Противолодочная оборона авианосной группы
Контр-адмирал А. Пушкин, кандидат военно-морских наук;
И. Насканов
Важную роль в осуществлении экспансионистских планов правящих кругов США и
других стран НАТО играют авианосцы - главная ударная сила флота в обычных
войнах, высокоподготовленный резерв стратегических сил во всеобщей ядерной войне
и важнейший инструмент достижения в мирное время политических целей путем
демонстрации военной мощи.
Значение таких кораблей было убедительно продемонстрировано во второй мировой
войне, которая подтвердила их широкие возможности в вооруженной борьбе на море и
в расширении сферы действий ВМС на приморских направлениях. Вместе с тем она
показала, что серьезную угрозу для авианосцев представляют подводные лодки, в
результате боевой деятельности которых было потеряно 19 из 42 кораблей этого
класса, уничтоженных в 1939-1945 годах (На счету авиации 47.6 проц. потопленных
и 92 проц. поврежденных авианосцев, а подводных лодок - 45.2 и 3.5 проц.
соответственно).
Успешное решение задач авианосцами, отмечалось в иностранной печати, было
возможно лишь при надежном их прикрытии другими кораблями и родами сил флота.
Причем особое внимание уделялось противовоздушной (ПВО) и противолодочной (ПЛО)
обороне авианосных соединений.
В
современных условиях с учетом опыта второй мировой войны и вследствие повышения
боевых возможностей подводных лодок защита авианосцев от подводного противника,
по мнению американских военных специалистов, приобрела еще большее значение. При
организации ПЛО авианосцев учитываются следующие обстоятельства: высокая
скорость хода, практически неограниченная дальность плавания и автономность
современных подводных лодок; возможность обнаружения авианосцев как средствами,
имеющимися на самих лодках, так и теми, которые устанавливаются на других
носителях, в том числе и на ИСЗ; большая дальность действия средств поражения,
применяемых лодками (у современных торпед, имеющих системы самонаведения, - 10
миль, у противокорабельных ракет - в несколько раз больше).
Противолодочная оборона осуществляется надводными кораблями, самолетами пазовой
патрульной и палубной противолодочной авиации, атомными подводными лодками.
Кроме того, в интересах ПЛО предполагается активно использовать существующие и
разрабатываемые стационарные и позиционные системы дальнего обнаружения
подводных лодок. Так, в США создана система дальнего гидроакустического
наблюдения СОСУС, позволяющая обнаружить лодку путем выделения ее шумов на фоне
шума океана и других кораблей, находящихся в это время в данном районе. Западные
военные специалисты считают, что при обнаружении лодки двумя или тремя приемными
устройствами системы предполагаемый район ее местонахождения будет иметь площадь
100 кв. миль.
В
дополнение к СОСУС в США разработана, прошла испытания и с 1983 года должна
вводиться в строй маневренная система дальнего гидроакустического обнаружения
лодок (проект СУРТАСС), которая будет включать 12 специальных судов T-AGOS,
оснащенных гидроакустическими комплексами с буксируемыми антенными решетками
(строительство их уже ведется). Суда предполагается использовать в тех районах
Мирового океана, где стационарные средства обнаружения не установлены или их
эффективность недостаточна.
В
иностранной прессе отмечается, что возможности ГАС с вмонтированными в корпус
надводных кораблей и подводных лодок приемными устройствами достигли своего
предела, поэтому в соответствии с программой ТАСС разработаны буксируемые
антенные решетки, с помощью которых можно избавиться от помех, создаваемых шумом
и вибрацией корабельных агрегатов и корпуса, и значительно увеличить дальность
действия гидроакустических комплексов. Сообщается также, что в США завершены
исследования по созданию временной позиционной системы гидроакустического
наблюдения RDSS, которая будет применяться следующим образом. На предполагаемых
маршрутах движения лодок с самолетов "Орион" или "Викинг" будут сбрасываться
гидроакустические буи (на глубинах моря до 5 тыс. м с интервалом 45 миль).
Барьер из них даст возможность в течение шести месяцев передавать информацию о
подводной обстановке на береговые центры. В качестве ретрансляторов намечается
использовать самолеты или ИСЗ. При необходимости буи могут быть выбраны
надводными кораблями и гидросамолетами или самозатоплены.
Судя по материалам западной печати, противолодочная оборона авианосной группы
является зонально-объектовой, то есть сочетает оборону как района, так и объекта
(авианосца и других кораблей). При этом под обороной района некоторые натовские
специалисты понимают не только ПЛО района боевого маневрирования или маршрута
перехода авианосной группы, но и блокаду соответствующих проливов и узкостей с
целью недопущения выхода подводных лодок противника в открытый океан.
|
Организация противолодочной обороны авианосца (объекта):
1 - авианосец; 2 - корабли охранения; 3 - палубный вертолет; 4 - атомная
подводная лодка; 5 - палубный противолодочный самолет; 6 - базовый
патрульный самолет; 7 - подводная лодка противника |
|
Рис. 2. Поиск подводной лодки противника палубными
вертолётами в зоне ближнего обнаружения: А - район возможного применения
подводной лодкой оружия; Б - зона возможного преследования лодки до её
выхода на позицию залпа; В - обследуемый район; Г - не обследуемый район
при перелёте вертолёта в последующие точки зависания |
|
Маршруты патрулирования самолетов палубной
противолодочной авиации: А - одна машина; Б - две |
|
Рис. 4. Маршруты полётов самолётов палубной
противолодочной авиации за приделами радиуса действия базовой патрульной
авиации: А - восемь минут; Б - десять; В - 12 |
Боевой порядок и характер использования сил охранения зависит прежде всего от их
состава и поставленных задач, ожидаемого противодействия противника, а также
особенностей маршрута перехода и района боевых действий. В интересах ПЛО
авианосных групп предусматривается применять как гидроакустические средства
обнаружения подводных лодок (корабельные, авиационные, стационарные), так и
неакустические (магнитные обнаружители, РЛС, системы ИК видения и т. д.),
которые регистрируют различные физические поля лодки или ее кильватерный след.
Противолодочная оборона района по маршруту перехода авианосной группы
обеспечивается базовыми патрульными самолетами, совершающими полеты впереди по
курсу и на флангах, а также смешанными авиационно-корабельными поисково-ударными
группами (палубные противолодочные самолеты и вертолеты, атомные подводные лодки
и надводные корабли), тесно взаимодействующими со стационарной и позиционной
системами гидроакустического наблюдения.
Противолодочная оборона района боевого маневрирования авианосцев ведется как
собственными силами и средствами, так и базовой патрульной авиацией. При этом
сохраняется принцип построения обороны с концентрацией сил и средств на
направлении наибольшей угрозы. Размещение сил охранения, по мнению специалистов
НАТО, должно обеспечивать максимально эффективное использование ими оружия и
надежную защиту авианосца от ударов подводных лодок противника.
Наиболее трудной задачей в общей системе борьбы с лодками является их
обнаружение, классификация и выдача целеуказания на применение противолодочного
оружия. Обнаружив цель, самолет атакует ее, одновременно сообщая на авианосец и
корабли охранения об установленном контакте. В район последнего обнаружения
немедленно направляются другие противолодочные самолеты, вертолеты и надводные
корабли. Считается, что атака по данным первоначального обнаружения не всегда
может быть успешной, поэтому для уточнения местонахождения лодки применяются
радиогидроакустические буи (РГБ) и магнитные обнаружители. Вертолеты занимают
позиции по окружности, охватывающей район предполагаемого нахождения лодки, а
затем, маневрируя по спирали, сближаются и обследуют его с помощью опускаемых
ГАС, для чего периодически снижаются до 4,5-6 м над поверхностью моря.
Преимущества авиационных систем поиска - большой радиус действия, высокая
мобильность и скрытность. Авиационные опускаемые и буксируемые гидроакустические
станции работают в условиях значительно меньших помех и отличаются большей
эффективностью, чем корабельные.
Использование вертолетов значительно расширяет возможности корабельных
поисково-ударных групп (КПУГ) по обнаружению подводных целей и длительному
слежению за ними и существенно увеличивает вероятность поражения лодки
противолодочным оружием.
Противолодочная оборона авианосца (объекта) организуется в ближней и дальней
зонах. Она ведется прежде всего кораблями (крейсера, эскадренные миноносцы,
фрегаты, подводные лодки), палубной противолодочной и базовой патрульной
авиацией (рис. 1).
Основная задача сил ближнего охранения - не допустить использования лодкой
противника оружия (ракет и торпед). Она решается в первую очередь надводными
кораблями и палубными вертолетами. При этом корабли используют ГАС в активном
режиме. Чтобы создать сплошное кольцо гидроакустического наблюдения, они
располагаются друг от друга на расстоянии, равном 1,75 дальности действия ГАС.
На переходе морем, когда скорость хода кораблей достаточно высока (свыше 20 уз),
усиливается охранение в носовых секторах походного ордера, так как данное
направление считается наиболее вероятным для атак подводных лодок. Дальность
обнаружения их кораблями ближнего охранения и палубными вертолетами может
достигать 40 миль от центра ордера.
Вертолеты, как правило, следуют впереди по курсу кораблей ближнего охранения,
периодически зависая над водной поверхностью и прослушивая подводную среду.
Организация обследования района вертолетами, а в перспективе кораблями на
подводных крыльях (КПК) и воздушной подушке (КВП) приведена на рис. 2.
В
зоне дальнего противолодочного охранения поиск подводного противника ведется
пассивными гидроакустическими средствами стационарных систем, авиации, подводных
лодок н надводных кораблей, поскольку дальность обнаружения под водой посылок
ГАС значительно превосходит дальность обнаружения ею лодки, и последняя,
заблаговременно установив факт поиска, может уклониться от сил охранения и выйти
в атаку на охраняемый объект. Поэтому силы дальнего охранения используют
гидроакустические станции и комплексы в активном режиме только после обнаружения
лодки пассивными средствами для ее классификации и уточнения местонахождения,
чаще всего при выходе в атаку.
С
учетом возможного сближения современных подводных лодок с авианосными группами
на скоростях, превышающих скорость надводных кораблей, в зависимости от
обстановки выделяются соответствующие силы для обеспечения ПЛО группы па
кормовых курсовых углах.
В настоящее время, как отмечается в зарубежной прессе, для ПЛО авианосных групп
предусматривается широко применять атомные подводные лодки, которые обладают
высокой скоростью хода и скрытностью действий, оснащены современными ГАС и могут
осуществлять довольно устойчивую связь с надводными кораблями. Следуя в
подводном положении на определенном расстоянии от кораблей охранения и
поддерживая с одним из них звукоподводную связь, они способны эффективно вести
поиск и уничтожать подводного противника. Определение оптимальных условий работы
гидроакустических средств, связанных с особенностями распространения звука в
морской воде, производится различными измерителями скорости звука, зонографами,
лучеграфами и термобатиграфами. Для поражения подводного противника используются
ракеты-торпеды САБРОК и самонаводящиеся торпеды.
Атомные подводные лодки, как считают американские военные специалисты,
выдвинутые на позиции в 40-90 милях (75-165 км) по курсу от центра походного
ордера, могут обнаруживать подводные лодки противника, идущие со скоростью 33
уз, на расстоянии до 55 миль.
В пределах 100 миль (185 км) от авианосца по курсу авианосной группы поиск
подводного противника осуществляет палубная противолодочная авиация (до 1/3 всех
имеющихся на авианосцах противолодочных самолетов). При организации
патрулирования этими самолетами большое значение имеет четкое планирование
полетов по времени и маршрутам, которые не должны быть известны противнику. Эти
маршруты назначаются таким образом, чтобы палубные противолодочные самолеты
имели возможность несколько раз приближаться к корабельному охранению группы, а
интервал между очередным приближением к силам ближнего охранения не превышал 2
ч, а еще лучше 1 ч. Маршрут полета отдельного самолета не должен содержать
большого количества галсов (рис. 3).
Палубные противолодочные самолеты "Викинг", время полета которых составляет до 6
ч, при отработке задач поиска подводных лодок в условиях мирного времени
находятся в воздухе, как правило, по 3,5 ч. За пределами их зоны поиска впереди
по курсу и на флангах авианосной группы патрулируют (при наличии возможности)
один-два самолета базовой патрульной авиации.
В
западной печати подчеркивалось, что силы охранения современной авианосной группы
могут контролировать акваторию радиусом 350 миль и обеспечивать здесь надежную
оборону авианосца от ударов разнородных сил противника.
По
мнению натовских военных специалистов, включение в будущем в состав авианосных
групп авианесущих кораблей - носителей самолетов с вертикальным или укороченным
взлетом и посадкой, которые будут вести поиск и уничтожение подводных лодок,
существенно повысит боевую устойчивость и возможности авианосцев. Расположение
таких кораблей впереди и по флангам на соответствующем расстоянии от охраняемого
авианосца для более надежного обеспечения ПЛО и других видов обороны даст
возможность авианосной группе выполнять поставленную задачу и в случае
уничтожения или вывода из строя авианосца. Часть вертолетов и самолетов с
вертикальным или укороченным взлетом и посадкой сможет перебазироваться с него
на другие авианесущие корабли и действовать оттуда.
Судя по материалам американской прессы, следует ожидать, что правящие круги США
будут добиваться выделения средств для строительства таких кораблей и побуждать
к этому союзников, чтобы надежно прикрыть свои авианосные группы с наименьшей
затратой собственных средств.
Как известно, к 1975 году все противолодочные авианосцы в США были исключены из
боевого состава флота и выведены в резерв. Командование ВМС объясняло это тем,
что переоборудованные из авианосцев типа "Эссекс", вступивших в строй в
1942-1946 годах, они к началу предшествующего десятилетия имели значительную
изношенность корпусов и энергетического оборудования, а их модернизация
требовала неоправданно больших расходов. Поскольку роль других средств ПЛО в
общей системе борьбы с подводными лодками повысилась, дальнейшая эксплуатация
данных кораблей с учетом критерия "стоимость/эффективность" была признана
нерентабельной.
Однако, по свидетельству зарубежной печати, взгляды командования ВМС США на
перспективы использования палубной авиации в составе противолодочных сил флота
не изменились. Более того, как утверждают американские специалисты, в случае
потери некоторых береговых баз и при необходимости сосредоточения крупных сил
противолодочной авиации на короткое время или проведения непрерывного
патрулирования в течение длительного периода в районах, находящихся за пределами
радиуса действия базовой патрульной авиации, палубные противолодочные самолеты
могут стать наиболее эффективным средством борьбы с лодками. Они обследуют океан
вокруг авианосной группы, ведя поиск в выделенных секторах. Организация поиска
подводной лодки в зависимости от количества выделенных палубных самолетов
показана на рис. 4.
Считается, что современные подводные лодки для борьбы с надводными кораблями
противника наряду с торпедами будут широко применять противокорабельные ракеты,
что создает практически постоянную угрозу с воздуха для авианосных групп.
Поэтому в странах Запада активно разрабатываются комбинированные средства
борьбы, которые бы одновременно предназначались для поражения как подводных, так
и воздушных целей.
При организации ПЛО авианосных групп во второй мировой войне и в первые
послевоенные годы, как правило, применялся круговой ордер, направление движения
которого в случае необходимости (уклонение от атак противника, обеспечение
взлета и посадки самолетов) можно было изменить без перемены мест кораблей в
боевом порядке. При этом эскадренные миноносцы, используемые прежде всего как
противолодочные корабли, действовали на удалении приблизительно до дистанции
залпа торпед подводных лодок, а при угрозе воздушного нападения
концентрировались вокруг авианосцев, чтобы встретить самолеты противника плотным
огнем зенитной артиллерии.
В
настоящее время, чтобы решить одновременно весь комплекс проблем обороны
авианосных групп, принимая во внимание возросшие старости и дальности
обнаружения, а также учитывая применение современных средств поражения и
необходимость сосредоточения сил на направлении наибольшей угрозы, командование
ВМС США, отказавшись от геометрически правильных походных ордеров, приняло
систему рассредоточенных боевых порядков, в которых сохраняется лишь усредненное
взаимное положение кораблей.
Поскольку возможности оружия и техники постоянно возрастают, их эффективная
реализация в условиях боевых действий требует надежного и четкого взаимодействия
всех связанных с использованием этого оружия и техники звеньев. Судя по
материалам иностранной печати, анализ многочисленных конкретных тактических
ситуаций периода второй мировой войны и проведенных в послевоенное время учений
свидетельствует о том, что возможности современных средств вооруженной борьбы на
море, заложенные в них проектировщиками и создателями, при учете всех
объективных обстоятельств и различных "человеческих факторов" (физиологических,
психологических и т. д.) реализуются, как правило, лишь на 20 проц. В связи с
этим требуется четкая организация и надежное взаимодействие сил и средств,
привлекаемых к противолодочной обороне авианосных групп. Подчеркивается, что
необходима централизация таких функций, "как сбор, обобщение и анализ данных
наблюдения, контроль за местонахождением своих сил и поддержание надежной связи
с ними.
Интеграция сведений, поступающих от береговых центров ПЛО, центров океанской
системы наблюдения и центров обработки разведданных ВМС, осуществляется
командными пунктами командующих флотами, которые доводят их и принятые решения
до подчиненных соединений и других заинтересованных инстанций.
Непосредственное руководство разнородными силами авианосной группы возлагается
на флагманский командный центр, развернутый на авианосце и обеспечивающий с
помощью боевых информационно-управляющих систем - корабельной NTDS и авиационной
ATDS - управление кораблями различных классов, подводными лодками и авиацией. В
него входят командные пункты (ПЛО, ПВО, РЭБ), автоматизированный
разведывательный центр и другие подразделения.
Командный пункт противолодочной обороны осуществляет централизованное управление
силами и средствами ПЛО, обеспечивает обмен информацией при планировании и
выполнении задач борьбы с лодками, производит сбор, обработку и отображение
информации о подводной обстановке в указанном районе, оценку этих данных и
передачу их экипажам противолодочных самолетов и командирам кораблей охранения,
готовит предложения для принятия решения на уничтожение лодок и выделяет
необходимые силы.
Наибольшую трудность, по мнению американских специалистов, представляет
управление действиями атомной подводной лодки, находящейся в подводном
положении, так как в этом случае она может устанавливать связь с надводными
кораблями, как правило, только с помощью средств звукоподводной связи. Для
передачи на нее необходимой информации с командного пункта ПЛО авианосца
приходится использовать в качестве ретрансляторов корабли охранения.
Таким образом, командования ВМС США и других стран - членов агрессивного блока
НАТО уделяют самое серьезное внимание противолодочной обороне авианосцев. Они
полагают, что эффективная ПЛО в комплексе со всеми другими видами обороны
позволит сохранить боевую устойчивость авианосных групп в условиях современной
вооруженной борьбы на море.
Зарубежное военное обозрение №2 1983 |