Французский самолёт "Эпсилон"
Полковник-инженер Ю.Беляев
Военные специалисты НАТО отмечают, что одной из серьезных проблем при подготовке
летчиков истребительной авиации стала все возрастающая стоимость обучения. Они
считают, что во многом это связано с такими факторами, как несоответствие
имеющихся учебно-тренировочных самолетов задачам обучения, большой расход
топлива и необходимость использовать в частях ВВС для тренировочных полетов не
только учебные, но и боевые самолеты.
Скорость полета, км/ч:
- максимальная на высоте .......... 520
- максимальная у земли ............ 380
- максимальная крейсерская ........ 300
- захода на посадку ............... 150
- минимальная (свалинанил) ........ 115
Скороподъемность, м/с:
- у земли при скорости 203 км/ч ... 9
- на высоте 3000 м ................ 6
Время набора высоты 1500 м, мин ... около 3
Практический потолок, м ............ 6100
Продолжительность полета, ч-мин .... 3-45
Расчетные перегрузки:
- положительная ................... 7
- отрицательная ................... 3,5
Взлетно-посадочные характеристики, м:
- длина разбега ................... 350
- взлетная дистанция .............. 550
- длина пробега .................. 250
- посадочная дистанция ............ 575
Вес, кг:
- пустого самолета ................ 880
- максимальный взлетный ........... 1250
Геометрические размеры, м:
- длина ........................... 7,59
- размах крыла .................... 7,92
- высота .......................... 2,66
- размах стабилизатора ............ 3,2
- корневая хорда крыла ............ 1,46
- концевая хорда крыла ............ 0,92
- колея шасси ..................... 3,3
- база шасси ...................... 1,8
Площадь, м2:
- крыла ........................... 9,0
- киля ............................ 1,02
- стабилизатора ................... 2,0
Ресурс, ч .......................... 10000 |
Судя по сообщениям западной прессы, командование ВВС Франции решение проблем
стоимости обучения летчиков видит в создании недорогого винтомоторного
учебно-тренировочного самолета, который обеспечивал бы непосредственный переход
к полетам на современных реактивных учебно-боевых самолетах типа "Альфа Джет".
Такой самолет, получивший название "Эпсилон", в соответствии с требованиями ВВС
разработан французской фирмой "Аэроспасьяль". С его помощью в ходе обучения
летчиков намечается выполнять следующие задачи: пилотирование, самолетовождение
днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и по приборам, отработка
элементов высшего пилотажа и групповой слетанности.
Учебно-тренировочный самолет "Эпсилон" - двухместный моноплан (сиденья
расположены по схеме тандем, причем заднее приподнято на 70 мм относительно
переднего) с низкорасположенным прямым крылом (см. цветную вклейку). Он имеет
поршневой двигатель "Лайкоминг" серии 10-540 мощностью 300 л. с. и двухлопастный
воздушный винт диаметром 1,98 м с постоянной частотой вращения. Положение
сидений может регулироваться в полете. Фонарь кабины состоит из козырька и двух
сдвижных частей. Козырек откидывается вбок для обеспечения удобства подхода к
приборному оборудованию. Фюзеляж полумонококовый четырехлонжеронный. Закрылки
однощелевые с электроприводами.
Топливные баки емкостью 210 л размещаются в передних частях консолей крыла.
Источниками электроэнергии являются генератор переменного тока и аккумуляторная
батарея. Гидросистема обеспечивает уборку и выпуск шасси и работу тормозов.
Приборные доски имеют обычные пилотажно-навигационные индикаторы и обеспечивают
возможность установки оборудования в различных вариантах. Основные
тактико-технические характеристики самолета, составленные по материалам
иностранной печати, приведены ниже.
Летные испытания первого опытного образца "Эпсилон" начались в декабре 1979
года, второго - в августе 1980-го. К октябрю 1981 года (окончание этапа
разработки) налет опытных самолетов составил 377 ч.
В
последующем планируется разработать учебно-боевой вариант с четырьмя узлами
подвески под крылом и увеличенным взлетным весом.
В
зарубежной прессе отмечается, что командование ВВС Франции еще окончательно не
определило место самолета "Эпсилон" в системе обучения летчиков. При
существующей системе первый этап (отборочный) курсанты проходят на одномоторном
поршневом самолете САР-10. После нескольких часов налета отобранные для
дальнейшего обучения проходят курс летной подготовки (начальной) на реактивном
самолете "Мажистер" в объеме 70 ч. Затем происходит их ориентирование: в
транспортную авиацию или на боевые самолеты. Летчики транспортной авиации
продолжают обучение на двухдвигательных винтовых машинах, а боевой авиации
проходят дополнительный курс обучения на самолетах "Мажистер" (основная
подготовка) и "Альфа Джет" (повышенная).
В
процессе создания самолета "Эпсилон" для начального обучения командование ВВС
вместо устаревшего "Мажистер" предполагало для основной подготовки летчиков
принять на вооружение новый реактивный самолет (высказывались предложения о
разработке самолета "Фуга-90"). Однако, по мнению французских военных
специалистов, "Эпсилон" может обеспечить как начальную, так и основную
подготовку с последующим переходом на реактивные самолеты "Альфа Джет", поэтому
отпадает необходимость иметь промежуточный учебно-тренировочный реактивный
самолет. Кроме того, они считают, что "Эпсилон" целесообразно использовать в
строевых частях истребительной авиации в качестве учебно-тренировочного для
поддержания необходимого уровня подготовки (совместно с учебно-боевыми
самолетами "Мираж-F'IB").
Как сообщается в иностранной печати, первый контракт на изготовление 30
самолетов "Эпсилон" фирма "Аэроспасьяль" получила в январе 1982 года, а всего
для ВВС Франции планируется закупить около 150 машин с поставкой в течение шести
лет (начиная с сентября 1983-го).
Зарубежное военное обозрение №12 1983
|