Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 18:26

Главная » Статьи » Архив по годам » 1983

Религия в идеологии обработке военнослужащих Бундесвера

Религия в идеологии обработке военнослужащих Бундесвера

Полковник запаса П. Москвин,
подполковник А.Тараканов

После второй мировой войны в качестве одной из главных идейных опор капиталистического строя в Западной Германии выступила церковь, которая объединила силы реакции и удержала под своим духовным влиянием широкие народные массы, стала препятствием прогрессу и демократизации общественной жизни, полному разоблачению военных преступников. Она способствовала созданию и консолидации различных реакционных организаций, политических, клерикальных партий, в первую очередь Христианско-демократического союза (ХДС) и его баварского филиала Христианско-социального союза (ХСС), помогла им укрепить свои позиции и прийти к политической власти.

В настоящее время с церковью активно сотрудничают как образующие правящую коалицию партии ХДС, ХСС и СвДП (Свободная демократическая партия), так и находящаяся в оппозиции СДПГ, которые явно стремятся расширить и укрепить свои связи с религиозными кругами, использовать их авторитет для ведения борьбы с прогрессивными идеями, для привлечения масс к поддержке правящих классов. Западногерманское руководство вполне устраивает тезис церкви о том, что в обществе западных демократий больше нет классовой борьбы, а противоборство между социализмом и капитализмом это не что иное, как столкновение безбожников-атеистов с христианством и культурой Запада. При этом, по оценке зарубежных специалистов, приход к власти в октябре 1982 года ХДС, ХСС и СвДП будет способствовать дальнейшему усилению роли религии в идеологической обработке населения и армии Западной Германии в реакционном, антикоммунистическом духе.

Церковь удерживает прочные позиции в общественной жизни ФРГ. По сведениям западногерманской прессы, около 96 проц. населения- верующие, в том числе: 52 проц. - протестанты, которые проживают главным образом на севере и востоке страны, а также в крупных городах, и 43 проц. - католики, живущие на западе, юго-западе и в сельской местности. Еженедельно свыше 11 млн. католиков (то есть каждый третий) посещает церковь. Почти половина взрослого населения (42 проц.), по данным опросов, верит в загробную жизнь. В стране более 10 тыс. протестантских религиозных общин и свыше 12 тыс. католических, в них примерно 40 тыс. священников (в среднем один священник на 1,5 тыс. верующих). Большинство населения Западной Германии доверяет представителям церкви, считает важным и полезным влияние религии на общественную жизнь. Половина опрошенных студентов поставила церковь на первое место среди общественных институтов (политические партии, государственный аппарат, средства массовой информации), наиболее сильно влияющих на студенчество.

Хотя церковь в ФРГ отделена от государства, наличие связи с ней, признание себя верующим считается признаком благонадежности, способствует успешной карьере на государственной службе, и, наоборот, заявления об атеистических взглядах кого-либо из граждан серьезно осложняют их путь к достижению высоких должностей, вызывают подозрения в обществе. Фактически среди населения Западной Германии, в том числе и среди военнослужащих, значительно больше неверующих, чем это следует из официальных данных, так как многие продолжают сохранять видимость веры в бога, чтобы неверие не отразилось на их положении в обществе и служебной карьере.

Церковь стремится выступать в качестве некоего нейтрального надгосударственного и надпартийного института, якобы заинтересованного прежде всего в сохранении мира и в воспитании у всех людей высоких личностных качеств, готового утешать и поддерживать их морально в трудные периоды жизни. Одна из основных ее задач - борьба с "силами зла", под которыми понимаются в первую очередь коммунистическая идеология, политика, проводимая СССР и другими социалистическими странами.

Стремясь приспособиться к современной жизни, церковь демократизирует свою религиозную деятельность, отказывается от наиболее обветшалых и одиозных средневековых догм и суждений. Служители культа принимают участие в спортивных и культурных мероприятиях, стремятся сблизиться с массами, не выделяться из их среды своим поведением и даже одеждой, чутко учитывают настроения отдельных слоев населения, умело строят пропаганду религиозных идей, не требуют от верующих строгого и пунктуального соблюдения всех церковных обрядов. В целях усиления влияния на население и католическая, и протестантская церковь создает свои молодежные, женские, профсоюзные и другие организации, издает значительное количество журналов и газет для различных категорий читателей (только католическая церковь ФРГ выпускает свыше 240 газет общим тиражом около 9 млн. экземпляров). Ряд церковных изданий рассчитан специально на военнослужащих.

Чтобы сохранить роль религии в обществе, церковь обязывает всех священнослужителей больше общаться с прихожанами, быть готовыми в любое время внимательно выслушать каждого верующего или неверующего, который обратится с каким-либо вопросом, привлекать людей, особенно молодежь, к церкви, "помогая и сочувствуя им в трудные периоды жизни", знать о своей пастве по возможности все, умело вести религиозную работу с каждым человеком, исходя из его особенностей.

Военные и государственные деятели прежней Германии всегда придавали очень большое значение религии в идеологической обработке немецких солдат. Еще во времена Фридриха П были введены специальные занятия ("религиозные упражнения"), которые должны были повышать боевой дух, насаждать у солдат религиозный фанатизм и презрение к смерти, постоянную готовность вести войну во имя веры и короля.

Церковь откровенно поддерживала все милитаристские авантюры гитлеровцев. Перед нападением Германии на Польшу военные епископы обратились к солдатам вермахта с пастырским посланием, в котором требовали от них полного повиновения фюреру, готовности принести свою жизнь в жертву во имя торжества национал-социализма. Особенно ярко реакционная роль церкви проявилась во время войны с Советским Союзом. Военно-церковная служба фашистской Германии призывала военнослужащих к "крестовому походу на Восток, к священной войне против коммунизма", к борьбе "за веру, церковь, родину, народ, за христианство". О советских людях немецкая церковь говорила как о "существах, враждебных богу и религии, превратившихся почти в зверей". Тем самым она безоговорочно оправдывала массовые убийства мирных жителей, в том числе женщин и детей, любые преступления, совершенные солдатами вермахта на территории СССР. Священники в форме войск СС, не стесняясь, заявляли, что "Христос вернулся к немцам в лице фюрера".

Задача военно-полевой церковной службы вермахта в годы войны состояла прежде всего в том, чтобы повышать боеспособность войск, их моральный дух, готовность к боевым действиям. Ее деятельность по религиозному оболваниванию военнослужащих тесно увязывалась с идеологической обработкой. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что все сколько-нибудь серьезные документы церковной службы (пастырские послания, обращения, воззвания и даже проповеди), обращенные к солдатам, предварительно согласовывались с представителями имперского министерства пропаганды, возглавлявшегося Геббельсом. Однако церковь ушла от ответственности за фактическое соучастие в военных преступлениях третьего рейха.

В настоящее время военно-церковная служба в бундесвере является прямой наследницей и непосредственной продолжательницей дел и традиций церковных служб рейхсвера и вермахта. Западногерманская церковь была в числе тех, кто в 1950 году первым выступил за вооружение ФРГ против "коммунистической угрозы с Востока", и с самого начала создания вооруженных сил воспитывает личный состав в милитаристском, антисоветском духе. Фактически военно-церковная служба тесно увязывает свою работу со всей системой идеологической обработки солдат и офицеров, вносит значительный вклад в их оболванивание, опираясь при этом на полную поддержку со стороны руководства министерства обороны.

Государство выделяет значительные средства на организацию и проведение различных религиозных мероприятий в бундесвере. Они расходуются на строительство церквей в гарнизонах, оформление специальных комнат в подразделениях для религиозного воспитания, на выпуск разнообразной и многочисленной религиозной литературы. Согласно сообщениям иностранкой прессы, военные священники имеются во всех штабах от бригад и выше, на кораблях, в округах, а также в подразделениях западногерманских вооруженных сил, находящихся за рубежом. В 1980 году в бундесвере было 272 штатных священника. Кроме того, широко привлекаются внештатные, которые совмещают свою службу в гражданских приходах с религиозным обслуживанием госпиталей, училищ, школ, полигонов, небольших подразделений бундесвера. Если в кайзеровском рейхсвере на одного штатного военного священника приходилось до 6 тыс. военнослужащих, а в фашистском вермахте до 3 тыс., то в бундесвере - только 1,5-2 тыс. Командиры частей и подразделений, руководствуясь указаниями министерства обороны, обязаны обеспечивать участие солдат и офицеров в религиозных мероприятиях, освобождая их для этого от несения службы и предоставляя дополнительные отпуска.

На должности военных священников (самые младшие приравнены к штатной категории майор) направляются проверенные, показавшие себя умелыми воспитателями духовные лица из гражданских церковных общин. Срок их службы, как правило, не превышает 12 лет, после чего они возвращаются на свое прежнее место. Высшие церковные чины служат в бундесвере постоянно, они приравнены к штатным категориям полковник и бригадный генерал. Руководство бундесвера тщательно отбирает кадры будущих военных священников из духовных лиц, предварительно рекомендованных церковными властями, предпочтение отдается тем из них, кто служил ранее в вооруженных силах. Если священник не соблюдает строжайшей лояльности по отношению к задачам, решаемым бундесвером, его могут немедленно уволить из вооруженных сил.

Военно-церковная служба, по данным зарубежной печати, регламентируется уставами 66/1, 66/2 и специальной инструкцией о совместной работе с военными священниками, изданной генеральным инспектором для командного состава.
Возглавляют военно-церковную службу соответственно протестантский и католический епископы. Вся ее работа организуется управлениями по делам протестантского и католического вероисповеданий, подчиненными через центральное управление вооруженных сил министру обороны.

В штабах военных округов имеются протестантские и католические деканы (викарии), которые руководят деятельностью всех военных священников частей сухопутных войск и военно-воздушных сил, школ и других учреждений бундесвера, дислоцирующихся на данной территории. Протестантский и католический деканы при командовании военно-морских сил обеспечивают руководство военно-церковной службой на кораблях и в авиации ВМС.

Военные священники не зависят от командования в вопросах отправления религиозных обрядов, но по организационным вопросам они обязаны руководствоваться уставами, инструкциями и подчиняются командирам частей и начальникам гарнизонов. Главной задачей военно-церковной службы и в настоящее время считается всемерное повышение боеспособности личного состава войск, что должно достигаться присущими ей средствами, укрепление морального духа солдат и офицеров, воспитание у них готовности с оружием в руках сражаться за веру.
Религиозная обработка военнослужащих осуществляется на так называемых "занятиях о смысле жизни", богослужениях, церковных конференциях и собраниях, путем индивидуальных бесед, во время паломничеств, в ходе различных мероприятий, проводимых в свободное время (спортивные соревнования, самодеятельность, экскурсии и т. п.).

Занятия по религиозному воспитанию проводятся в служебное время раз в месяц (их продолжительность 2 ч) раздельно по группам католического и протестантского вероисповеданий. На них рассматриваются религиозные, культурные, социальные, политические темы с антикоммунистических и антисоветских позиций. Около 10 проц. военнослужащих дополнительно участвуют в проводимых в масштабах гарнизонов религиозных диспутах или семинарах, где обсуждаются практически те же вопросы, но более подробно. Особое внимание обращается на активность присутствующих, из их числа подготавливаются кадры религиозных активистов, способных помогать военному священнику. О направленности занятий свидетельствует их тематика: "Христианство сегодня", "Мой путь к вере", "Расовая проблема", "Что было с евреями?", "Любовь, брак, семья и религия" и т. д.

Регулярно устраиваются также церковные собрания (для католиков) и церковные конференции (для военнослужащих протестантского вероисповедания), представляющие собой многодневные мероприятия, цель которых - в соответствии с уставом 66/1 служить углублению религиозного сознания, пониманию смысла и существа веры. Фактически же они направлены на идеологическое одурманивание солдат и офицеров в духе агрессивной настроенности против материалистических, социалистических взглядов и идей. Для участия в собраниях и конференциях военнослужащим предоставляются специальные отпуска продолжительностью семь-десять дней. Солдаты срочной службы имеют право на один такой отпуск за все время службы, офицеры - на несколько.

Важной формой религиозного воздействия на военнослужащих считаются богослужения, которые регулярно проводятся в гарнизонных церквях, в специально оборудованных помещениях на территории военных городков или в полевых условиях во время учений. Они организуются в церковные праздничные и воскресные дни, а также перед учениями, маневрами и другими мероприятиями или после их окончания. В торжественных богослужениях участвуют высшие духовные лица, и, кроме того, делается все, чтобы создать особо праздничную обстановку в целях усиления эмоционального воздействия на верующих. Для богослужений в полевых условиях военные священники имеют специально оборудованные автомобили. Широко практикуется участие в службах солдат армий стран НАТО, расквартированных на территории ФРГ, а по церковным праздникам - и местного населения.

Военно-церковная служба, по оценкам иностранных специалистов, вносит большой вклад в расширение связей между военнослужащими армий стран НАТО, стремится закрепить их "братство по оружию" "братством по вере". В гарнизонах бундесвера на торжественных богослужениях, как правило, всегда присутствуют военнослужащие частей американских, английских, бельгийских, голландских войск. Не случайно один из руководителей объединенных вооруженных сил блока в Центральной Европе заявил, что "христианство является моральным цементом НАТО". Самыми известными из совместных натовских мероприятий католической церкви являются ежегодные традиционные паломничества военнослужащих католического вероисповедания в Лурд (департамент Верхние Пиренеи, Франция), где находятся священные для католиков места. Они начали проводиться с 1958 года, г, настоящее время в них ежегодно принимает участие около 20 тыс. военнослужащих, в том числе почти 4 тыс. из ФРГ. Паломничества тщательно продумываются и организуются руководителями церкви, заранее привлекаются опытные режиссеры, художники-дизайнеры, психологи. Делается все возможное, чтобы обмануть участников марша, любыми средствами укрепить у них веру в бога, поднять авторитет религии, одурманить сознание молодых людей, сохранить контроль за их убеждениями, внушить им антикоммунистические идеи. Красочно и ярко оформленные торжества, праздничные шествия, обращения и послания папы римского и других высших иерархов церкви несут большую морально-психологическую нагрузку, предназначаются для того, чтобы произвести на участников большое впечатление и способствуют развитию и укреплению их религиозных чувств. В период паломничества усиленно пропагандируются не только религиозные догмы, но и важность "дружбы и единства" солдат армий "свободных народов", а также их "решимость защищать" веру и религиозные идеалы от "сил зла" - от коммунизма.

Особое внимание в деятельности военно-церковной службы придается индивидуальным беседам священников с военнослужащими. Служители религии тщательно изучают поведение и образ мыслей солдат, ведут на них досье, стремятся стать для них первыми советчиками по всем вопросам службы и личной жизни, поддерживают контакт с их родителями, семьями. Каждому новобранцу по прибытии на службу вручается письмо-памятка, в которой наряду с религиозными наставлениями рекомендуется в любое время и по любому вопросу обращаться к своему священнику за помощью. Давая военнослужащим советы, военный священник воздействует на них в нужном ему направлении, исподволь воспитывает их в антикоммунистическом, милитаристском духе, внушает мысль о важности с оружием в руках поддерживать милитаристские устремления командования бундесвера.

Религии отводится значительная роль в поддержке буржуазных концепций и теорий по вопросам войны и армии. Военно-церковная служба призвана убедить военнослужащего; что его действия не только не противоречат христианской морали, а в высшей степени отвечают ее требованиям. Чтобы оправдать уничтожение людей в ходе военных действий, теоретики-теологи беззастенчиво объявляли "угодными богу" многочисленные захватнические войны, которые стоили человечеству многих миллионов жизней.

На военно-церковную службу бундесвера возложена задача не допускать проникновения в солдатскую среду коммунистических идей, прогрессивных взглядов на развитие природы и общества. Одновременно широко популяризируются всевозможные легенды о святых и чудотворных местах, божественных "посланиях", в которых якобы говорится о том, как должно жить человечество, что необходимо покончить с "неверием" и обратиться к богу. Среди военнослужащих широко распространяется не только религиозная литература, но и всевозможные гороскопы и другие столь же "научные" предсказания будущего, судьбы каждого человека.

В настоящее время военно-церковная служба бундесвера заметно активизировала свою деятельность и в соответствии с требованиями военного руководства усиленно готовит солдат и офицеров в моральном плане к ракетно-ядерной войне. Командование исходит из того, что военнослужащий, совесть которого спокойна (а это спокойствие и призваны обеспечить наряду с другими средствами идеологической обработки военные священники), является самым лучшим исполнителем воли командира. Считается, что христианская вера поможет военнослужащим преодолеть психологические нагрузки атомной войны. Чем более верующим и религиозным будет солдат, полагают буржуазные идеологи, тем выше его моральная готовность к войне и потребность решать конфликтные вопросы путем военной силы, а не за столом переговоров. По их мнению, неверующий сейчас терпимее, гуманнее и миролюбивее верующего.

Именно поэтому деятельности военно-церковной службы отводится в настоящее время весьма важная роль во всей системе идеологической обработки личного состава вооруженных сил ФРГ. Военные священники призваны присущими религии средствами оболванивать военнослужащих, превращать их в послушное орудие правящих кругов, воспитывать в милитаристском, подчеркнуто антисоветском и антикоммунистическом духе. Эта работа тщательно координируется с деятельностью всего аппарата идеологической обработки личного состава бундесвера, пользуется полной и всесторонней поддержкой командиров всех степеней.

Зарубежное военное обозрение №2 1983

Категория: 1983 | Добавил: target (27.05.2008)
Просмотров: 2265 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz