Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 03.12.2024, 21:12

Главная » Статьи » Архив по годам » 1983

Десантно-высадочные катера на воздушной подушке

Десантно-высадочные катера на воздушной подушке

Капитан 2 ранга в отставке С.Остроградский

Правящие круги США совместно с руководством агрессивного блока НАТО постоянно наращивают свои десантные силы. Так, в послание годы затрачиваются значительные средства на работы по общей программе создания быстроходных амфибийных десантных сил AALS (Amphibious Assault Lauding System) и частной программе создания десантно-высадочных катеров на воздушной подушке (КВП) AALC (Amphibious Assault Landing Craft.

Командования ВМС и морской пехоты США полагают, что состоящие в настоящее время на вооружении десантно-высадочные катера типов LCU, LCM, LVT и LCVP (скорость хода 9 — 12 уз) не удовлетворяют современным требованиям. Они имеют малую скорость хода и поэтому значительное время находятся на воде с десантом, что в боевой обстановке может привести к большим потерям морских пехотинцев. Так, при проведении ряда десантных операций на Тихом океане во время второй мировой войны потери личного состава в первом броске достигали 90 проц., а в последующих — 20 проц.

Американские специалисты считают, что в современных условиях районы стоянки и маневрирования десантных кораблей должны располагаться на удалении 25 — 30 миль от побережья и быть практически неуязвимыми для береговой артиллерии противника. Время выхода десантных катеров из доковых камер кораблей или выгрузки с судов, используемых в десантной операции, должно быть минимальным. Катера на воздушной подушке должны на большой скорости (50 уз и более) с грузом (54—68 т) на борту направляться к береговой черте, преодолевать прибойную зону при состоянии моря до 4 баллов и продолжать движение в глубь побережья к заранее назначенным районам высадки морских пехотинцев с вертолетов.

Как полагают военные специалисты США, во время высадки десанта КВП, создаваемые по программе AALC, будут доставлять на необорудованное побережье противника танки, самоходную артиллерию, бронетранспортеры, грузовики и другую военную технику, а также материальные средства. При необходимости они смогут перевезти несколько сот человек морских пехотинцев, а в особо сложных ситуациях больше. Предусматривается использовать такие КВП со стапель-палуб современных десантных кораблей или с грузовых судов.

Десантно-высадочные катера на воздушной подушке JEFF-A и JEFF-B во время испытаний

. Программа AALC, осуществлявшаяся е 1965 года, предусматривала на первом этапе выбор катеров перспективных типов. R результате в 1968 году командование ВМС США одобрило наиболее оптимальный вариант КВП со следующими основными характеристиками: полезная нагрузка 54 т (при перегрузке 68 т), скорость 50 уз (при волнении моря 2 балла), дальность плавания 200 миль (четырехчасовая автономность), преодолеваемая высота прибоя 2,4 м, главные размерения должны быть такими, чтобы катера могли размещаться в доковых камерах современных десантных кораблей-доков.

К выполнению работ по указанной программе на конкурсной основе были привлечены две американские фирмы - «Аэроджет дженерал корпорейшн» и «Белл аэроспейс компания, имеющие большой опыт создания КВП и придерживающиеся соответственно «судостроительного» и «авиационного» принципов конструирования. Опытные образцы катеров получили обозначения JEFF-A и JEFF-B. Предусматривалось провести их сравнительные испытания, а также решить вопрос о разработке и строительстве серии десантно-высадочных катеров с улучшенными характеристиками.

В 1977 году после постройки и приемосдаточных испытаний катера JEFF-A и JEFF-B (рис. 1 и 2) были переданы испытательному подразделению ВМС США в Панама-Сити (штат Флорида) для тренировки экипажей и дальнейших проверок.

Оба катера имели заданные грузоподъемность, скорость хода и дальность плавания, мореходность. Главные размерения (JEFF-A — 29,3X14,6X7,0 м, JEFF-B — 26,4X14,3X7,15 м) позволяли размещать их в док-камерах десантных кораблей ВМС США типов LHA, LPD и LSD. У обоих КВП высота гибкого ограждения 1,52 м, ширина грузовой палубы 8,3 м, полная мощность главной энергетической установки 6X3750 л. с., номинальная 6X2800 л. с. Эти катера различаются по конструкции, в частности корпусом, гибким ограждением, двигательно-движительным комплексом и системой управления.

Основой корпуса для обоих КВП является герметичный понтон высотой 1,4—1,5м (осадка без груза 0,8 м и с полным грузом 1 м), имеющий бортовые надстройки по всей длине. Центральная его часть представляет собой открытую сверху грузовую платформу с носовыми и кормовыми аппарелями. На ней предусмотрено размещение в три ряда десантируемой техники и оружия. Платформы изготовлены из различных антикоррозионных сплавов (на КВП JEFF-A она сварная, а на JEFF-B клепаная).

Главная энергетическая установка, электроэнергетическая система, система подъема и другие системы этих катеров размещены в их бортовых надстройках. На JEFF-A есть две рубки управления, расположенные в носовой части по обоим бортам, а на JEFF-B — одна по правому борту. Их гибкое ограждение изготовлено из нейлоновой ткани с резиновым покрытием, но различается по конструкции. Главная энергетическая установка КВП включает шесть легких и компактных газотурбинных двигателей. На JEFF-A принята раздельная схема систем подъема и движения (восемь 'центробежных вентиляторов одностороннего всасывания диаметром 1,2 м), на JEFF-B — совмещенная (четыре центробежных вентилятора двустороннего всасывания диаметром 1,5 м).

В качестве движителей на КВП первого типа используются четыре воздушных вин-га переменного шага (диаметр 2,3 м) на поворотных пилонах в аэродинамических насадках, а второго — два четырехлопастных воздушных винта переменного шага (диаметр 3,6 м) на неподвижных пилонах в аэродинамических насадках.

КВП JEFF-A управляется путем поворота пилонов движителей попарно (носовых и кормовых). При скорости хода 50 уз поворот пилонов обеспечивает радиус циркуляции катера, составляющий 550 — 640 м, а реверс винтов — выбег, достигающий около 640 м. В аварийных ситуациях за счет отключения системы создания воздушной подушки выбег может быть сокращен до 255 м. Рубки управления оборудованы кондиционерами и имеют хорошую звукоизоляцию. Экипаж шесть человек. Транспортируемая техника загружается и разгружается через носовую (ширина 6,5 м) и кормовую (8,3 м) аппарели с углом установки на грунте 15°. Автономность JEFI7-A в режиме движения на воздушной подушке 4 ч, з водоизмещающем режиме 12 ч. КВП рассчитан на преодоление прибойной волны высотой 2,4 м, может также эксплуатироваться при высоте волны в море до 2 м и выдерживать в дрейфе волнение 5 баллов.

JEFF-B управляется с помощью четырех вертикальных аэродинамических рулей, установленных по два за каждой насадкой винта, изменения шага винтов и специальных струйных рулей. Экипаж шесть человек. Погрузка и выгрузка боевой техники выполняется через носовую (ширина 8,5 м) и кормовую (4,4 м) аппарели. Мореходные качества обоих катеров примерно одинаковы.

Испытания, в ходе которых КВП дооборудовались, а также демонстрировались их боевые возможности, проводились специальным подразделением ВМС США при участии фирм-поставщиков и других организаций в три этапа (всего 340 ч ходового времени).

Первый — проведение всесторонних мореходных испытаний, определение величины различных физических полей КВП (акустического, электромагнитного и других); выполнение наземных испытаний по маневрированию в стесненных условиях, преодолению препятствий и т. п.; выход КВП на побережье и сход с него на воду через прибойную зону в различных условиях. Второй ~ погрузка и выгрузка на берег различной десантируемой техники и подразделений морской пехоты. Третий — отработка входа КВП в десантный транспорт-док LSD32 «Спигел Гроув» и выхода из него.

Первое испытание КВП JEFF-A проводилось в октябре 1978 года в районе Панама-Сити (штат Флорида) с целью проверки его управляемости и способности маневрировать на малых скоростях хода.

В ноябре 1978 года завершились трехдневные совместные испытания JEFF-A и десантного корабля-дока «Спигел Гроув». было отмечено, что катер вошел в кормовые ворота этого корабля и занял место на палубе без использования специального приспособления, установленного на нем для контроля за прохождением КВП внутрь доковой камеры.

В марте 1979 года была проведена оценка результатов технических усовершенствований на КВП JEFF-A (увеличение тяги движителей, особенно при реверсе, очистка воздуха перед поступлением в газотурбинные двигатели, значительное уменьшение количества брызг), а также проверялись режимы автоматического и ручного управления.

КВП JEFF-B испытывался в режиме на воздушной подушке в Мексиканском заливе с полезной нагрузкой 60 т (скорость достигла 62 уз). Была выявлена возможность эксплуатировать катер с двумя отключенными двигателями (из шести), а также отмечались хорошие разгонные характеристики и маневренность, что объяснялось благоприятным влиянием имеющихся на нем носовых подруливающих устройств.

Осенью 1978 года проводились трехсуточные испытания КВП JEFF-B и десантного корабля-дока «Спигел Гроув», на котором было установлено специальное устройство AID, обеспечивающее контроль положения катера относительно стенок доковой камеры. JEFF-B (ширина 14,3 м) свободно входил в камеру, имеющую ширину 15,24 м. Были отработаны также техника ввода КВП в корабль-док, приемы необходимых перемещений внутри доковой камеры как с использованием устройства AID, так и без него. Кроме того, определялись температура и состояние акустической среды при нахождении КВП на стапель-палубе дока и при работе его двигателей в разных режимах. Испытания позволили установить критерии для проектирования вентиляционной системы и выработать требования по защите от шума экипажа строящегося десантного корабля-дока типа LSD41. КВП JEFF-B преодолевал прибойную полосу с грузом 60 т, маневрировал над необорудованным побережьем, доставлял грузы в назначенные пункты (в состав полезной нагрузки входили наземные транспортные средства и тяжелая артиллерия). На суше он двигался над препятствиями и неровностями высотой более 1,5 м.

Боевые возможности обоих опытных десантно-высадочных КВП демонстрировались осенью 1979 года в районе Панама-Сити. При этом оба они перемещались над водной поверхностью и успешно преодолевали полосу прибоя со скоростью, превышающей 45 уз, пересекали песчаные дюны высотой 3 м и направлялись в глубь территории в назначенные пункты, которые располагались на удалении до 8 миль (15 км) от уреза воды, имея на борту танк М60 весом около 50 т, джип и подразделение морской пехоты. Отмечается, что КВП хорошо маневрировали на необорудованном побережье, проходя кустарники, береговой тростник, а затем выходили в назначенные места выгрузки техники.

Демонстрировались также многочисленные входы и сходы катеров в море из дока десантного корабля-дока «Спигел Гроув» как при стоянке корабля на якоре, так и при его движении со скоростью 8 уз.

В процессе испытаний производилась погрузка и выгрузка разнообразной военной техники и снаряжения, в том числе джипов, грузовых автомашин, различных грузов, артиллерии, а также танка М60. Кроме того, была установлена возможность доведения полезной нагрузки до 70 т при ходе над сушей к месту высадки десанта.

Командование ВМС и морской пехоты США положительно оценило выполнение Программы AALC и результаты испытаний. Подчеркивалось, что КВП JEFF не являются головными в серии, а будут использованы в качестве базовых при разработке других транспортно-амфибийных средств для морской пехоты США, а также катеров по программе LCAC - Landing Craft Air Cushion (в настоящее время катера полным весом 160 т уже строятся). Принято предварительное решение о базировании на Атлантическом побережье в районе Кэмп-Лэджен (штат Виргиния) и на Тихоокеанском в районе Кэмп-Пендлтон (Калифорния) более 100 таких десантно-высадочных катеров на воздушной подушке. Оба пункта будут находиться пределах 50 миль от баз амфибийных сил флотов и обслуживаться 900 человеками каждый.

Зарубежное военное обозрение №2 1983

Категория: 1983 | Добавил: target (29.05.2008) | Автор: К-н 2 р-га С.Остроградский
Просмотров: 4957 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz