Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 16.04.2024, 09:49

Главная » Статьи » Архив по годам » 1983

Бронетанковая техника Франции

Бронетанковая техника Франции

Полковник-инженер Е.Жеглов

Как отмечается в зарубежной прессе, по уровню развития бронетанковой техники Франция, входящая в блок НАТО, занимает одно из ведущих мест среди капиталистических государств. Ее сухопутные войска оснащены практически всеми типами боевых бронированных машин собственной разработки и производства. Значительная часть образцов бронетанковой техники экспортируется в другие страны. Наряду с совершенствованием организационной структуры сухопутных войск (в конце 70-х годов была проведена их реорганизация) осуществляются мероприятия по вооружению их более современной военной техникой, в том числе бронетанковой. При этом одновременно с модернизацией штатных машин разрабатываются новые. Характерной особенностью танкостроения во Франции является создание на основе базового образца семейства многоцелевых бронированных машин. Тактико-технические характеристики некоторых образцов французской бронетанковой техники приведены в таблице.

Основу танкового парка сухопутных войск составляют танки АМХ-30, выпускаемые серийно с 1965 года. Всего насчитывается более 1200 таких машин. Кроме того, они были поставлены Греции (около 300 единиц), Испании (210), Саудовской Аравии (300), Объединенным Арабским Эмиратам (100), Венесуэле (75) и Чили (21).

АМХ-30, создававшийся одновременно с западногерманским танком «Леопард-1», имеет сравнимые с ним боевые качества. Его корпус сварен из листов катаной брони, башня литая. Механик-водитель находится в носовой части корпуса слева. Для наблюдения он пользуется установленными в люке тремя перископами (центральный заменяется ночью активным или бесподсветочным инфракрасным прибором). Остальные члены экипажа размещаются в бронированной башне, где также находится основное вооружение танка — 105-мм нарезная пушка F1. На стволе (длина 56 клб) нет дульного тормоза и эжектора, но имеется теплоизоляционный кожух из сплава, содержащего магний. От пороховых газов канал ствола очищается сжатым воздухом. Противооткатные устройства включают два гидравлических тормоза отката и гидропневматический накатник. Орудие не стабилизировано, поэтому из него нельзя вести прицельный огонь с ходу. В боекомплект пушки входят унитарные выстрелы (50) с кумулятивными, осколочно-фугасными, дымовыми и осветительными снарядами. Особенностью кумулятивного снаряда является то, что заряд связан с корпусом через подшипники и поэтому скорость его вращения не превышает 30 об/мин. Это позволяет сохранять достаточно высокую эффективность кумулятивного снаряда при стрельбе на дальность до 3000 м (пробивает броню толщиной 400 мм). Судя по сообщениям зарубежной печати, в последнее время французскими специалистами был разработан 105-мм бронебойный подкалиберный оперенный снаряд, также обладающий высокой бронепробиваемостью.

С пушкой спарен пулемет калибра 12,7 мм (боекомплект 600 патронов). По углу возвышения (до + 40°) он может наводиться независимо от орудия. Для борьбы с воздушными целями используется 7,62-мм зенитный пулемет, монтируемый на поворотной турели. С ним связан ИК прожектор. По бортам башни расположены дымовые гранатометы.

По окружности командирской башенки установлены десять смотровых перископов, обеспечивающих круговой обзор, а в ее передней части находится призменная головка перископического прицела командира. К нему присоединяется ИК приставка. У командира имеется и монокулярный дальномер. Наводчик пользуется дневным (с восьмикратным увеличением) и ночным прицелами. Подсветка целей в темное время суток осуществляется ИК прожектором, закрепленным на маске пушки. Его дальность действия составляет 2000 м в режиме видимого света и 1000 м с ИК фильтром. Место наводчика оборудовано также двумя перископическими приборами наблюдения. Огонь из пушки могут вести как наводчик, так и командир.

Двигатель танка - многотопливный 12-цилиндровый дизель с турбонаддувом и жидкостным охлаждением. Трансмиссия включает автоматическое центробежное сцепление с электроприводом, механическую пятиступенчатую коробку передач, механизм поворота, тормоза с гидроприводом и планетарные бортовые передачи. В ходовой части применена торсионная подвеска опорных катков с установкой на первом и пятом гидроамортизаторах. Гусеницы металлические со съемными резиновыми подушками. Танк АМХ-30 оснащен системой защиты от оружия массового поражения, обогревателем боевого отделения, радиостанцией и автоматической системой пожаротушения. Водные преграды глубиной до 4 м преодолеваются с помощью оборудования для подводного вождения. Воздухопитающая труба монтируется на люке заряжающего. На базе танка созданы: 30-мм спаренная ЗСУ, самоходный ЗРК «Роланд», 155-мм САУ, БРЭМ и танковый мостоукладчик. Кроме этого, гусеничное шасси использовано для пусковой установки управляемой ракеты оперативно-тактического назначения «Плутон».

Как сообщается в иностранной печати, с 1982 года в сухопутные войска поступает модернизированный образец танка, получивший обозначение АМХ-ЗОВ2. Программой предусматривается' модернизировать около 750 танков АМХ-30, а более 270 изготовить уже в варианте АМХ-30В2.

Основным отличием данного образца от оригинала является наличие современной системы управления огнем АРХ М581, включающей лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель, что наряду с применением нового бронебойного подкалиберного снаряда позволило повысить огневую мощь танка. Его подвижность улучшена за счет установки гидромеханической трансмиссии ENC-200. Двигатель остался прежний.

Дальнейшим развитием танка АМХ-30 явился опытный образец АМХ-32. Он предназначается в основном для продажи другим странам, однако не исключается возможность принятия его на вооружение сухопутных войск Франции. На АМХ-32 использованы те же усовершенствования, что были и на предыдущем танке. Кроме этого, установлены 120-мм гладкоствольная пушка, спаренная с ней 20-мм пушка (вместо пулемета калибра 12,7 мм), сопряженный с системой АРХ М581 стабилизированный панорамный прицел командира и более совершенные приборы ночного видения. Улучшена и броневая защита танка путем применения многослойного бронирования передней части корпуса и башни, а также навешивания фальшбортов.

Судя по сообщениям зарубежной печати, во Франции ведутся НИОКР по созданию перспективного танка, который, возможно, поступит в войска в период 90-х годов. В свое время было заключено соглашение с ФРГ о совместной его разработке. В сухопутных войсках все еще используются около 800 легких танков АМХ-13, вооруженных 75- или 90-мм пушкой. Часть из них имеет направляющие для запуска ПТУР SS-11.

В 1973 году на вооружение танковых и механизированных полков стали поступать боевые машины пехоты АМХ-10Р. К настоящему времени их насчитывается 600 единиц. Данные БМП заменяют устаревшие гусеничные бронетранспортеры AMX-VTT M56 (более 1000 единиц).
Плавающая БМП АМХ-10Р создавалась с учетом ее последующего применения совместно с танками АМХ-30. Закрытый корпус выполнен из алюминиевой брони, защищающей личный состав от пуль и осколков артиллерийских снарядов. В средней части машины находится двухместная вращающаяся башенка, на которой установлены 20-мм автоматическая пушка (боекомплект 800 выстрелов) и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм. Бортовых амбразур нет. Пехотинцы могут вести огонь из личного орудия через открытие люки на крыше корпуса и две амбразуры в откидывающейся сзади аппарели.

Многотопливный дизельный двигатель и гидромеханическая трансмиссия выплнены в едином блоке. Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами. Движение на плаву осуществляется с помощью водометных движителей или за счет перематывания гусениц. Машина оснащена фильтровентиляционной установкой, бесподсветочными приборами ночного видения и радиостанцией.

На базе БМП АМХ-10Р разработано целое семейство бронированных машин различного назначения, в том числе командно-штабная, разведывательная, санитарная и ремонтная, а также самоходная пусковая установка ПТУР «Хот».

Части и подразделения пехотных дивизий получают новые колесные бронетранспортеры VAB, выпускаемые фирмой «Савием». Всего для сухопутных войск, как отмечается в иностранной прессе, заказано около 4000 единиц (главным образом в двухосном варианте), из которых 1100 уже поставлено.

БТР VAB имеет закрытый сварной корпус с противопульным бронированием. По бортам сделаны амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия. В передней части корпуса находится отделение управления, в средней — силовая установка, а за ней расположено десантное отделение. Основное вооружение — пулемет калибра 7,62 или 12,7 мм, однако может быть установлена 20- или 30-ми автоматическая пушка. Бронетранспортер оснащен ИК прибором для вождения в ночных условиях, радиостанцией и фильтровентиляционной установкой. Водные преграды он преодолевает на плаву со скоростью 7 км/ч с помощью двух водометов. БТР VAB после соответствующего переоборудования могут использоваться в качестве специальных машин (командно-штабной, санитарной, транспортной), самоходной пусковой установки ПТУР, 20-мм спаренной ЗСУ, 81-мм самоходного миномета.

Для ведения разведки применяются в основном бронеавтомобили "Панар" EBR (насчитывается около 250 единиц) и "Панар" AML (500), которые были созданы в период 50—60-х годов. В настоящее время они заменяются новыми образцами. Так, с 1978 года на вооружение разведывательных полков пехотных дивизий поступают колесные (6Х6) боевые разведывательные машины AMX-10RC (до 1986 года планируется поставить около 400 единиц).

БРМ AMX-10RC разработана с использованием ряда узлов и агрегатов БМП АМХ-10Р. В ней достигнуто оптимальное сочетание огневой мощи, подвижности и броневой защиты. В отличие от других БРМ эта машина имеет мощное вооружение — 105-мм гладкоствольную пушку, позволяющую вести борьбу с танками. В боекомплект орудия входят выстрелы (38 штук) с кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Система управления огнем включает .лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Для наблюдения и ведения огня в темное время суток используются телевизионный прибор ночного видения и ИК прицел с усилителем изображения. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет. По бортам башни закреплены двуствольные гранатометы для постановки дымовых завес. Есть средства радиосвязи.

На AMX-10RC установлен дизельный двигатель. Регулируемая гидропневматическая подвеска дает возможность изменять клиренс в зависимости от дорожных условий. Машина плавающая, с помощью водометных движителей преодолевает водные преграды с ходу без предварительной подготовки. При действиях на зараженной местности ока герметизируется и внутри нее создается избыточное давление воздуха, предварительно очищаемого фильтровентиляционной установкой.

На вооружение сухопутных войск также принята разработанная фирмой «Панар» плавающая колесная (6X6) бронированная машина ERC 90S "Сагэ" (заказано 100 единиц), которая может использоваться для ведения разведки, патрулирования и огневой поддержки пехоты. Она приспособлена для транспортировки самолетом и сбрасывания на парашюте. Сварные корпус и башня защищают экипаж от пуль и осколков снарядов. Имеется фильтровентиляционная установка. Иностранные специалисты отмечают относительно мощное вооружение этой машины. В двухместной башне кругового вращения установлена 90-мм пушка, в боекомплект которой входят выстрелы с кумулятивными оперенными снарядами. ERC 90S «Сагэ» оснащена лазерным дальномером и приборами ночного видения. Предусмотрена возможность размещения навигационной системы. На данной БРМ используются карбюраторный двигатель и механическая коробка передач (шесть скоростей переднего хода и одна заднего). Подвеска независимая пружинная, с гидравлическими амортизаторами. При движении по дорогам водитель с помощью гидросистемы поднимает средние колеса, что обеспечивает экономию горючего и предотвращает износ шин. На плаву включаются водометы.
Кроме описанных выше образцов, французские фирмы в инициативном порядке разрабатывают и другие бронированные машины, в основном колесные, для выполнения различных задач. Большое их количество экспортируется в страны Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

В целом, по мнению иностранных военных специалистов, Франция удовлетворяет свои сухопутные войска в бронетанковой технике, постоянно пополняя их более совершенными образцами, созданными с учетом последних достижений науки и техники. Активно ведутся НИОКР по разработке перспективных машин, в первую очередь танков.

Зарубежное военное обозрение №2 1983

Категория: 1983 | Добавил: target (28.05.2008) | Автор: Полковник-инженер Е.Жеглов
Просмотров: 3608 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz