Десантно-высадочные катера на воздушной
подушке
Капитан 2 ранга в отставке С.Остроградский
Правящие круги США совместно с руководством агрессивного блока НАТО постоянно
наращивают свои десантные силы. Так, в послание годы затрачиваются значительные
средства на работы по общей программе создания быстроходных амфибийных десантных
сил AALS (Amphibious Assault Lauding System) и частной программе создания
десантно-высадочных катеров на воздушной подушке (КВП) AALC (Amphibious Assault
Landing Craft.
Командования ВМС и морской пехоты США полагают, что состоящие в настоящее время
на вооружении десантно-высадочные катера типов LCU, LCM, LVT и LCVP (скорость
хода 9 — 12 уз) не удовлетворяют современным требованиям. Они имеют малую
скорость хода и поэтому значительное время находятся на воде с десантом, что в
боевой обстановке может привести к большим потерям морских пехотинцев. Так, при
проведении ряда десантных операций на Тихом океане во время второй мировой войны
потери личного состава в первом броске достигали 90 проц., а в последующих — 20
проц.
Американские специалисты считают, что в современных условиях районы стоянки и
маневрирования десантных кораблей должны располагаться на удалении 25 — 30 миль
от побережья и быть практически неуязвимыми для береговой артиллерии противника.
Время выхода десантных катеров из доковых камер кораблей или выгрузки с судов,
используемых в десантной операции, должно быть минимальным. Катера на воздушной
подушке должны на большой скорости (50 уз и более) с грузом (54—68 т) на борту
направляться к береговой черте, преодолевать прибойную зону при состоянии моря
до 4 баллов и продолжать движение в глубь побережья к заранее назначенным
районам высадки морских пехотинцев с вертолетов.
Как полагают военные специалисты США, во время высадки десанта КВП, создаваемые
по программе AALC, будут доставлять на необорудованное побережье противника
танки, самоходную артиллерию, бронетранспортеры, грузовики и другую военную
технику, а также материальные средства. При необходимости они смогут перевезти
несколько сот человек морских пехотинцев, а в особо сложных ситуациях больше.
Предусматривается использовать такие КВП со стапель-палуб современных десантных
кораблей или с грузовых судов.
|
Десантно-высадочные катера на воздушной подушке JEFF-A и JEFF-B во время
испытаний |
.
Программа AALC, осуществлявшаяся е 1965 года, предусматривала на первом этапе
выбор катеров перспективных типов. R результате в 1968 году командование ВМС США
одобрило наиболее оптимальный вариант КВП со следующими основными
характеристиками: полезная нагрузка 54 т (при перегрузке 68 т), скорость 50 уз
(при волнении моря 2 балла), дальность плавания 200 миль (четырехчасовая
автономность), преодолеваемая высота прибоя 2,4 м, главные размерения должны
быть такими, чтобы катера могли размещаться в доковых камерах современных
десантных кораблей-доков.
К
выполнению работ по указанной программе на конкурсной основе были привлечены две
американские фирмы - «Аэроджет дженерал корпорейшн» и «Белл аэроспейс компания,
имеющие большой опыт создания КВП и придерживающиеся соответственно
«судостроительного» и «авиационного» принципов конструирования. Опытные образцы
катеров получили обозначения JEFF-A и JEFF-B. Предусматривалось провести их
сравнительные испытания, а также решить вопрос о разработке и строительстве
серии десантно-высадочных катеров с улучшенными характеристиками.
В
1977 году после постройки и приемосдаточных испытаний катера JEFF-A и JEFF-B
(рис. 1 и 2) были переданы испытательному подразделению ВМС США в Панама-Сити
(штат Флорида) для тренировки экипажей и дальнейших проверок.
Оба катера имели заданные грузоподъемность, скорость хода и дальность плавания,
мореходность. Главные размерения (JEFF-A — 29,3X14,6X7,0 м, JEFF-B —
26,4X14,3X7,15 м) позволяли размещать их в док-камерах десантных кораблей ВМС
США типов LHA, LPD и LSD. У обоих КВП высота гибкого ограждения 1,52 м, ширина
грузовой палубы 8,3 м, полная мощность главной энергетической установки 6X3750
л. с., номинальная 6X2800 л. с.
Эти катера различаются по конструкции, в частности корпусом, гибким ограждением,
двигательно-движительным комплексом и системой управления.
Основой корпуса для обоих КВП является герметичный понтон высотой 1,4—1,5м
(осадка без груза 0,8 м и с полным грузом 1 м), имеющий бортовые надстройки по
всей длине. Центральная его часть представляет собой открытую сверху грузовую
платформу с носовыми и кормовыми аппарелями. На ней предусмотрено размещение в
три ряда десантируемой техники и оружия. Платформы изготовлены из различных
антикоррозионных сплавов (на КВП JEFF-A она сварная, а на JEFF-B клепаная).
Главная энергетическая установка, электроэнергетическая система, система подъема
и другие системы этих катеров размещены в их бортовых надстройках. На JEFF-A
есть две рубки управления, расположенные в носовой части по обоим бортам, а на
JEFF-B — одна по правому борту. Их гибкое ограждение изготовлено из нейлоновой
ткани с резиновым покрытием, но различается по конструкции. Главная
энергетическая установка КВП включает шесть легких и компактных газотурбинных
двигателей. На JEFF-A принята раздельная схема систем подъема и движения (восемь
'центробежных вентиляторов одностороннего всасывания диаметром 1,2 м), на JEFF-B
— совмещенная (четыре центробежных вентилятора двустороннего всасывания
диаметром 1,5 м).
В
качестве движителей на КВП первого типа используются четыре воздушных вин-га
переменного шага (диаметр 2,3 м) на поворотных пилонах в аэродинамических
насадках, а второго — два четырехлопастных воздушных винта переменного шага
(диаметр 3,6 м) на неподвижных пилонах в аэродинамических насадках.
КВП JEFF-A управляется путем поворота пилонов движителей попарно (носовых и
кормовых). При скорости хода 50 уз поворот пилонов обеспечивает радиус
циркуляции катера, составляющий 550 — 640 м, а реверс винтов — выбег,
достигающий около 640 м. В аварийных ситуациях за счет отключения системы
создания воздушной подушки выбег может быть сокращен до 255 м. Рубки управления
оборудованы кондиционерами и имеют хорошую звукоизоляцию. Экипаж шесть человек.
Транспортируемая техника загружается и разгружается через носовую (ширина 6,5 м)
и кормовую (8,3 м) аппарели с углом установки на грунте 15°. Автономность
JEFI7-A в режиме движения на воздушной подушке 4 ч, з водоизмещающем режиме 12
ч. КВП рассчитан на преодоление прибойной волны высотой 2,4 м, может также
эксплуатироваться при высоте волны в море до 2 м и выдерживать в дрейфе волнение
5 баллов.
JEFF-B управляется с помощью четырех вертикальных аэродинамических рулей,
установленных по два за каждой насадкой винта, изменения шага винтов и
специальных струйных рулей. Экипаж шесть человек. Погрузка и выгрузка боевой
техники выполняется через носовую (ширина 8,5 м) и кормовую (4,4 м) аппарели.
Мореходные качества обоих катеров примерно одинаковы.
Испытания, в ходе которых КВП дооборудовались, а также демонстрировались их
боевые возможности, проводились специальным подразделением ВМС США при участии
фирм-поставщиков и других организаций в три этапа (всего 340 ч ходового
времени).
Первый — проведение всесторонних мореходных испытаний, определение величины
различных физических полей КВП (акустического, электромагнитного и других);
выполнение наземных испытаний по маневрированию в стесненных условиях,
преодолению препятствий и т. п.; выход КВП на побережье и сход с него на воду
через прибойную зону в различных условиях. Второй ~ погрузка и выгрузка на берег
различной десантируемой техники и подразделений морской пехоты. Третий —
отработка входа КВП в десантный транспорт-док LSD32 «Спигел Гроув» и выхода из
него.
Первое испытание КВП JEFF-A проводилось в октябре 1978 года в районе Панама-Сити
(штат Флорида) с целью проверки его управляемости и способности маневрировать на
малых скоростях хода.
В
ноябре 1978 года завершились трехдневные совместные испытания JEFF-A и
десантного корабля-дока «Спигел Гроув». было отмечено, что катер вошел в
кормовые ворота этого корабля и занял место на палубе без использования
специального приспособления, установленного на нем для контроля за прохождением
КВП внутрь доковой камеры.
В
марте 1979 года была проведена оценка результатов технических усовершенствований
на КВП JEFF-A (увеличение тяги движителей, особенно при реверсе, очистка воздуха
перед поступлением в газотурбинные двигатели, значительное уменьшение количества
брызг), а также проверялись режимы автоматического и ручного управления.
КВП JEFF-B испытывался в режиме на воздушной подушке в Мексиканском заливе с
полезной нагрузкой 60 т (скорость достигла 62 уз). Была выявлена возможность
эксплуатировать катер с двумя отключенными двигателями (из шести), а также
отмечались хорошие разгонные характеристики и маневренность, что объяснялось
благоприятным влиянием имеющихся на нем носовых подруливающих устройств.
Осенью 1978 года проводились трехсуточные испытания КВП JEFF-B и десантного
корабля-дока «Спигел Гроув», на котором было установлено специальное устройство
AID, обеспечивающее контроль положения катера относительно стенок доковой
камеры. JEFF-B (ширина 14,3 м) свободно входил в камеру, имеющую ширину 15,24 м.
Были отработаны также техника ввода КВП в корабль-док, приемы необходимых
перемещений внутри доковой камеры как с использованием устройства AID, так и без
него. Кроме того, определялись температура и состояние акустической среды при
нахождении КВП на стапель-палубе дока и при работе его двигателей в разных
режимах. Испытания позволили установить критерии для проектирования
вентиляционной системы и выработать требования по защите от шума экипажа
строящегося десантного корабля-дока типа LSD41. КВП JEFF-B преодолевал прибойную
полосу с грузом 60 т, маневрировал над необорудованным побережьем, доставлял
грузы в назначенные пункты (в состав полезной нагрузки входили наземные
транспортные средства и тяжелая артиллерия). На суше он двигался над
препятствиями и неровностями высотой более 1,5 м.
Боевые возможности обоих опытных десантно-высадочных КВП демонстрировались
осенью 1979 года в районе Панама-Сити. При этом оба они перемещались над водной
поверхностью и успешно преодолевали полосу прибоя со скоростью, превышающей 45
уз, пересекали песчаные дюны высотой 3 м и направлялись в глубь территории в
назначенные пункты, которые располагались на удалении до 8 миль (15 км) от уреза
воды, имея на борту танк М60 весом около 50 т, джип и подразделение морской
пехоты. Отмечается, что КВП хорошо маневрировали на необорудованном побережье,
проходя кустарники, береговой тростник, а затем выходили в назначенные места
выгрузки техники.
Демонстрировались также многочисленные входы и сходы катеров в море из дока
десантного корабля-дока «Спигел Гроув» как при стоянке корабля на якоре, так и
при его движении со скоростью 8 уз.
В
процессе испытаний производилась погрузка и выгрузка разнообразной военной
техники и снаряжения, в том числе джипов, грузовых автомашин, различных грузов,
артиллерии, а также танка М60. Кроме того, была установлена возможность
доведения полезной нагрузки до 70 т при ходе над сушей к месту высадки десанта.
Командование ВМС и морской пехоты США положительно оценило выполнение Программы
AALC и результаты испытаний. Подчеркивалось, что КВП JEFF не являются головными
в серии, а будут использованы в качестве базовых при разработке других
транспортно-амфибийных средств для морской пехоты США, а также катеров по
программе LCAC - Landing Craft Air Cushion (в настоящее время катера полным
весом 160 т уже строятся). Принято предварительное решение о базировании на
Атлантическом побережье в районе Кэмп-Лэджен (штат Виргиния) и на Тихоокеанском
в районе Кэмп-Пендлтон (Калифорния) более 100 таких десантно-высадочных катеров
на воздушной подушке. Оба пункта будут находиться пределах 50 миль от баз
амфибийных сил флотов и обслуживаться 900 человеками каждый.
Зарубежное военное обозрение №2 1983 |