арабских государств.
В
настоящее время ареной необъявленной войны является территория Ливана. Самое
активное участие в ней принимают ВВС Израиля. Их самолеты регулярно совершают
разведывательные полеты над ливанской столицей, долиной Бекаа и другими районами
страны. Нередко осуществляются налеты с применением оружия, а результате которых
гибнут мирные жители и наносится значительный материальный ущерб. Все это
делается по указке и с одобрения американской администрации для поддержания
напряженности в данном регионе.
Зарубежное военное обозрение №8 1984
|