Испытания в США конструкций перспективного
самолёта
Полковник Ю.Беляев, кандидат технических наук
Судя по сообщениям иностранной печати, лабораторией динамики полета ВВС США
(авиабаза Райт-Паттерсон, штат Огайо) ведутся наземные испытания на длительную
прочность интегральной конструкции перспективно; о истребителя, состоящей из
отсека хвостовой части фюзеляжа и центропланной части крыла (см. рисунок). Эта
конструкция, разработанная фирмой "Рокуэлл интернэшнл", имеет размер
2,44X3,05X0,92 м (сечение фюзеляжа эллиптической формы, высота 0,92 м и вес 645
кг). Выполнена она полностью из титана с применением новейшей технологии (гибка
в сверхпластичном состоянии, диффузионная сварка, панели обшивки без
подкрепляющих стрингеров).
Как отмечает западная пресса, в процессе испытаний ставится задача подтвердить,
что с помощью подобной технологии из титана можно изготовлять основные секции
планера самолета, которые будут более легкими и дешевыми по сравнению с
конструкциями из традиционных материалов, хотя титан сам по себе несколько
дороже. Считается, что снижение стоимости конструкции обеспечивается главным
образом за счет отказа от трудоемких и дорогостоящих технологических процессов
(механическое и химическое фрезерование и другие). По заявлению специалистов
фирмы "Рокуэлл интернэшнл", разработанная конструкция на 26 проц. легче и на 41
проц. дешевле классических.
Отмечается, что применение новой технологии основано на сверхпластичности титана
при температуре 870°С, благодаря чему обеспечивается мгновенная диффузионная
сварка титановых листов на молекулярном уровне. В испытываемой конструкции, в
которой размещаются интегральный топливный бак и вспомогательная силовая
установка, панели обшивки из листового титана выполнены семислойными. В сечении
они имеют гофрированную структуру, которая достигается следующим способом: в
определенных местах на листы наносится окись иттрия, предотвращающая соединение
при диффузионной сварке, а затем между ними нагнетается аргон под давлением 21
кг/см2, что приводит к "вздутию" пакета и образованию гофрированной структуры.
Такая панель, по мнению иностранных экспертов, обладает достаточными прочностью
и жесткостью и не требует использования подкрепляющих стрингеров.
Судя по сообщениям западной прессы, лаборатория динамики полета ВВС США
располагает в настоящее время гидравлическим оборудованием имитации нагрузок на
самолет, возникающих при его маневрировании, взлете и посадке, а также при
порывах ветра. Оно обеспечивает проведение в течение месяца испытаний, условия
которых соответствуют 4000 ч налета или полному сроку службы самолета. Кроме
исследований на длительную прочность (соответствует двум срокам службы
самолета), программа включает испытания на его чувствительность к повреждениям
(трем срокам).
Зарубежное военное обозрение №2 1983
|