Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 20.09.2017, 17:40

Главная » Статьи » Архив по годам » 1983

Полигонный комплекс обучения лётчиков воздушному бою

Полигонный комплекс обучения лётчиков воздушному бою

Полковник В. Бердов

Судя по сообщениям зарубежной печати, в странах агрессивного империалистического блока НАТО подготовка летчиков тактической авиации проводится с помощью различных технических средств, наиболее распространенными из которых являются авиационные тренажеры. По мнению западных военных экспертов, использование таких тренажеров в значительной степени способствует более надежному закреплению теоретических знаний, ускоряет приобретение практических навыков пилотирования, позволяет отрабатывать отдельные наиболее сложные элементы боевого применения самолетов и их систем. Однако, как считают многие иностранные специалисты, учебная обстановка, создаваемая на тренажерах я обычных авиационных полигонах, в значительной степени отличается от реальной. Это приводит к тому, что летчики в боевых условиях допускают ошибки при выборе маневра и применении оружия. В результате снижается эффективность их действий и растут потери.

Рис. 1. Последовательность прохождения запросного и ответного сигналов полигонного комплекса  TACTS/ACMI:
1 - станция управления и расчёта параметров; 2 - центральная станция подсистемы сопровождения; 3 - периферийная станция подсистемы сопровождения, посылающая запросный сигнал на самолёт; 4 - самолёт с бортовым оборудованием подсистемы AIS; 5 - периферийная станция подсистемы сопровождения; 6 - прицеп с аппаратурой регистрации и отображения информации.

Учитывая изложенное выше, в странах НАТО, и прежде всего в США, пришли к выводу о необходимости разработки специальных полигонных комплексов, позволяющих обучать летный состав в условиях, максимально приближенных к реальным.

Так, изучив опыт использования своей авиации в Юго-Восточной Азии, американские эксперты решили, что одной из причин потерь самолетов и экипажей было отсутствие у последних навыков ведения маневренного воздушного боя. Кроме того, они считают, что авиационное оружие, в частности ракеты класса "воздух - воздух", применялось не всегда из наиболее выгодного положения.

Стремясь устранить эти недостатки, специалисты ВВС и авиации ВМС США в 1971 году начали разрабатывать принципиально новую систему (полигонный комплекс) для обучения летчиков ведению маневренного воздушного боя в реальном полете с имитацией применения оружия. Первая такая система, получившая наименование "Полигонный комплекс для ведения маневренного воздушного боя" (сокращенно ACMR), была принята на вооружение авиации ВМС в 1973 году. Его усовершенствованный вариант ("Замер параметров при маневрировании самолета", ACMI) поступил в ВВС США в 1976 году. К концу 70-х годов возможности ACMR были значительно расширены, и он стал называться "Системой подготовки экипажей тактических истребителей к ведению маневренного воздушного боя" (TACTS). Развитие таких комплексов продолжалось. В настоящее время они имеют единое для ВВС и авиации ВМС обозначение - TACTS/ACMI.

Каждый полигонный комплекс состоят из четырех основных подсистем: бортового оборудования (AIS), сопровождения (TIS), управления и расчета параметров (CCS), регистрации и отображения данных (DDS).

Подсистема AIS представляет собой контейнер длиной 3,6 м и диаметром 12,7 см. В нем размещается аппаратура измерения параметров полета самолета, электронный имитатор управляемой ракеты класса "воздух - воздух", датчик пространственной ориентации самолета и запросчик-ответчик. Этот контейнер может подвешиваться на тактические истребители любого типа, способные нести УР "Сайдвиндер". Время его подвески расчетом из трех человек не более 5 мин. На новых самолетах, в частности F-18, вместо подвесного контейнера будет использоваться встроенное оборудование аналогичного назначения.

Данные от AIS передаются на подсистему сопровождения TIS, состоящую из одной центральной и семи (или более) дистанционно управляемых периферий' ных приемопередающих станций. Последние предназначены для определения точного местоположения самолетов и располагаются на полигоне в окружности диаметром около 80 км (в пределах прямой радиовидимости от центральной станции). Комплекс позволяет обрабатывать данные от 20 самолетов, находящихся в районе полигона, но связь поддерживается только с восемью из них. Иностранная пресса сообщала, что в последующем планируется довести эти показатели до 36 и 16 соответственно.

От подсистемы сопровождения TIS сведения о координатах самолетов поступают на станцию управления и расчета параметров (подсистема CCS), которая является основным элементом комплекса. В нее входят несколько ЭВМ обработки полученной информации для определения пространственного положения самолетов (последовательность посылки запросного получения ответного сигналов приведена на рис. 1). Кроме того, ЭВМ осуществляют расчет данных для имитации пуска УР класса "воздух - воздух", определяют наивыгоднейшие параметры полета атакующего самолета в целях получения оптимальных условий для применения оружия. Одной из важных функций подсистемы CCS является выработка и накопление информации для последующего воспроизведения воздушного боя на экранах при послеполетном разборе.

Подсистема DDS предназначена для отображения воздушной обстановки в реальном масштабе времени в графической и цифровой формах. На двух цветных экранах размером 1,2X1,2 м показывается воздушная и наземная обстановка на полигоне, пространственное положение самолетов, вид с кресла летчика-инструктора (хотя он во время полета находится на земле) и критические параметры, влияющие на безопасность полета. К последним американские специалисты относят опасное сближение ведущих бой самолетов, а также недопустимые значения скорости, высот, углов атаки и перегрузок.

При приближении к таким режимам на экране летчика-инструктора начинают мигать метки (символы) соответствующих самолетов, и он подает команды экипажам на устранение допущенных ошибок. Кроме того, на экране высвечиваются фамилии летчиков, типы самолетов, результаты применения оружия и оценка выполнения задания в целом. На других экранах в цифровой форме отображаются основные параметры полета самолетов, работы их бортовых систем, показания приборов и состояние бортового оружия.

В процессе боя летчик-инструктор указывает на причину промаха при стрельбе, помогает обучаемому установить правильный режим полета и выбрать оптимальное положение самолета для применения оружия. Подсистема DDS дает возможность записывать весь учебный бой на магнитную ленту для последующего его воспроизведения при разборе полета.

Как сообщается в зарубежной военной печати, объем памяти и быстродействие ЭВМ комплекса позволяют моделировать любые режимы полета самолетов, выбирать наивыгоднейшие из них, имитировать ошибки в пилотировании с отображением всех этих параметров на экранах обоих типов в реальном масштабе времени.

В целом благодаря использованию комплекса TACTS/ACMI обучение летчиков осуществляется в условиях, максимально воссоздающих боевые. При этом отмечается, что наибольшее внимание уделяется привитию навыков эффективно применять оружие, предугадывать действия противника и предпринимать меры по выходу из-под удара.

Совершенствуя комплекс TACTS/ACMI, американские специалисты разработали два типа индикаторов энергетических возможностей самолета, которые оказывают большую помощь в ходе выбора оптимальных режимов полета при маневрировании. Одни из них используются в системе наземного оборудования комплекса, а другие являются нашлемными (рис. 2). Оба типа предназначаются для обучения летчиков тактической авиации наиболее эффективно реализовывать энергетические возможности самолета при маневрировании, поскольку воспроизводят ключевые параметры, характеризующие маневренность. К последним за рубежом относят: максимальную установившуюся угловую скорость разворота, максимальную мгновенную скорость разворота, а также области приобретения и потерь энергии самолета.

Опыт эксплуатации полигонных комплексов TACTS/ACMI с применением индикаторов энергетических возможностей самолета при маневрировании, по мнению западных военных экспертов, выявил следующие преимущества такого метода подготовки: обучение ведется на обычных боевых самолетах любых типов, нет необходимости в специальных учебно-боевых машинах; летчик-инструктор находится на земле и может руководить действиями нескольких обучаемых; система отображения боя на экранах позволяет инструктору с земли в реальном масштабе времени сообщать находящимся в воздухе обучаемым причину допущенных ошибок и помогать им правильно выбирать тот или иной режим полета, маневр, способ применения оружия и т. д.

Кроме того, оборудование комплекса дает возможность воспроизводить все этапы полета, а также рассчитанные ЭВМ оптимальные решения для выполнения задачи в конкретных условиях, что очень важно при разборе полета.

Рис. 2. Схема нашлемного индикатора энергетических возможностей самолёта: 1 - шлем; 2 - электронный блок; 3 - комплект светоизлучающих диодов; 4 - защитное стекло; 5 призма; 6 - отражатель

В целом, по оценке американских специалистов, благодаря таким полигонным комплексам значительно сокращается потребное число самолето-вылетов и повышается эффективность обучения в каждом из них. При этом не требуются дорогостоящие воздушные мишени, не надо выполнять пуски управляемых ракет и вести огонь из пушек.

Как сообщается в западной прессе, такие комплексы, помимо обучения летчиков ведению воздушного боя, позволяют оценивать действия экипажей при выполнении условных бомбометаний, маневров и при применении средств радиоэлектронной борьбы, а также испытывать новые УР класса "воздух - воздух", беспилотные аппараты и различное самолетное бортовое оборудование.

Согласно материалам зарубежной печати, в настоящее время в США развернуто пять таких комплексов. Один из них размещен в районе авиабазы Неллис (штат Невада) и широко используется для подготовки летчиков самолетов F-16, состоящих на вооружении ВВС США, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии и Израиля. В Западной Европе имеется пока один. Он установлен на полигоне на о. Сардиния (Италия) и применяется для обучения экипажей тактических истребителей ВВС стран НАТО. К концу 1982 года такой комплекс планировалось развернуть на авиабазе Коулд-Лейк (Канада) для обучения канадских летчиков самолетов CF-18.

В дальнейшем предполагается расширить область применения TACTS/ACMI, в частности, использовать их для обучения экипажей самолетов-заправщиков, военно-транспортных машин, самолетов ДРЛО и РЭБ. Такие комплексы планируется применять также при проведении совместных учений всех родов авиации с частями сухопутных войск.

Зарубежное военное обозрение №2 1983

Категория: 1983 | Добавил: target (28.05.2008) | Автор: Полковник В. Бердов
Просмотров: 1835 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz