Использование минного оружия на Средиземном море
Капитан лейтенант А.Колпаков,
капитан-лейтенант В.Сидоренков
Важное место в милитаристских планах Пентагона и союзников США по агрессивному
блоку НАТО занимает Средиземное море, соединяющее Европу, Азию и Африку,
Атлантический и Индийский океаны. Оно является главным звеним Южно-Европейского
ТВД, который рассматривается как один из основных плацдармов ведения войны
против СССР я других стран социалистического содружества, как важнейшая опорная
база для борьбы с национально-освободительным движением на Ближнем Востоке.
Значительная протяженность береговой линии и разобщенность сухопутных территорий
этого театра - основные факторы, определяющие особое значение ВМС в системе
вооруженных сил блока в данном регионе. Наличие же разветвленной сети ВМБ,
пунктов базирования и портов, расположенных в географически выгодных районах,
создает благоприятные условия для их базирования и развертывания, а также
ведения боевых действий.
Иностранные военные специалисты считают, что боевые действия на море примут
широкий размах, будут вестись на воде, под водой и в воздухе с применением как
обычного, так и ядерного оружия и будут носить наступательный или оборонительный
характер.
Одним из эффективных средств борьбы, как подчеркивается в западной прессе,
явятся мины, которые позволят создать в том или ином районе Средиземноморья
благоприятный для своей стороны оперативный режим, вынудят противника к
расходованию больших ресурсов на противоминную оборону и, кроме того, окажут на
него сильное психологическое воздействие.
По
сообщениям зарубежной печати, минное оружие предусматривается использовать при
решении ударными и объединенными ВИС НАТО на ТВД следующих основных задач:
завоевание и удержание господства на море, нарушение коммуникаций противника,
блокада Черноморских проливов и установление контроля над Гибралтарским
проливом, прикрытие своих путей сообщения, ВМБ и портов, усиление
противодесантной обороны побережья. К минным постановкам будут привлекаться
авиация, подводные лодки и надводные корабли из состава флотов Турции, Греции.
Италии, Франции, Испании, Великобритании и США (6-й флот).
Мины планируется применять в активных и оборонительных награждениях,
рассчитанных на длительный срок, а также в заграждениях тактического характера
для кратковременного воздействия на противника при проведении отдельных
операций. Активные заграждения намечается выставлять прежде всего авиацией и
подводными лодками в водах, контролируемых противником, на возможных маршрутах
развертывания его корабельных группировок и путях перехода десантных отрядов и
конвоев в виде барьеров, а также в местах вероятных стоянок кораблей - в виде
банок. Оборонительные заграждения предполагается ставить надводными кораблями в
контролируемых своими силами водах (в первую очередь на подходах к
десантно-доступным участкам побережья, ВМБ и портам, в проливных зонах).
Постановка мин может производиться как заблаговременно, до начала боевых
действий, так и в ходе войны.
Натовские военные специалисты подчеркивают, что характер использования минного
оружия на Средиземном море ввиду его особых физико-географических условий будет
иметь свою специфику.
Средиземное море занимает площадь 2500 тыс. км2. Его протяженность с запада на
восток 3800 км, с севера на юг до 3800 км, преобладающие глубины 2400-3600 м
(максимальная - 5121 м). Проливами, узкостями, островами, архипелагами и
изгибами береговой черты оно делится на моря, наиболее известные из которых -
Лигурийское, Тирренское, Ионическое, Адриатическое и Эгейское. Вероятными
районами постановки мин, как отмечается в иностранной прессе, считаются
центральная и южная части Эгейского моря, Гибралтарский, Тунисский и
Черноморские проливы, подходы к десантно-доступным участкам побережья, ВМБ и
портам (см. рисунок).
Ключевыми позициями Южно-Европейского ТВД, имеющими, по оценке командования
блока, стратегическое значение, являются зоны Гибралтарского и Черноморских
проливов и центральной части Средиземного моря. Удержание контроля над ними
предполагает проведение комплекса мероприятий по недопущению прорыва подводных
лодок противника из Атлантики в Средиземное море и выхода его кораблей из
Черного моря, а также блокаду проливов центральной части Средиземного моря.
Гибралтарский пролив - важный узел морских коммуникаций, соединяющих Средиземное
море с Атлантическим океаном. Его длина 65 км, наименьшая ширина 14 км. Глубины
пролива (на фарватере 338-1181 м) допускают постановку современных якорных мин.
В зарубежной прессе отмечалось, что имеется детальный план его блокады под
условным наименованием "Фортресс гейт", основные пункты которого регулярно
отрабатываются на учениях объединенных ВМС НАТО типа "Тест гейт". К минным
постановкам может привлекаться более 20 кораблей и вспомогательных судов, свыше
20 самолетов и вертолетов из состава ОВС НАТО в Иберийской Атлантике и ударных
ВМС НАТО на Средиземном море.
Проливная зона центральной части Средиземного моря включает Тунисский,
Мессинский и Мальтийский проливы. Тунисский пролив является естественным
проходом между восточным и западным бассейнами Средиземного моря. Наиболее узкий
его участок, находящийся между о. Сицилией и м. Бон на Африканском побережье,
имеет ширину около 140 км и глубины 50-570 м. Считается, что большую часть
пролива можно заминировать. Мессинский пролив (минимальная ширина 2,5 км) -
дополнительная обходная трасса на пути из западной части моря в восточную.
Глубины (от 80 до 400 м) позволяют осуществлять постановку донных и якорных мин.
Мальтийский пролив (глубины 50-150 м) тоже может быть блокирован указанными
минами. По свидетельству западной прессы, минные постановки здесь будут
производиться главным образом надводными кораблями и самолетами итальянских ВМС,
а также авианосной авиацией 6-го флота США.
Из
морей центрального бассейна Средиземного моря наиболее пригодным для постановки
мин считается Адриатическое. Минные заграждения в нем могут быть выставлены в
его мелководной северной части (глубины 30-170 м), на подходах к ВМБ и портам.
Географические условия Восточного Средиземноморья, по мнению зарубежных
специалистов, благоприятствуют осуществлению морских операций по ограничению
маневра сил противника и их уничтожению. Такие действия предполагается проводить
на выходе из Черного моря и в районе Эгейского архипелага, а также на подходах к
Суэцкому каналу.
Черноморская проливная зона включает проливы Босфор, Дарданеллы и расположенное
между ними Мраморное море. Общая ее протяженность около 300 км. Босфор имеет
длину 30 км, ширину 0,7-3,3 км. Глубины посередине пролива 27,5- 121 м, а у
самых берегов нередко бывают и 10 м, иногда встречаются отмели, песчаные косы и
банки (например, против Бююкдере и Ускюдара). Мраморное море имеет форму
эллипса, его протяженность с запада на восток более 200 км, с севера на юг до 85
км. Оно глубоководное, около Принцевых о-вов, к северу от п-ова Капыдагы глубина
1200 м, в южной части 50- 100, а перед входом в пролив Дарданеллы 30-50 м.
Последний (его длина свыше 60 км, ширина 1,3 - 7 км) соединяет Мраморное море с
Эгейским. Через него проходит фарватер глубиной 53 -106 м.
Командование НАТО планирует осуществлять блокаду Черноморских проливов прежде
всего силами ВМС Турции и Греции с возможным привлечением, в случае угрозы их
захвата, американского флота. Расположение ВМБ этих стран, по его мнению,
позволяет держать под контролем не только непосредственно проливную зону, но и
дальние подступы к ней. Широкое применение в блокадных действиях найдет минное
оружие. Считается, что оно должно использоваться одновременно в проливной и
предпроливной зонах, в нескольких важных, но относительно ограниченных районах с
тем, чтобы не допустить в них силы флота противника при любых условиях и с
различных направлений. Минные заграждения будут выставляться поэтапно (сначала в
Босфоре, затем в Мраморном море и Дарданеллах) и прикрываться развернутыми на
выгодных позициях береговыми артиллерийскими батареями.
Для постановки мин в зоне проливов ВМС Турции и Греции, по оценке иностранных
специалистов, способны развернуть более 50 проц. состава сил флота (около 100
боевых кораблей, включая девять минных заградителей, и 20 базовых патрульных
самолетов). При необходимости их действия будут поддерживаться ударными ВМС НАТО
на Средиземном море. Почти все турецкие и греческие корабли могут брать на борт
мины, что позволяет достаточно гибко и быстро производить минные постановки.
Пункты базирования тральщиков, минных и сетевых заградителей ВМС Турции
находятся в районе Бейкоз. Здесь же, а также в Дарданеллах (Чанаккале) имеются
склады мин и боносетевого имущества. Расположение складов минного оружия в
непосредственной близости от вероятных районов минирования позволяет
рассредоточить минные заградители и другие корабли-постановщики по пунктам
складирования, быстро принять мины и за короткий период осуществить их
постановку.
Блокада Черноморских проливов, по расчетам командования НАТО, дает возможность
выиграть время и усилить свою группировку за счет переброски морем сил усиления
с других ТВД, а также путем маневра силами в пределах Средиземного моря.
Защита проливной зоны постоянно отрабатывается на различных учениях турецких
вооруженных сил и ОВС блока. На проводившихся в последние годы натовских
учениях, например "Дип фарроу", "Саут экспресс", "Мармара экспресс", "Эдвенчер
экспресс" и других, ставилась цель отработать вопросы усиления группировки
сухопутных войск стран-участниц в зоне Черноморских проливов.
Глубины Эгейского моря (средние 400- 600 м), за исключением прибрежных участков
и подходов к портам, не позволяют ставить донные неконтактные мины, но допускают
постановку якорных. К постановке минных заграждений могут привлекаться корабли и
самолеты греческих и турецких ВМС, авианосная авиация американского 6-го флота.
Важное стратегическое значение в Восточном Средиземноморье имеет Суэцкий канал.
Он является восточным входом в Средиземное море и частью кратчайшего морского
пути между Европой и Дальним Востоком. В случае войны канал очень легко может
быть блокирован минами, что и было сделано в период второй мировой войны (30
января 1941 года немецкая авиация произвела постановку 11 неконтактных донных
мин, на которых подорвалось четыре корабля), а также во время израильской
агрессии на Ближнем Востоке в 1956 и 1967 годах.
О
возможности минирования Средиземного моря свидетельствует опыт двух мировых
войн. Если в ходе первой здесь было выставлено примерно 26 000 мин, то на
протяжении второй - уже 100 000.
Планируя активное применение мин при ведении боевых действий в этом районе,
военно-политическое руководство Североатлантического блока выделяет значительные
средства на их разработку и производство. Как сообщалось в иностранной печати,
на вооружении ВМС Турции, Греции, Италии и Испании находятся в основном
американские мины устаревших образцов: Мк25, Мк18, Мк27, МкЗб, Мк52, Мк55, Мк56
и другие. В последние годы интенсивно разрабатываются и уже серийно выпускаются
мины собственной конструкции. В частности, в Италии разработаны донные
неконтактные мины MR-80 и VSSM 600. На вооружении ВМС Франции имеются донные
неконтактные мины МСТ15, МСС23С, ТСМ3510. В ВМС США проходят испытания донная
мина "Куикст-райк" и реактивно-всплывающая IWDM, совершенствуется мина "Кэптор"
Мк60, налажено производство самотранспортирующейся мины SLMM. Кроме того,
ведется разработка многозарядного противотрального устройства, предназначенного
для защиты минных полей с якорными минами. Особое внимание уделяется созданию
универсальных (но носителям) мин, повышению их противотральной стойкости и
увеличению срока их нормального функционирования после постановки.
Предусматривая широкое использование минного оружия в боевых действиях на
Средиземном море, командование НАТО в то же время придает большое значение
развитию его носителей. К минным постановкам планируется привлекать не только
силы из состава ВМС и ВВС Турции, Греции, Италии и 6-го флота США, но и Испании,
Франции, Великобритании. Это приспособленные для постановки мин самолеты базовой
патрульной авиации (американский "Орион", английский "Нимрод", итальянский "Атлантик",
испанский и греческий "Альбатрос", итальянский и турецкий "Треккер") и
авианосной (американские "Интрудер"", "Корсар" и "Викинг"), а также
стратегические бомбардировщики В-52 ВВС США. Кроме того, предусматривается
привлекать к минным постановкам военно-транспортные самолеты США С-130 после
некоторого их переоборудования. Для этих же целей в широких масштабах могут быть
использованы и торговые суда, переоборудованные в минные заградители.
Средиземное море хорошо оснащено в навигационном отношении. Его радиотехнические
средства (радиомаяки и радиолокационные системы), береговые и плавучие
навигационные знаки дают возможность осуществлять минные постановки с высокой
точностью далее в сложных метеорологических условиях.
Командование ВМС НАТО большое внимание уделяет выработке единой тактики
применения мин. Сообщается, что в этой связи создана специальная рабочая группа
по разработке общих принципов использования минного оружия на морских ТВД. Кроме
того, эти вопросы решались в ходе многочисленных учений национальных флотов и
ВМС блока, в их числе "Дисплей детерминэйшн", "Оунн гейт", "Тест гейт", "Дамсел
феэ", "Дон пэтрол", "Олив нуар", "Детерент форс", "Дип фарроу" и другие.
Все это свидетельствует о твердом намерении натовских заправил активно
использовать минное оружие в ходе боевых действий на Средиземном море.
Зарубежное военное обозрение №12 1983
|