Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 27.05.2017, 18:31

Главная » Статьи » Архив по годам » 1983

Япония: по пути блоковой политики

Япония: по пути блоковой политики

Подполковник В.Соловьёв, кандидат исторических наук

В последнее время проблема "неразделимости" военных усилий Японии с милитаристскими устремлениями Запада приобретает все более ясные очертания, наглядно обнаруживая попытки Токио укрепить свои позиции в военно-стратегических планах империализма. Как отмечается в Заявлении товарища Ю. В. Андропова от 28 сентября 1983 года, империалистические круги США, стараясь заставить людей забыть уроки прошлого, предпринимают усилия, чтобы возродить японский милитаризм и подключить его к военно-политической машине НАТО.

По оценке зарубежных специалистов, проявляя особую активность в этом процессе, правящие круги Соединенных Штатов стремятся втянуть в орбиту своих агрессивных приготовлений против социалистических стран и национально-освободительного движения все новые силы и резервы. Отсюда нарастающее давление на Японию - вторую державу капиталистического мира по экономическим возможностям. Цель США - заставить эту страну увеличить долю затрат в осуществлении совместных милитаристских планов, не считаясь ни с конституцией, запрещающей ей иметь вооруженные силы и вести войны, ни с антивоенными настроениями внутри нее. С другой стороны, как отмечает американский журнал "Бизнес уик", ныне администрация США нашла внимательных слушателей своих милитаристских заклятий в лице представителей консервативного крыла правящей Либерально-демократической партии (ЛДП), которые готовы бросить вызов всем запретам в отношении перевооружения и военных расходов. Уже через несколько недель после вступления Накасонэ на пост премьер-министра он направился в Вашингтон с обещаниями превратить Японские о-ва в "непотопляемый авианосец".
Об авантюристических, милитаристских планах японского правительства дают наглядное представление доклады управления национальной обороны (УНО) и МИД Японии, опубликованные осенью 1983 года под наименованиями "Белая книга по вопросам обороны" и "Голубая книга по вопросам дипломатии".

Впервые в качестве центральной темы обоих документов, подготавливаемых ежегодно, проходит тезис о необходимости усиления военной мощи Японии как неотъемлемой составной части глобального военного потенциала Запада. Если авторы "Голубой книги" заявляют, что "Япония должна прилагать усилия к укреплению своей обороны как член западного лагеря", то "Белая книга", развивая эту мысль, откровенно призывает: "Японии следует наращивать собственную военную мощь, а также укреплять военное сотрудничество с США и другими странами НАТО". Выход этих книг вызвал новую волну идеологической обработки населения в духе "неразделимости" интересов Японии и западных государств, антикоммунизма, милитаризма и реваншизма.

Что же лежит в основе столь согласованных по содержанию и времени официальных заявлений высших военного и дипломатического ведомств Японии? Куда они нацеливают внешнеполитический курс страны? И главное, что означают на практике эти новые формулировки, введенные в тексты обоих документов?

Источником книг, подчеркивается в журнале "НАТО ревью", послужил доклад "Общие интересы безопасности Японии, США и их союзников по НАТО". Он длительное время разрабатывался в недрах Североатлантического союза специальной объединенной американо-японской рабочей группой по изучению японо-натовского военного сотрудничества и в конце 1980 года был направлен правительствам стран блока и Японии. Каждая строка доклада проникнута идеей о необходимости совместной подготовки к агрессивным войнам. "Современный мир еще не готов к жизни без применения военной силы, - говорится в нем. - Поэтому экономическая и политическая стабильность в том или ином районе мира находится в прямой зависимости от наличия там военной силы. Ее использование в целях обеспечения интересов союзников должно рассматриваться как дело законное". Все эти лицемерные разглагольствования сопровождаются лживыми тезисами о возрастании "советской военной угрозы", а также гегемонистскими идеями о "необходимости создания условий для защиты" мировых источников сырья, особенно нефти и газа. Иначе говоря, выдвигается комплексная военная стратегия империалистических сил, построенная на платформе антисоветизма и противодействия силам национально-освободительного движения.

Авторы пронизанных духом атлантизма книг, основываясь на этом докладе и грубо извращая миролюбивый внешнеполитический курс Советского Союза и других социалистических стран, пытаются протащить тезис об "изменении стратегического баланса в пользу СССР" и вновь выдвигают незаконные притязания к Советскому Союзу в отношении так называемых "северных территорий".
Вместе с тем в Токио в унисон с наиболее воинственными призывами из Вашингтона и штаб-квартиры НАТО делаются заявления о "жизненно важных" для Японии районах мира. В их сферу включены нефтеносные территории Ближнего и Среднего Востока и пути подхода к ним, пролегающие через акватории Индийского и Тихого океанов, район Юго-Восточной Азии, а также Океания, Австралия и Новая Зеландия. Как указывается в "Белой книге", Япония намерена всячески "добиваться и поддерживать стабильность" в этих частях планеты, что на деле означает ее участие в стратегии НАТО по подавлению национально-освободительного движения и "пристегиванию" стран данных регионов к империалистической политике.

В преддверии осуществления этих замыслов официально ставится вопрос о подготовке японских вооруженных сил к будущим агрессивным минам на значительном удалении от Японских о-вов. В "Белой книге" отмечается, что "ВВС и ВМС должны быть готовы к нанесению ударов по противнику на максимально возможном удалении от своей территории, насколько это позволяют характеристики состоящих на вооружении систем оружия".

Согласно официальным заявлениям, "максимально возможное удаление" определяется по состоянию на сегодняшний день в 1000 миль от японского побережья, то есть представляет собой зону, охватывающую тихоокеанские воды у рубежей СССР, КНДР, КНР, Тайваня, Южной Кореи и Филиппин и достигающую границ СРВ и Малайзии (см. схему). В контексте "военной ответственности в 1000-мильной зоне" особенно зловеще выглядят обязательства, данные Соединенным Штатам, при "чрезвычайных обстоятельствах" блокировать проливы, через которые советский флот выходит в Тихий океан. Все это свидетельствует о готовности Токио непосредственно принять участие в стратегических операциях против СССР.

Другим подтверждением милитаристских намерений Токио служит впервые провозглашенное в официальных документах требование о том, что японские вооруженные силы "должны быть способны вести боевые действия с применением обычных средств во взаимодействии с американскими вооруженными силами в ядерной войне". Своими корнями это положение уходит в доклад американо-японской рабочей группы, который еще три года тому назад рекомендовал правительствам Японии и стран-участниц НАТО рассматривать в неразрывном единстве использование обычного и ядерного оружия. В связи с этим зарубежная печать выражает опасения, что правящие круги намереваются "совершить покушение" на официально принятые в стране три "безъядерных принципа": не производить, не размещать и не ввозить ядерное оружие. Однако, как свидетельствует иностранная пресса, третий принцип практически уже нарушается.

В свете подобных военных концепций особое внимание уделяется техническому совершенствованию японской армии, введению новых организационно-штатных структур соединений и частей, повышению их огневой мощи и мобильности, чтобы они могли по "численности и боевым возможностям соответствовать армиям наиболее развитых государств мира". Тем самым обусловливается более высокий, чем прежде, рост военных расходов Японии, который предполагается осуществить за счет пропорционального урезывания средств на социальные нужды. Так, при составлении государственного бюджета на 1984 финансовый год (начинается 1 апреля) запланировано увеличение ассигнований УНО на 6,9 проц., в то время как некоторым другим министерствам и ведомствам предложено ежегодно сокращать их на 10 проц. По оценке гонконгского журнала "Эйша уик", освоение "1000-мильной зоны" потребует закупки только для ВВС по меньшей мере 600 самолетов типа F-15 (в настоящее время их заказано 135), не говоря уже о другом дорогостоящем вооружении. Не случайно "Белая книга" сетует на то, что существующие темпы роста ассигнований на военные цели не смогут обеспечить новые милитаристские планы. Как отмечает американский журнал "Тайм", даже ежегодное увеличение Японией военных расходов на 7-8 проц. не удовлетворит общих с США империалистических интересов. "Военные ассигнования Японии должны подвергнуться трех- и даже пятикратному увеличению", - заключает журнал.

Одновременно расширение связей с Пентагоном вынуждает Японию нести и другие материальные затраты. Постоянно удорожается содержание американских войск, расквартированных на японской территории, которое сейчас обходится Японии в 1 млрд. долларов ежегодно. Кроме того, осуществляется передача Соединенным Штатам технологии военного назначения. На японской земле совершенствуется система базирования американской авиации, увеличивается число заходов в порты кораблей 7-го флота и подводных лодок с ядерным вооружением.

Военно-политическое сотрудничество с США как ведущей страной НАТО провозглашается в качестве основного направления в военной политике Токио. Милитаристские усилия Японии, утверждается в "Белой книге", "не только обеспечивают безопасность страны, но и способствуют поддержанию и укреплению доверия к японо-американской системе безопасности, а также вносят вклад в обеспечение безопасности всех западных стран". Одним из важных элементов этого вклада стала активная поддержка японским правительством размещения "Першингов-2" и крылатых ракет в Западной Европе.

Разносторонне выраженная в "Белой" и "Голубой" книгах идея укрепления военного союза с Соединенными Штатами получает практическое выражение в интенсификации совместной боевой подготовки войск. Так, в сентябре - октябре 1983 года в непосредственной близости от советских границ проходили провокационные американо-японские учения. Как отмечалось в зарубежной печати, в них принял участие каждый седьмой солдат, более 170 самолетов и 150 кораблей вооруженных сил Японии. Американские ВМС были представлены 12 кораблями 7-го флота и подводными лодками. Интенсивность мероприятий по отработке взаимодействия как в оперативном, так и в тактическом звене из года в год наращивается. Всего за последние 30 лет состоялось около 100 совместных учений ВМС, а ВВС - более 50 за пять лет. С прошлого года стали регулярными совместные военные маневры сухопутных войск США и Японии, а в перспективе планируются учения всех трех видов вооруженных сил.

Углубление процесса координации военной политики Японии и НАТО носит настолько интенсивный характер, что это позволило ведущему японскому информационному агентству "Киодо Цусин" заявить: "Правительство превращает страну в ассоциированного члена Североатлантического союза". Если до недавних пор контакты Токио с блоком осуществлялись через так называемый совет парламентариев по "вопросам обеспечения безопасности Японии, США и западноевропейских государств", то с середины 1983 года активизируются усилия по установлению непосредственных связей между японскими и натовскими военными кругами. В иностранной печати появились сообщения, что правительство Японии намерено создать специальный орган для организации взаимодействия с НАТО на регулярной основе.

Делая ставку на расширение военных возможностей Японии, международная реакция преследует цель превратить японский милитаризм в своего рода поверенного США и Североатлантического блока в проведении империалистической блоковой политики в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Так, японская газета "Майнити", комментируя доклад Пентагона по военно-политическим проблемам 1983 года, отмечала, что в нем впервые четко указано: "Япония находится в таких же военно-союзнических отношениях с Соединенными Штатами, что и страны НАТО". В соответствии с этим предусматривается создание в регионе так называемой "системы обеспечения коллективной безопасности" в качестве одного из звеньев "совместной обороны государств западного союза". Иначе говоря, с усилением военной роли Японии связываются расчеты, основанные на том, что ее правящие круги выступят организаторами новых военно-политических блоков. Тем самым США и натовские стратеги стремятся реализовать свою давнишнюю мечту - окружить социалистические государства кольцом милитаристских альянсов.

Подобные попытки предпринимались и в прошлом*. Это и печально известная Организация договора для Юго-Восточной Азии (СЕАТО), ряд членов которой принимал непосредственное участие в грязной агрессии Соединенных Штатов против свободолюбивых народов Индокитая. Поражение интервентов привело к ликвидации СЕАТО в 1977 году. Оказалась нежизнеспособной и другая замкнутая политическая группировка - АЗПАК (Азиатско-Тихоокеанский совет). Ее деятельность была свернута на "неопределенный срок" в 1973 году.

Ныне делаются попытки сколотить новые блоки и усилить существующие за счет активного подключения к ним Японии. Среди первых можно назвать прежде всего НЕАТО (Организация договора для Северо-Восточной Азии) и ПАТО (Организация тихоокеанского договора, или "Тихоокеанское сообщество"). Кроме того, вынашиваются планы расширения военных возможностей блока АНЗЮС, созданного в 1951 году Соединенными Штатами с участием Австралии и Новой Зеландии. После вступления Японии и Канады его предполагается переименовать в ДЖАКАНЗЮС (по первым буквам английских названий будущих стран-участниц).
Организовать НЕАТО планируется на базе "дальневосточного треугольника": США-Япония-Южная Корея. Правящие круги Соединенных Штатов считают двусторонние военные соглашения с этими странами "неотъемлемой частью" своего азиатского военно-политического курса. Пентагон ежегодно проводит с южнокорейским режимом и, как уже отмечалось выше, с японскими милитаристами крупные военные маневры. Например, в американо-южнокорейских учениях 1983 года "Тим спирит" с обеих сторон приняло участие почти 200 тыс. солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники. Причем цели учений как с Японией, так и с Южной Кореей идентичны - "отражение угрозы с севера", что разоблачает их провокационный характер, направленный на подготовку к ведению военных действий против социалистических государств. Подобные "совпадения", отмечалось в японской печати, в последнее время становятся все более частыми и раскрывают планы Пентагона относительно проведения трехсторонних военных маневров в рамках "дальневосточного треугольника". Это подтверждает и решительное давление Вашингтона на Токио с целью заставить его расширить обязательства в отношении сеульского режима и в экономическом, и в военном плане.

Об активизации блоковой политики Японии в регионе свидетельствует также идея создания "Тихоокеанского сообщества". Разоблачая милитаристские планы Японии и США, зарубежная печать отмечает, что суть действий по образованию этого сообщества состоит в попытках связать на базе антикоммунизма страны региона с Японией сначала в экономической сфере, а затем - и это уже сейчас становится очевидным - наполнить эти связи военным содержанием.

Готовясь к роли поверенного США и стран НАТО в военно-политических делах на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, японские правящие круги подключились к многосторонним военным учениям, которые Пентагон проводит в регионе. Так, японские ВМС и ВВС стали постоянными участниками крупных маневров "Рим-пак" ("Тихоокеанское кольцо"). Их состав - члены блоков НАТО (США, Канада) и АНЗЮС (Австралия и Новая Зеландия) - показывает, что Япония активно играет опасную роль связующего звена между империалистическими военными союзами на Западе и в Восточной Азии.

Очередным шагом по сколачиванию в регионе милитаристского альянса на базе пресловутого "дальневосточного треугольника" стал состоявшийся в ноябре 1983 года визит президента Рейгана в Токио и Сеул. В ходе этого вояжа глава американской администрации потребовал также от японских руководителей увеличить вклад в общие военные усилия Запада путем наращивания боевой мощи вооруженных сил, установления контроля над акваторией в радиусе 1000 миль от японских берегов, создания "Тихоокеанского сообщества", имеющего четко выраженную реакционную направленность. Комментируя итоги визита Рейгана, японская "Асахи" отмечает, что "осуществляя мировую стратегию, США повышают свои требования к Японии, которая подтвердила на переговорах стремление выполнить возложенную на нее роль". Социалистическая партия Японии в своем заявлении подчеркнула, что "высокая оценка Токио и Вашингтоном роли Южной Кореи будет способствовать укреплению японо-американского военного союза и превращению Японии в крупную военную державу. Это приведет к обострению напряженности в Азии".

В целом планы создания "системы безопасности" в Азии находились в центре переговоров Рейгана и Накасонэ, которые высказались за то, чтобы "американо-японские отношения вышли за рамки двух стран" и стали "осью западной солидарности". С этой целью американский президент выдвинул идею создания "тихоокеанского союза". По замыслам Вашингтона, он должен заменить нынешний двусторонний японо-американский союз, став "новым передовым рубежом свободного мира", азиатско-тихоокеанским вариантом Североатлантического блока.

Более того, в своем выступлении в парламенте Японии Рейган открыто призвал к установлению американо-японского господства чуть ли не в мировом масштабе. "Мы, - отметил он, - можем навсегда стать могущественными партнерами, причем не только в районе Тихого океана, но и повсюду в мире... Обладая экономическими потенциалами, производящими половину всей продукции Запада, мы не можем избежать глобальной ответственности". Речь идет, таким образом, о стремлении ультрареакционных империалистических кругов к сформированию глобального военно-политического альянса, направленного своим острием против Советского Союза, и в этой агрессивной коалиции Японии отводится одна из центральных ролей.

Усиление милитаристского характера политики Японии, органически вписывающейся в агрессивный, авантюристический курс международного империализма, и прежде всего США, обязывает советских воинов повышать бдительность к проискам реакционных сил и совершенствовать боеготовность по защите священных рубежей нашей социалистической Родины.

Зарубежное военное обозрение №12 1983
 

Категория: 1983 | Добавил: target (28.05.2008) | Автор: Подполковник В.Соловьёв
Просмотров: 1938 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz