Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 26.06.2017, 03:08

Главная » Статьи » Архив по годам » 1983

Авиаракетная промышленность Швеции

Авиаракетная промышленность Швеции

Ю. Антонов

Швеция не участвует в военных блоках и традиционно придерживается политики нейтралитета. Однако она ежегодно расходует значительные средства (около 8 проц. государственного бюджета) на военные цели. В июне прошлого года риксдаг (парламент) принял новый закон о политике в области обороны на 1982-1987 годы, согласно которому вооруженным силам за этот период будет выделено 83 млрд. шведских крон. Швеция стремится обеспечить потребности своих вооруженных cил за счет собственного производства. В настоящее время ее промышленность выпускает почти все виды обычного оружия и боевой техники. В последние годы около 5 проц. бюджета министерства обороны выделялось на НИОКР. В новом пятилетии, в связи с принятием ряда крупных военных программ, расходы на эти цели значительно увеличатся.

Одной из ведущих отраслей военного производства Швеции является авиаракетная промышленность, в которой занято около 15 тыс. человек (почти 1/3 всех работающих на военное ведомство). Она специализируется на выпуске боевых реактивных, легких турбовинтовых и поршневых самолетов, некоторых типов управляемых ракет (УР) тактического назначения, а также авиационных и ракетных двигателей. Производство авиаракетной техники в основном осуществляется тремя фирмами: «СААБ-Скания», «Бофорс» и «Вольво флюгмотор», на долю которых приходится около 30 проц. общей военной продукции страны.

«СААБ - Скания» - крупнейшая промышленная компания Швеции. В авиаракетном секторе занято 6000 человек, его доля в общем объеме производства фирмы составляет 20 проц., головное предприятие расположено в г. Линчёпинг. За последние 30 лет этот завод выпустил более 2000 реактивных и 1500 поршневых самолетов военного назначения, в том числе. 600 боевых машин «Дракен» и около 200 самолетов СААБ-105, которые до настоящего времени находятся на вооружении ВВС Швеции, Австрии и некоторых других стран.

С 1971 года авиационный завод в г. Линчёшшг производит сверхзвуковой самолет «Вигген» с турбовентиляторным двигателем и укороченным взлетом и посадкой в вариантах: AJ37 (истребитель-бомбардировщик, рис. 1), SF37 (разведчик), SH37 (морской разведчик), SK37 (учебно-боевой) и JA37 (истребитель-перехватчик).

Выпуск первых четырех из указанных модификаций завершен, а серийное производство последнего образца, начатое в 1978 году, планируется продолжить до 1988-го. Общее количество построенных машин предполагается довести до 329, из них 149 в варианте JA37. Программа создания этой модификации оценивается в 6 млрд. шведских крон. Самолеты предназначены для замены многоцелевых истребителей «Дракен» в шведских ВВС. Кроме того, компания разработала экспортный вариант - СААБ-37Х, однако до последнего времени продать его не удалось из-за насыщенности международного рынка боевыми самолетами.

Авиационный завод в г. Мальме в 1969 году начал выпускать легкий учебно-тренировочный самолет «Сафари» (MF115). В военном варианте он известен под названием «Саппортер» (MF117) и является многоцелевым. Обе модификации пользовались спросом на мировом рынке. Крупные партии самолетов «Саппортер» были проданы Дании (32 единицы), Пакистану (45) и другим странам. В настоящее время их производство прекращено. Последняя партия из 16 машин была заказана для ВВС Норвегии в феврале 1981 года. Кроме того, по лицензии фирмы «СААБ-Скания» продолжается сборка этих самолетов в Пакистане. С августа 1978 года в производстве находится последняя модификация - «Сафари ТС», двигатель которой оснащен системой турбонаддува.

В настоящее время фирма ведет разработку двухместного учебно-боевого самолета СААБ-14 с турбовинтовым двигателем.

Будущее авиационной промышленности Швеции, как считают зарубежные специалисты, связано с проектом JAS ( JAS - аббревиатура из начальных букв шведских слов, покапывающих боевое предназначение самолета: J (Jakt -- истребитель), A (Attack - штурмовик) S (Spaning - разведчик). - Ред.) - разработкой нового поколения многоцелевых сверхзвуковых реактивных самолетов, которые в 90-е годы должны заменить самолеты «Вигген». В 1980 году по решению правительства была создана «Промышленная группа JAS», в которую, кроме «СААБ-Скания» и «Вольво флюгмотор», вошли фирмы «Л. М. Эрикссон» (производство доплеровских РЛС, инфракрасных систем переднего обзора, бортовых ЭВМ и систем опознавания), SRA Communications (разработка систем отображения информации на фоне лобового стекла и трех индикаторов приборной доски летчика), а также объединение государственных заводов FFV (Forenade Fabriksverken - общая координация работ по программе и создание наземной аппаратуры технического контроля бортовых систем самолета). Задача группы состояла не только в проведении предварительных работ по проекту, но и в определении конкурентоспособности будущего самолета (которому дано наименование JAS-39) по сравнению с такими, как американские F-5, F-16, F-18 и французский «Мираж-2000».

Максимальный взлетный вес JAS-39 по проекту составляет 8-9 т (у самолетов «Вигген» 17-20 т). Этого предполагается достичь за счет использования композиционных материалов (на их долю будет приходиться 30 проц. веса самолета), установки малогабаритного, но достаточно мощного двигателя F404J (максимальная тяга 8160 кг) американской фирмы «Дженерал электрик» и широкого применения микроэлектроники.

В июне 1982 года шведское правительство одобрило программу JAS. В соответствии с ней до 2000 года предусматривается провести разработку и построить первую партию новых самолетов в количестве 140 единиц. Начало летных испытаний планируется на 1985-1986 годы, а серийного производства - на 1991-й. Общие потребности ВВС страны оцениваются в 300 машин.

Стоимость выполнения указанной программы составляет, по данным иностранной печати, 25,7 млрд. шведских крон (2,4 млрд. фунтов стерлингов) в ценах февраля 1981 года. Финансирование программы по годам распределяется следующим образом (в млрд. крон): в 1982-1987 годах - 3,8, в 1987-1992-м - 7,8 и в 1992-2000-м - 14,1.

До 1987 года на разработку самолета JAS-39 предполагается израсходовать около 5 проц. средств, выделяемых вооруженным силам страны, а в целом до конца столетия на осуществление программы будет затрачено 13 проц. средств, предназначаемых на этот период ВВС Швеции (или 23 проц. их расходов на закупки вооружения).

По мнению зарубежных специалистов, с принятием программы JAS отпадет, очевидно, необходимость замены СААБ-105 новым учебно-боевым самолетом, создание которого в течение последних лет не обеспечивалось бюджетными ассигнованиями. Разработкой и производством ракет в Швеции заняты две фирмы - «СААБ-Скания» и «Бофорс». В настоящее время в вооруженных силах страны имеются следующие ракеты собственного производства: УР Rb08A, Rb05A, Rb04E, ПТУР «Бантам» и ракеты для ЗРК RBS70.

Авиаракетный сектор фирмы «СААБ-Скания» (г. Линчёпинг) большое внимание уделяет созданию управляемых ракет классов «поверхность-поверхность», «воздух - корабль» и «воздух - земля». Одним из первых образцов ее продукции, разработанным на основе французской технологии, является УР Rb08A в варианте «поверхность-поверхность». Для ВМС страны было произведено в общей сложности 98 ракет этого образца. В 1970 году их выпуск прекращен.

До 1977 года «СААБ-Скания» производила УР Rb05A класса «воздух-земля» и «воздух-корабль», а также Rb04E класса «воздух-корабль» для вооружения самолетов СААБ-105 и «Вигген».

В 1975 году была начата разработка УР Rb72 класса «воздух - воздух», предназначенной для вооружения самолетов JA37, однако в 1978-м, когда проект был доведен до стадии производства, работы были остановлены и по решению военного руководства для этих самолетов стали закупать английские ракеты «Скайфлэш». В настоящее время по контракту с английской компанией «Бритиш аэроспейс» производится оборудование для УР «Скайфлэш», в том числе системы автоматического управления полетом, гироскопы, пусковые устройства и т. д. По американской лицензии «СААБ-Скания» выпускает также УР «Фалкон» (шведское обозначение Rb27 и Rb28) и «Сайдвиндер» (Rb24) класса «воздух-воздух».

В конце текущего года планируется начать серийное производство неконтактных лазерных взрывателей для переоснащения ими УР «Сайдвиндер» (вместо используемых сейчас инфракрасных). По заявлению специалистов фирмы-разработчицы «Л. М. Эрикссон», основным преимуществом нового взрывателя является его высокая помехоустойчивость к таким средствам противодействия, как ИК ловушки.

В 1981 году был получен заказ (стоимость контракта 8 млн. крон) от норвежского государственного военного завода «Конгсберг вопенфабрикк» на разработку самолетной пусковой установки для авиационной модификации противокорабельной ракеты «Пингвин-МкЗ», которая будет применяться с тактических истребителей F-16.

«Бофорс» - один из крупнейших промышленных концернов страны. Его сектор военной техники (численность занятых 5700 человек, в том числе более 1000 в ракетостроении, доля в общем объеме производства 50 проц., промышленный центр расположен в г. Карлскуга) наряду с другими видами оружия выпускает противотанковые и зенитные ракеты.

Разработки ПТУР «Бантам» начались еще в 1959 году. Позднее в них приняла участие швейцарская фирма «Эрликон». С середины 60-х годов указанные ПТУР стали поступать на вооружение сухопутных войск Швеции и Швейцарии. Всего произведено 6000 ракет (в 1978 году их выпуск был завершен).

В 1979 году концерн получил государственный заказ на разработку и опытное производство нового легкого ПТРК RBS56 для замены ПТРК «Бантам». Стоимость контракта 112 млн. крон, начало производства планируется на 1984-1985 годы. Комплекс включает ракету, пусковую трубу, прицел и треногу. Переносится расчетом из трех человек. Максимальная дальность стрельбы 2000 м, управление ПТУР по проводам. Особенностью ракеты является наклон кумулятивной боевой части под углом 30° к горизонтальной плоскости, чем, как отмечается в иностранной печати, достигается большая бронепробиваемость.

Одной из последних разработок концерна «Бофорс», получившей признание на мировом рынке вооружения, является переносной зенитно-ракетный комплекс RBS 70, снабженный системой наведения по лучу лазера. Он может работать совместно с различными радиолокационными станциями, например PS-70/R «Жираф» фирмы «Л. М. Эрикссон». Этот ЗРК предназначен для поражения вертолетов и самолетов на малых высотах, эффективная дальность стрельбы до 5 км. Помимо Швеции, комплексы поступают на вооружение сухопутных войск Норвегии, Ирландии и ряда других стран. В текущем десятилетии предполагается расширить их экспорт до 80 проц. годового производства. В настоящее время проходят испытания мобильные модификации ЗРК RBS70 на базе автомобиля повышенной проходимости типа «Лендровер» и БТР М113.

В 1978 году для лучшей координации своей деятельности «СААБ - Скания» и «Бофорс» создали совместную компанию «СААБ-Бофорс миссайл корпорейшн». В 1979 году она получила первый правительственный заказ (стоимость контракта 529 млн. крон) на разработку и производство для ВМС и ВВС страны опытных образцов противокорабельных УР RBS15. Выпуск ракеты в варианте «корабль - корабль» предполагается начать с 1984-1985 годов, в варианте «воздух - корабль» - в конце 80-х. Ракета будет иметь вес 560 кг (без ускорителя), дальность действия в варианте «воздух - корабль» - 60 км, а в варианте «корабль - корабль» - более 100 км. Ее производство позволит отказаться от закупок американской ракеты «Гарпун» для ВМС и заменить УР Rb04E в ВВС страны. Морскую модификацию RBS15 предполагается устанавливать на катерах типа «Спика-3» и подводных лодках нового проекта А17.

Судя по последним сообщениям зарубежной прессы, фирма на базе противокорабельной ракеты RBS15 разрабатывает управляемую планирующую бомбу (получила условное обозначение RBS15G) с телевизионно-командной системой наведения, предназначенную для поражения крупных целей (типа железнодорожных мостов, плотин, надводных кораблей) на дальностях около 10 км. В качестве основных носителей предполагается использовать истребитель-бомбардировщик AJ37 и создаваемый новый многоцелевой самолет JAS-39.

«Вольво флюгмотор» (численность занятых 3100 человек, доля военного производства около 70 проц., основной завод расположен в г. Тролльхетан) занимается разработкой и производством авиационных и ракетных двигателей. Фирма имеет большой опыт сотрудничества с ведущими компаниями капиталистического мира, специализирующимися в области авиационного моторостроения.

Так, по лицензии английской фирмы «Роллс-Ройс» она выпускала турбореактивные двигатели RM6 для самолетов «Дракен», позднее совместно с американской компанией «Пратт энд Уитни» проводила разработку двух вариантов двигателя (RM8A и RM8B) для самолетов «Вигген», а с 1978 года совместно с фирмой «Гаррет» (США) - турбовентиляторного двигателя TFE042, предназначенного для нового поколения легких боевых самолетов.

«Вольво флюгмотор» проводит также самостоятельные исследования и разработки турбореактивных и прямоточных воздушно-реактивных, а также ракетных двигателей. В рамках Европейского агентства по исследованию космического пространства она участвовала в создании ракеты «Ариан».

По программе JAS фирма будет производить по лицензии американского концерна «Дженерал электрик» турбовентиляторный двигатель F404J, получивший шведское обозначение F404S.

В целом авиаракетная промышленность Швеции обеспечивает потребности страны в боевых самолетах и некоторых видах ракет, а вертолеты, отдельные виды самолетов и ракет закупаются за рубежом, главным образом в США и европейских странах НАТО.

Основная часть шведского импорта авиаракетной техники приходится на долю США. Военно-промышленное сотрудничество страны с Соединенными Штатами расширяется год от года. Этому способствует и недавнее решение правительства о закупках крупной партии ракет «Сайдвиндер». Укрепление связей Швеции с американским военно-промышленным комплексом втягивает страну в сферу военно-стратегических интересов НАТО и ставит под угрозу ее политику нейтралитета.

Зарубежное военное обозрение №2 1983

Категория: 1983 | Добавил: target (27.05.2008) | Автор: Ю. Антонов
Просмотров: 2553 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz