Военно-воздушные силы ЮАР
Подполковник А.Юрьев
Южно-Африканская Республика является оплотом колониализма и империализма на
Африканском континенте. Это расистское государство имеет особое значение для США
и других стран - участниц блока НАТО: оно выступает в роли жандарма в борьбе с
национально-освободительным движением на юге Африки и служит трамплином для
экономической экспансии в африканские страны. В планах Пентагона ЮАР считается
важным плацдармом для обеспечения деятельности военно-морских сил США и других
западных государств в районе Южной Атлантики и бассейне Индийского океана.
С
приходом к власти администрации Рейгана в американских правящих кругах стало
намного отчетливее проявляться стремление Вашингтона к более тесному сближению с
режимом Претории. В одной из речей, переданной западными телевизионными
компаниями, президент США заявил, что "Соединенные Штаты не оставят в беде ЮАР,
своего военного союзника и дружественную страну". В опубликованном газетой
"Нью-Йорк тайме" выступлении помощника государственного секретаря США по
африканским делам Ч. Крокера на пресс-конференции, организованной в 1981 году в
Гонолулу, также отмечалось, что правительство Рейгана "стремится установить
более конструктивные отношения с ЮАР, основанные на общности интересов,
убеждений и хорошо налаженных контактов".
Как сообщала зарубежная пресса, во время закрытых переговоров между натовской
верхушкой и делегацией ЮАР в 1980 году в Брюсселе речь шла о заинтересованности
командования НАТО в более широком использовании южноафриканских баз и портов в
Саймонстаун и Дурбан, а также порта Уолфиш-Бей, расположенного на незаконно
оккупированной территории Намибии, для проведения стратегических операций и
осуществления полного контроля над юго-восточной частью Атлантического океана и
юго-западной Индийского.
Расистская военщина, получив поддержку из-за океана, пытается ускорить
реализацию мероприятий по широкой милитаризации страны. Прикрываясь заявлениями
об "угрозе нашествия коммунизма", правительство ЮАР приступило к разработке так
называемой "тотальной стратегии". Увеличение с 1973 года более чем в 3 раза
"оборонного бюджета", как сообщала газета "Файнэшнл тайме", продление
обязательной воинской повинности для выпускников школ с 12 до 24 месяцев и
непрерывный поток военной пропаганды по радио и телевидению - вот только
некоторые примеры нагнетания обстановки страха перед угрозой войны среди жителей
Кейптауна, Претории, Иоганнесбурга и других городов. Одновременно с разжиганием
военного психоза совершенствуется организационная структура вооруженных сил,
активизируется деятельность государственных органов по повышению их боевой
готовности. Особое значение придается развитию военно-воздушных сил как одного
из основных рычагов военного давления на соседние страны.
В
последние годы за счет поставок из Великобритании, Франции, США, а также
развертывания с помощью Запада лицензионного производства авиационной техники
постоянно наращивается мощь ВВС ЮАР. На них возложены следующие основные задачи:
завоевание и удержание превосходства в воздухе, изоляция района боевых действий,
непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск и ВМС, ведение воздушной
разведки, осуществление воздушных перебросок оружия и военной техники. ВВС
страны широко используются при проведении Преторией агрессивных акций на
территориях соседних независимых государств, в первую очередь Анголы и
Мозамбика. В ходе их варварским бомбардировкам подвергаются мирное население,
административные и экономические объекты.
Ниже, по данным, опубликованным в иностранной печати, приведены организация,
состав, боевая подготовка и перспективы развития военно-воздушных сил ЮАР.
Организация и боевой состав. Возглавляет ВВС командующий, который несет
личную ответственность перед главнокомандующим вооруженными силами страны за их
состояние, строительство и мобилизационную готовность. Руководство ими он
осуществляет через штаб, занимающийся разработкой планов боевого применения
авиации, определением организационно-штатной структуры частей и подразделений,
руководством силами и средствами разведки, обеспечением взаимодействия с
сухопутными войсками и ВМС, организацией противовоздушной обороны, решением
вопросов снабжения новой техникой и организации научно-исследовательских работ в
интересах ВВС.
По оперативному предназначению военно-воздушные силы ЮАР сведены в шесть
авиационных командований: ударное, морское, транспортное, авиационного
обеспечения, учебное и территориальных войск. Кроме того, в них входят
подразделения противовоздушной обороны.
Ударное авиационное командование (штаб в г. Цварткопф) предназначено для
завоевания превосходства в воздухе, оказания непосредственной авиационной
поддержки сухопутным войскам и ВМС, нанесения ударов по наземным целям, ведения
воздушной разведки и обеспечения ПВО.
В
нем имеются следующие эскадрильи: 12-я и 24-я бомбардировочные (соответственно
восемь самолетов "Канберра-В.12", и "Канберра-Т.4", шесть "Буканир-S.50"), 1-я
истребительно-бомбардировочная (32 "Мираж-F.lAZ"), 2-я смешанная (16
истребителей "Мираж-ЗEZ", шесть самолетов-разведчиков "Мираж-3RZ" и три
учебно-боевых "Мираж-3BZ"), 3-я истребительная (13 "Мираж-F.lCZ"). Кроме того,
командованию подчинены три эскадрильи легких штурмовиков, в которых
насчитывается более 80 самолетов "Импала-1 и -2" (см. цветную вклейку).
Морское авиационное командование (штаб в г. Кейптаун) предназначено для
несения патрульной службы и ведения воздушной разведки в море и над береговой
чертой ЮАР. Морская авиация привлекается также к отработки (совместно с ВМС)
задач по борьбе с подводными лодками, надводными кораблями, участвует в
различных мероприятиях в ходе военно-морских учений и испытаниях новых образцов
оружия. В состав командования входят следующие эскадрильи: 27-я и 35-я базовых
патрульных самолетов (соответственно 18 P.166S "Альбатрос" и пять "Шэклтон-МR.З"),
25-я транспортная (шесть С-47) и 22-я противолодочная вертолетная (12 "Уосп-HAS.l").
Транспортное авиационное командование (штаб в г. Ватерклоф) отвечает за
перевозки личного состава и грузов в интересах как ВВС, так и других видов
вооруженных сил. В нем имеются три транспортные эскадрильи: 21-я,
предназначенная для перевозки членов правительства, высших военачальников и
других высокопоставленных лиц (один "Вискаунт", четыре HS.125 "Меркурий" и семь
"Мерлин-4А"); 28-я (семь С-130В "Геркулес" и девять C-160Z "Трансалл") и 44-я
(четыре DC-4 и 12 С-47).
На
это командование возложено также обеспечение выброски воздушных десантов (в
основном 28 траэ).
Командование авиационного обеспечения (штаб в г. Цварткопф) выполняет
большой комплекс задач в интересах вооруженных сил. В его состав входят
эскадрильи: 11-я и 43-я связи (34 самолета "Цсссна-185"), 41-я и 42-я
специального назначения (15 самолетов АМ-ЗС "Босбок" и 25 С-4М "Куду"), 15, 16,
17 и 19-я вертолетные, на вооружении которых находится 80 вертолетов (40
"Алуэтт-3", пять "Супер Фрелон" и 35 "Пума").
Учебное авиационное командование (штаб в г. Претория) занимается
подготовкой летного и технического состава для военной авиации ЮАР. Основным
учебным заведением по подготовке офицеров-летчиков является центральная
авиационная летная школа в г. Даннотар, где они проходят курс начальной
подготовки. Программа обучения включает занятия в классах (шесть недель), в ходе
которых курсантам читаются лекции по конструкции самолета, навигации и
аэродинамике. Затем они тренируются на тренажерах и самолетах (на земле), после
чего сдают экзамены. Курсанты, успешно выдержавшие экзамены, переводятся в
летные группы и совершают полеты сначала с инструктором на легких учебных
самолетах T-6G "Харвард" (налет на одного обучаемого до 30 ч), а затем
самостоятельно (30 - 40 ч). На последнем этапе обучения отрабатываются полеты
строем, ночью, по приборам, с посадкой на сложный грунт и т. п.
По
окончании школы (общий налет к этому времени достигает 120 ч) курсанты
направляются в центральную учебно-тренировочную школу в г. Лаигсбантт для
прохождения основной летной подготовки, в процессе которой, в зависимости от
потребностей ВВС и способностей обучаемых, они распределяются по родам авиации.
Программа предусматривает налет до 100 -115 ч на учебно-боевых самолетах
"Импала-1 и -2". Выпускникам присваивается квалификация военный летчик, и они
направляются в 85, 86, 87 и 88-ю школы повышенной летной подготовки для обучения
полетам на самолетах "Мираж-3", С-47 и вертолетах "Алуэтт". После этого летчики
распределяются по частям и подразделениям для прохождения дальнейшей службы.
Для обеспечения процесса летной подготовки курсантов в состав командования
входят учебные эскадрильи. На их вооружении находится около 200 самолетов (в том
числе: 26 истребителей "Мираж-3", 12 военно-транспортных С-47, 100
учебно-тренировочных T-6G "Харвард"), а также 30 вертолетов ("Алуэтт-2 и -3").
Авиационное командование территориальных войск (штаб в г. Ватерклоф)
фактически является командованием штурмовой авиации и предназначено для ведения
боевых действий в тактической зоне, а также операций по поиску и нанесению
ударов по базам и отрядам партизан национально-освободительных организаций. В
него входят 4, 5, 6, 7 и 8-я авиационные эскадрильи легких штурмовиков "Импала-1
и -2" (96 самолетов) и 40-я учебно-тренировочная эскадрилья (десять T-6G "Харвард").
Перечисленным выше авиационным командованиям вменяется в обязанность ведение
воздушной разведки всеми имеющимися штатными средствами, а также специально
подготовленными экипажами из состава эскадрилий другого назначения.
Противовоздушная оборона. Общее руководство ПВО возложено на командующего
ВВС, а непосредственное - на командование северного сектора ПВО. Его задачи:
организация прикрытия наиболее важных военных и административно-промышленных
объектов от нападения с воздуха, оповещение о воздушном противнике и наведение
на него истребителей ПВО из ударного авиационного командования. В состав сектора
входят несколько дивизионов ЗУР ("Кроталь", "Тайгер Кэт" и "Рапира"). Ему
подчинены стационарные и подвижные радиолокационные посты, на базе которых
развернуты соответствующие пункты управления. Сектор ПВО имеет свой оперативный
центр, несколько центров управления и оповещения (ЦУО), выполняющих задачи по
слежению за воздушной обстановкой. Они обнаруживают и опознают воздушные цели,
оповещают командиров частей и подразделений активных средств и по указанию
вышестоящих органов управления руководят действиями истребителей и дивизионов
ЗУР.
Данные о воздушной обстановке от радиолокационных постов поступают в ЭВМ,
обрабатываются и отображаются на экранах индикаторов оперативного центра
командования северного сектора ПВО. После принятия решения командованием
необходимая информация о конкретных целях передается на ЦУО, где она
используется операторами наведения для непосредственного выполнения перехватов.
Как сообщала иностранная печать, расчеты ЦУО несут постоянное боевое дежурство.
Из активных средств в состав дежурных сил выделяется некоторое количество
истребителей, находящихся в различных степенях готовности к вылету.
По
данным зарубежной печати, численность личного состава ВВС в начале 1983 года
достигла 89 тыс. человек, а в самолетном парке насчитывалось свыше 700 самолетов
(из них более 400 боевых и учебно-боевых) и более 120 вертолетов различного
назначения.
Для размещения авиационных частей и подразделений на территории ЮАР создана
разветвленная сеть аэродромов, большинство из которых, как подчеркивают западные
специалисты, соответствуют современным требованиям, то есть имеют необходимое
оборудование, пригодны для эксплуатации в любое время года и суток, обеспечивают
взлет и посадку в сложных метеорологических условиях. На многих аэродромах есть
укрытия для авиационной техники, специальные склады для хранения боеприпасов,
ГСМ и других средств МТО. К основным из них относятся Апингтон, Ватерклоф,
Дурбан, Блумфонтейн, Худспрёйт, Лангебанвег, Кейптаун, Претория. Кроме того,
значительное количество аэродромов, например Даннотар и Грейамстаун, в мирное
время не заняты боевой авиацией, но могут быть использованы для ее базирования в
военное время.
На
каждом самолете ВВС, помимо бортовых номеров, имеются опознавательные знаки двух
видов: национальной принадлежности и принадлежности к вооруженным силам. Первый
представляет собой четырехугольник, стоящий на меньшей грани и разделенный на
три цветные полосы - красную, белую и синюю (наносится с обеих сторон киля или
на руле поворота); второй - это пятиугольная звезда специфической конфигурации,
внутри ее изображена бегущая антилопа (на обеих сторонах фюзеляжа и поверхностях
консолей крыла). Все эскадрильи имеют также свои символические эмблемы (на
фюзеляже или киле).
Боевая подготовка направлена на поддержание авиационных частей и подразделений в
постоянной боевой готовности, совершенствование выучки летнего состава и
наземного персонала по ведению боевых действий с применением различных средств
поражения при решении задач по оказанию авиационной поддержки сухопутным войскам
и ВМС и обеспечению противовоздушной обороны. Важное место при ее проведении
занимают учения различного масштаба и проверки боевой готовности со стороны
командования вооруженных сил страны.
Одной из основных задач, решаемых ВВС в настоящее время, по мнению военных
специалистов ЮАР, является обеспечение операций специальных подразделений
сухопутных войск и банд УНИТА по выявлению и поражению баз и отрядов партизан
национально-освободительных организаций в Намибии, а также при ведении ими
боевых действий на территориях Анголы и Мозамбика. В связи с этим
истребительно-бомбардировочная авиация занимается главным образом отработкой
методов и способов преодоления системы ПВО и тренируется в нанесении ударов по
разнообразным наземным целям с использованием авиационных бомб, управляемых и
неуправляемых ракет и другого оружия. Большое внимание при этом уделяется
освоению полетов на малых и предельно малых высотах, отработке групповой
слетанности в составе пары, звена, группы и применению средств радиоэлектронной
борьбы. В то же время они учатся вести воздушные бои и разведку, перехватывать
самолеты противника.
2, 4, 5, 6, 7 и 8-я авиационные эскадрильи, оснащенные
истребителями-бомбардировщиками "Мираж-ЗЕZ" и легкими штурмовиками "Импала",
готовятся в основном к решению задач непосредственной авиационной поддержки
сухопутных войск. Их экипажи тренируются в нанесении ударов по различным целям с
применением 70-мм неуправляемых ракет, 500- и 750-фунтовых авиабомб и 30-мм
авиационных пушек. Для самостоятельной отработки этих элементов боевой
подготовки используются авиационные полигоны в Салданья и Питерсбург, а при
взаимодействии с подразделениями сухопутных войск и ВМС - в Грейамстаун и
Ист-Лондон. Важное место отводится отработке вопросов поражения различных
объектов истребителями-бомбардировщиками и легкими штурмовиками с наведением их
специальными наземными группами (до трех человек).
Летчики 1-й и 3-й эскадрилий во взаимодействии с зенитными ракетными
дивизионами отрабатывают поиск и обнаружение воздушных целей и ведение
воздушного боя с ними.
В
соответствии с целевым предназначением экипажи военно-транспортных самолетов
готовятся к выполнению перебросок личного состава и грузов, выброске парашютных
десантов, а также эвакуации больных и раненых из районов боевых действий.
В
последнее время, как отмечает журнал "Армд форсиз", в ЮАР стали уделять
значительное внимание подготовке экипажей вертолетов, так как, по заявлению
командующего военно-воздушными силами генерал-лейтенанта А. Мюллера, в
вооруженных силах страны пришли к пониманию важной роли вертолетных
подразделений в противопартизанской войне. Вертолеты предполагается шире
применять для высадки десантов и их огневой поддержки. Кроме того, вертолеты
могут успешно вести воздушную разводку, а также решать другие боевые задачи.
По оценке иностранных военных специалистов, личный состав ВВС ЮАР имеет хороший
уровень подготовки и значительный опыт ведения боевых действий, а их части и
подразделения находятся в целом в высокой степени боевой готовности.
Перспективы развития. Военное руководство ЮАР считает, что боевые
возможности ВВС не в полной мере отвечают современным требованиям, и в первую
очередь потому, что большая часть авиационной техники и оружия устарела. Как
указывалось в "Белой книге министерства обороны ЮАР на 1982 год", .основные
усилия в развитии военно-воздушных сил направляются на обновление самолетного
парка боевой и вспомогательной авиации, повышение возможностей ПВО. В частности,
намечается закупить более 50 боевых самолетов. По свидетельству зарубежной
печати, в качестве "кандидатов" рассматриваются израильские многоцелевые
тактические истребители "Кфир". Кроме того, предусматривается расширить
сборочные линии истребителей "Мираж-Fl", продолжить закупки военно-транспортных
самолетов на Западе (при посредничестве "третьих стран"). Одновременно, как
сообщает иностранная пресса, режим Претории уделяет серьезное внимание и
дальнейшему повышению боевых возможностей ПВО. Одним из главных шагов в этом
направлении юаровские стратеги считают развертывание системы обнаружения
низколетящих целей в непосредственной близости от границ с соседними
африканскими странами. В перевооружении морской авиации они возлагают большие
надежды на помощь США.
Кроме того, предусматривается дальнейшее совершенствование системы базирования и
материально-технического обеспечения ВВС. При этом считается, что внедрение
вычислительной техники должно улучшить автоматизацию процессов обслуживания,
учета материальных средств и управления всеми видами снабжения.
Проведение запланированных мероприятий позволит, как отмечалось в журнале "Паратус",
в ближайшее время иметь современные военно-воздушные силы, которые будут
способны решать в полном объеме все задачи, возлагаемые на них расистами ЮАР.
Однако даже по мнению западных военных экспертов, это явно превышает
национальные потребности для обороны и свидетельствует о вступлении
военно-политического руководства страны на путь дальнейшего расширения гонки
вооружений, что полностью совпадает с замыслами агрессивных кругов НАТО.
Зарубежное военное обозрение №12 1983 |